Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БАХТИН М.М (1895-1975)
Михаил Михайлович Бахтин В 1965 году Ю. Кристева сделала доклад на семинаре у Р.Барта о Бахтине. Позже со втрой половины 60-х годов работы Бахтина стали широко переводится во Франции.
«Общим моментом дискурсивного теоретического мышления (естественно- научного и философского), исторического изображения-описания и эстетической интуиции, важным для нашей задачи, является следующее. Все названные деятельности устанавливают принципиальный раскол между содержанием- смыслом данного акта-деятельности и исторической действительностью его бытия, его действительной единственной переживаемостью, вследствие чего этот акт и теряет свою ценность и единство живого становления и самоопределения.»(Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев. 1994.с.11) «.. эстетическое бытие ближе к действительному единству бытия- жизни, чем теоретический мир, поэтому столь и убедителен соблазн эстетизма.»(Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев. 1994.с.24) «Нужно приобщить теорию не теоретическим построениям и помысленной жизни, а действительно свершающемуся нравственному событию-бытию – практическому разуму, и это ответственно делается каждым познающим, поскольку он принимает ответственность за каждый целокупный акт своего познания, т.е. поскольку познавательный акт как мой поступок включается со всем своим содержанием в единство моей ответственности, в котором и которым я действительно живу- свершаю.»(Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев. 1994.с.20) «.. ни у теоретического познания, ни у эстетической интуиции нет подхода к единственному реальному бытию события..»(Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев. 1994.с.24) «.. вся почти критика теоретизма всецело распространима и на этические системы..»(Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев. 1994.с.27) «Жизнь может быть осознана только в конкретной ответственности. Философия жизни может быть только нравственной философией. Можно осознать жизнь только как событие а не как бытие-данность. Отпавшая от ответственности жизнь не может иметь философии: она принципиально случайна и неукоренима.» (Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев. 1994.с.53)
ЛИХАЧЕВ- вошел в традицию
Академик Лихачев правильно подчеркивает: «Категория времени имеет все большее и большее значение в современном понимании мира и в современном отражении этого мира в искусстве. Развитие представлений о времени – одно из самых важных достижений новой литературы. Постепенно все стороны существования оказались изменяемыми: человеческий мир, мир животный, растительный мир «мертвой приороды» – геологическое строение земли и мир звезд. Историческое понимание материального и духовного мира захватывает собой науку, философию и все формы искусства. «Историчность» распространяется на все более широкий круг явлений». В литературе все сильнее сказывается осознание многообразия форм движения и одновременно его единства во всем мире. Время отвоевывает и подчиняет себе все более крупные участки в сознании людей. Историческое понимание действительности проникает во все формы и звенья художественного творчества. Но дело не только в историчности, а в стремлении весь мир воспринимать через время и во времени. Литература в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени» (Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3х т., Том 1 Л., 1987. С.490)
«Художественное время, в отличие от времени объективно данного, использует многообразие субъективного восприятия времени. Ощущение времени у человека, как известно, крайне субъективно. Оно может «тянуться» и* может «бежать». Мгновение может «остановиться», а длительный период «промелькнуть». Художественное произведение делает это субъективное восприятие времени одной из форм изображения действительности» (Лихачев Д.С. Избранные работы. В 3х т., Том 1 Л., 1987. С.492-493)
ФРЕЙДЕНБЕРГ О.М.
ПРОПП В.Я.
АВЕРИНЦЕВ С.С.
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ШКОЛА Ю. М. ЛОТМАНА
УСПЕНСКИЙ Б.А.
ИВАНОВ В.В.
ТОПОРОВ В.Н.
МЕЛЕТИНСКИЙ Е.М.
«вопрос о том, что кого породил, что первичнее – миф или обряд, - аналогичен вопросу о том, что было раньше, курица или яйцо. Бывают обряды, не имеющие эквивалентного объяснительного мифа, и мифы, лишенные обрядного соответствия» (Мелетинский Е.М, введение историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С.15) «Искусство именно от мифа унаследовало свой собственный синкретизм: метафорическую образность, способность к символам и обобщению при сохранении чувственной конкретности, при слабой отдифференцированности логического мышления от аффективных, эмоционально-ценностных начал» (Мелетинский Е.М, введение историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С.19) «Мифологический трикстер – далекий предшественник средневековых шутов, героев плутовских двойников в литературе Возрождения и т.п.» (Мелетинский Е.М, введение историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. С.23) 2. «Вестник мировой культуры» 1958 №3
«История культуры на всем ее протяжении так или иначе соотносилась с мифологическим наследием первобытности и древности, отношение это сильно колебалось, но в целом эволюция шла в направлении «демифологизации» (её вершиной можно считать просвещение 18 века и позитивизм 19 веа), а в 20 в. мы сталкиваемся с крутой «ремифологизацией»(по крайней мере в рамках западной культуры), значительно превосходившей по своему масштабу романтическое увлечение мифом в начале 19 в…. новейшие интерпретации мифа выдвигают на первый план миф (и ритуал) как некую емкую форму или структуру, которая способна воплотить наиболее фундаментальные черты человеческого мышления и социального поведения, а также художественной практики» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.10)
«Мифологическая логика широко оперирует бинарными (двойными) оппозициями чувственных качеств, преодолевая, таким образом, «непрерывность» восприятия окружающего мира путем выделения дискретных «кадров» с противоположными знаками. Эти контрасты все более семантизируются и идеологизируются, становясь различными способами выражения фундаментальных антиномий типа жизнь\смерть и т.п.» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.168)
«Превращение хаоса в космос составляет основной смысл мифологии, причем космос включает ценностный, этический аспект. Мифологические символы функционируют таким образом, чтобы личное и социальное поведение человека и мировоззрение (аксиологически ориентированная модель мира) взаимно поддерживали друг друга в рамках единой системы. Миф объясняет и санкционирует существующий социальный и космический порядок в том его понимании, которое свойственно данной культуре,..» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.169)
«Происхождение космоса в целом часто представляется как развитие из яйца, как преобразование убитого богами антропоморфного существа, как цепь рождений богов, моделирующих различные природные объекты, как серия творческих актов бога- творца» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.202)
«..кардинальная черта мифа, особенно первобытного, заключается в сведении сущности вещей и их генезису: объяснить устройство вещи- это значит рассказать как она делалась, описать окружающий мир- то же самое, что поведать историю его первотворения» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.172)
«Нынешнее состояние мира- рельеф, небесные светила. Породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки и религиозные установления, все природные и культурные объекты оказываются следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических героев, предков или богов. Однако мифическое прошлое- это не просто предшествующее время, а особая эпоха первотворения, мифическое время, пра-время (Ur-zeit), «начальные», «первые» времена, предшествующие началу отсчета эмпирическому времени.» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.173)
«Мифическая эпоха – это эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копье, первый дом и т.п., первые и потому парадигматические акты физиологических отправлений, ритуальных действий, применения целебных средств, приемов охоты, первые поступки, нравственно позитивные и негативные. Поскольку сущность вещей в значительной мере отождествлена с их происхождением, то знание происхождения является ключом к использованию вещи и знание о прошлом отождествляется с мудростью (подчерк.мной- С.Г.)» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.173)
«Классический пример мифической эпохи первотворения - это так называемые «время сновидений» (dream time) в мифологии австралийских аборигенов» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.174)
У аранда мифические герои иногда обозначаются как «вечные люди».Хотя они могут в каком-то смысле «оживить» в своих потомках или сотворенных ими объектах, мыслятся они все же как существа, жившие и действовавшие только в эти начальные времена, а не как духи, ныне управляющие миром» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.174)
Миф о жертвоприношении как начале мира- пережиток тотемизма?
«Нечто подобное находим и у северо-восточных палеоазиатов: чукчи отличают время творения и от сказочных времен, и от эпохи, с который соотносятся исторические предания. Миф воспринимается как вести времен творения».Это время ассоциируется с творческой деятельностью Ворона, коряки и ительмены (камчадалы) в своем фольклоре обозначают мифическое время как время, когда жил Ворон и его народ (семья). Ворон мыслится первопредком и культурным героем. «Вороньи люди» в известном смысле аналогичны мифическим героям австралийцев и папуасов» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.175)
«..представление о времени как некоем «колебании» между полюсами или о природном цикле в собственно первобытной мифологии подчинено дихотомии творческого далекого прошлого и неподвижного настоящего, хотя сама эта неподвижность при ближайшем рассмотрении может восприниматься как некое по-своему организованное «топтание» или «кружение», циклическая модель времени в самих архаических обществах подчинена дихотомической» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.176)
«М.Элиаде прав, говоря о «платоновской структуре» всякой мифологии: действительно, все эмпирическое рассматривается мифологическим мышлением как «тени неких вечных оснований»» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.122)
Первопредки – демиурги –культурные герои.
«..актам первотворения соответствуют в архаических мифологиях жившие и действовавшие в мифическое время герои, которых можно назвать первопредками – демиургами – культурными героями.» «Первопредок- демиург-культурный герой, собственно, моделирует первобытную общность в целом… «Единая субстанция социальной группы и породы животных возводится к их общему генезису в соответствии с мифологической логикой отождествления сущности и происхождения. Тотемизм, классические формы которого как раз дают австралийские аборигены, представляет своеобразную идеологическую парадигму в раннеродовом обществе и; с одной стороны, переносит на окружающую природу представления о родовой социальной организации, а с другой- предлагает своеобразный природный код для классификации различных явлений, прежде всего социальных, и, более того, «язык онтологической системы». Тотемизм служит своеобразным медиатором между «временами сновидений» и современными людьми. Тотемные предки представляют * как существа с двойной зооантропоморфной природой» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.178-179)
«В мифах аранда и других центральноавстралийских племен рассказывается о священных «маршрутах» странствий тотемных предков в поисках родичей, во время охоты, иногда во главе группы юношей. По пути они останавливаются для трапезы, совершают обряды; утомившись в конце пути, они уходят под землю, под воду, в скалы. В этих местах возникают соответствующие тотемистические центры, и современные аранда совершают там обряды инициации юношей, достигших половой зрелости; во время обрядов инсценируются мифы о тотемных героях «времени сновидений».Рельеф местности в районе прохождения маршрутов тотемных предков является своего рода памятником их жизнедеятельности. По пути тотемные предки совершают творческие и культурные деяния, хотя тип культурного героя в Австралии в принципе еще слабо конституирован. Например, тотемные предки- дикие коты и ящерицы-мухоловки с помощью каменного ножа довершили творение людей-личинок беспомощно лежавших на выступающих из воды скалах. Сделали из обрезания (обряд инициации довершает человека), научили добывать огонь трением, готовить пищу, дали им колья и бумеранги*, разделили людей на две фратрии, снабдили каждого персональной чурингой как вместилищем души.»(1.179-180) «..хотя все персонажи и связаны тесным образом с мифическим временем…они продолжают жить и в настоящем, однако не на земле, а на небе. Перед нами зародыш небесной мифологии и следующая ступенька в процессе обожествления» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.180)
«Как известно, Леви-Стросс обратил внимание на «промежуточность» Ворона или Койота в качестве существ, питающихся падалью и потому осуществляющих медиацию между травоядными и хищными, в конечном счете между жизнью и смертью.» (
Архаические мифы творения
«В архаических мифах о первопредках-демиургах-культурных героях речь идет не о происхождении космоса в целом. В особенно архаической мифологии австралийцев весь космос сводится к микрокосмосу(точнее- к мезокосму) кормовой территории семейно-родовой группы и нескольких соседних групп, астральные мифы здесь малочисленны, зато имеется множество мифов о происхождении тотемов, инициаций, брачных классов, огня, палок-копалок, копий и т.п.» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.198)
Этиология социума.
«..введение дуальной экзогамии, т.е. возникновение общества, имплицитно выражает пафос превращения хаоса в космос. Но для тго, чтобы это пафос был выражен эксплицитным образом, рядом с этиологическими мифами должны быть достаточно развитые космо-гонические. Это имеет место в более развитых мифологиях, сосредоточенных на происхождение космоса в целом» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.201)
Хаос и космос.Космогенез.
«Происхождение космоса в целом часто представляется как развитие из яйца, как преобразо-вание из убитого богами антропоморфного существа, как цепь рождений богов, моделирующих различные природные объекты, как серия творческих актов бога-творца» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.202)
Космическая модель.
«Мировое дерево- центральная фигура прежде всего «вертикальной» космической модели и в принципе связано с трихотомическим делением на небо, землю(среднюю землю) и подземный мир» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.214)
«В архаических мифах между ранее слитыми небом и землей прокладывается путь по растущему вверх дереву, по столбу, по горе, по цепи из стрел, запущенных таким образом, что конец одной втыкается в хвост другой, по радужному мосту, по лугу, по лестнице и т.п. Заслуживает внимание, что эквивалент мирового дерева в космической модели является мировой столб или высокая гора(не говоря уже об антропоморфном первосуществе).Они не только соединяют небо и землю, но и поддерживают небо, чтоб оно не упало. В горизонтальной космической модели обычно фигурируют четыре (иногда – восемь) соотнесенных с центром столба, колонны или дерева по четырем углам, т.е. сторонам света (в мифах полинезийских, сибирских, американских, африканских, египетских, индийских и т.д.).В скандинавском мифе небесный свод поддерживается четырьмя карпами, носящими имена «Север», «Юг», «Запад», «Восток», которых можно условно соотнести с центром в виде мирового дерева и Хейм..алля как его образа» (Мелетинский Поэтика мифа М., 1976. С.215)
«Представление о первичности морской стихии из недр которой возникает или создается земля, имеет, в сущности, универсальный характер, и это представление можно найти почти во всех мифологиях мира, начиная с австралийской.»(1.206)
«Космогонической концепции первичности океана соответствует космологическая модель суши, окруженной мировым океаном. При этом также часто мыслится чем-то вроде верхнего моря.Представление о водяном хаосе лежит и в основе широко распространенного мотива всемирного потопа, якобы имевшего место в начальные времена. Переход от бесформенной водяной стихии и суше выступает в мифах как важнейший акт, необходимый для превращения хаоса в космос. Следующий шаг в том же направлении- отделение неба от земли, которое, может быть, в сущности совпадает с первым актом, если учесть первоначальное отождествление неба с мировым океаном. Однако именно повторение акта с направленностью раз вниз, и второй раз – вверх, привело к выделению трех сфер- земной, небесной и подземной (переход от двойного деления к троичному), из которых средняя сфера-земля- противостоит водному миру внизу и набесному наверху.Таким образом, возникает своего рода «нормальная» трихотомическая структурная схема космоса, включающая необходимое пространство между землей и небом (это пространство во многих случаях представляется образом космического дерева).Земля и небо почти повсеместно осмысляются как женское и мужское начала, как супружеская пара, стоящая в напчале теогонического или теокосмического процесса. В маорийском варианте полинезийской мифологии –это Ранги и Пала, в египетском варианте(гелиопольской)-Геб и Нут, в греческой- Уран и Гея, в древнеиндийской – Дьяус и Притхиви и т.д.» Подвиг отделения земли от неба в полинезийских мифах приписывается то Тангароа и Ту, то Тане, то полубогам Ру, Монофити, культурному герою Маци, в египетском- персонифицирующему воздух богу Шу, в шумерском Энлилю(в котором сочетается культурный герой и бог ветра), в индийском – сыну неба и земли – Индре, в китайском – демиургу Пань-гу.
Календарные мифы
В развитых аграрных мифологиях наряду с космогоническими мифологиями существенное место занимают мифы календарные, символически воспроизводящие природные циклы.
Космические циклы и эсхатологические мифы.
«мифологемы «золотого века» или «потерянного рая» допускают, что движение может идти не только от хаоса к космосу, но и от космоса к хаосу; этим оно отличается от классических представлений о мифическом времени типа австралийского.»(1.223) «Эсхатологические мифы по своей структуре и своим сюжетам явно восходят к космологическим, только действие развивается в противоположном направлении. Эсхатологическая мифология реализует возможности высвобождения стихийных сил хаоса или ослабления космической структуры, подобно тому как это могло иметь место и в прошлом(всемирный потоп и т.д.) (1.224)
Семантика мифологического сюжета и системы. «Разветвленное иерархические символические системы были созданы посредством бинарной логики на базе тотемистических представлений о родстве социальных групп с видами животных и растений. Тотемистические классификации возможны благодаря известному «метафоризму» мифологической мысли, способной представлять социальные категории и отношения посредством «образов» из окружающей природной среды и обратно «зашифровывать» природные отношения социальными.»(1.232) «Достаточно распространены классификационные схемы, основанные на уподоблении частей тела и частей космоса в силу сближения макро- и микрокосмоса, позднее – на основе комбинирования первоэлементов в виде четырех-пяти «стихий»: земля, вода, огонь, воздух, погода, небо или солнце и т.п.»(1.232) «В космогонических схемах, относящихся к различным традициям (например, в индийской, китайской, древнемексиканской и др.), достаточно эксплицитно соотнесены страны света, боги и животные, времена года, стихии, органы тела, цвета, иногда геометрические формы, некоторые географические сферы, социальные ранги, специальные атрибуты, Например, в китайской системе востоку соответствует синий цвет, весна, дракон, дерево, секира, селезенка; югу- красный цвет, лето, птица, огонь, весы, трезубец, легкое; западу - белый цвет, осень, тигр, металл, меч, печень; северу- черный цвет, зима, черепаха, вода, щит, кишки.» (1.233)
Мифологизм в литературе 20 века.
«Генетически литература связана с мифологией через фольклор; в частности, повество-вательная литература, которая нас занимает в первую очередь, -через сказку и героический эпос.. сказка и героический эпос, а также древнейшие виды театра являются одновременно формой сохранения и формой преодоления мифологии.»(1.277)
2. «Вестник мировой культуры» 1958 №3||Мелетинский Е.М.»Предки Прометея»
«Культурный герой-демиург – древнейший образ мирового фольклора. Более архаическими можно считать только образы тотемистических предков- полулюдей-полузверей, которые также хорошо представлены в мифах племен центральной Австралии.»(2.115-116) «Едва ли нужно доказывать, что творцом мифов чуждо историческое мышление. Общественное устройство, обычаи и Навыки(конечно, в масштабах племени) мыслятся как неизменные и незыблемые. Успех или неуспех целиком зависит от строгого соблюдения традиционных предписаний. Все существующее однажды возникло в мифическую эпоху как результат действий культурного героя или тотемистических предков. Если же устанавливается новый обычай, изобретаются более совершенные орудия труда или приемы хозяйственной деятельности, то вслед за тем появляются и новые мифы, в которых нововведения переносятся в мифическую эпоху и приписываются культурному герою, получая тем самым определенную санкцию, законность.»(2.117)
Я: Австралийцы-умные люди. Они знали, что всякая перестройка ведет к упадку жизни, по крайней мере, временному. Это могут позволить себе люди с достаточно высоким уровнем жизне-обеспечения, но для древних людей это означало безвозвратную деградацию и гибель.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.
ГУРЕВИЧ А.Я.
Талантливый культуролог, последователь французской школы, но не «броделевского» направления, сейчас издается совершенно заслужено его собрание сочинений. «..если история идеи или художественных достижений эпохи имеет дело с сознанием культурной элиты, то история ментальностей претендует на установление способов мировосприятия, присущих самым различным членам общества.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.с.10) «Мы выбрали лишь несколько компонентов средневековой «модели мира»: время и пространство, право, богатство, труд и собственность» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.33) «С переходом от язычества к христианству структура пространства средневекового человека претерпевает коренную трансформацию. И космическое, и социальное и идеологическое пространство иерархизируются.. Все отношения строятся по вертикали, все существа располагаются на разных уровнях совершенства в зависимости от близости к божеству.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.82) «Символом вселенной был собор, структура которого мыслилась во всем подобной космическому порядку: обозрение его внутреннего плана, купола, алтаря, пределов должно было дать полное представление об устройстве мира.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.83) «Образ «мирового дерева» широко распространенный у многих народов на архаической стадии развития. Это дерево играло важную роль в космологических представлениях и служило главнейшим средством организации мифологического пространства. Верх-низ, правое-левое, небо-земля, чистое-нечистое и другие мировоззренческие оппозиции архаического сознания были соотнесены с идеей мирового древа. Любопытную ее метаморфозу мы находим у средневековых авторов. Многие из них пишут о «перевернутом древе(arbor inversa), растущем с небес на землю: корни его –на небесах, а ветви- на земле. Это древо служило символом веры и познания и воплощало образ Христа.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.72) «этот небольшой по размерам и целиком обозреваемый мир был необыкновенно насыщенным. Наряду с земными существами, предметами и явлениями он включал в себя еще и иной мир, порождаемый религиозным сознанием и суевериями. Этот мир с нашей теперешней точки зрения можно было бы назвать удвоенным, хотя для людей средних веков он выступал как единый. О каждом предмете помимо ограниченных сведений, касающихся его физической природы, существовало еще и иное знание- знание его символического смысла, его значений в разных аспектах отношения мира к миру божественному.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.82)
Время:
«То обстоятельство, что в аграрном обществе время регулировалось природными циклами, определяло не только зависимость человека от смены годичных периодов, но и специфическую структуру его сознания. В природе нет развития, - во всяком случае, оно скрыто от взора людей этого общества. Они видят в природе лишь регулярное повторение, не в состоянии преодолеть тиранию ее ритмического кругового движения, и это вечное возвращение не могло не стать в центре духовной деятельности в древности и в средние века.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.107) «Эпическое время в силу того, что оно отделено от времени воспроизведения эпоса непреодолимой дистанцией, обладает специфическими качественными характеристиками: «во время Оно» были возможны такие деяния, которые ныне уже немыслимы и недопустимы.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.с.109) «Порвав с циклизмом языческого миросозерцания, христианство восприняло из Ветхого завета переживание времени как эсхатологического процесса, напряженного ожидания великого события, разрешающего историю, - пришествия Мессы.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.с.120) «..новое осознание времени опирается на три определяющих момента- начало, кульминацию и завершение жизни рода человеческого. Время становится линейным.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.с.121) «Производственные циклы ремесленников не определялись сменой времен года. Если земледелец был непосредственно включен в природный цикл и мог выделить себя из него лишь с трудом и не полностью, то горожанин- ремесленник был связан с природой более сложными и противоречивыми отношениями. Между ним и природой уже существовала созданная им искусственно среда- разнообразные орудия труда, всякого рода приспособления и механизмы, опосредствовавшие его связи с естественным окружением. Человек, живший в условиях зарождавшейся городской цивилизации был более подчинен порядку, созданному им самим, чем* природным ритмам. Он более четко отделял себя от природы и относился к ней как к внешнему объекту. Город становится носителем нового мироощущения и соответственно отношения к времени. На городских башнях устанавливаютя механические часы- они служат предметом гордости бюргеров за свой город, но вместе с тем удовлетворяют неслуханную прежде потребность- знать точное время суток. Ибо в городе формируется социальная среда, которая относится к времени совершенно иначе, нежели феодалы и крестьяне. Для купцов время- деньги, предприниматель нуждается в определении часов, когда функционирует его мастерская. Время становится мерой труда.»(Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.162)
ПРАВО
«Право в варварском обществе не выделено в особую сферу социальной жизни. Нет такой ее стороны, которая не регулировалась бы обычаем. Право, обычай – та стихия, в которой пребывает общество, и вместе с тем это неотъемлемое измерение человеческого сознания.»(Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.с.174) «Церковь принесла большие перемены и в право. Мораль и закон при всей близости этих категорий в средние века более не являлись синонимами. Мораль охватывала область внутренней жизни человека и была связана с его совестью, со свободным волеизъявлением, тогда как закон понимался как сверхиндивидуальная сила, которой человек обязан повиноваться.»(Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.с. 175) «Медленно развивающемуся средневековому обществу с его особым отношением к времени не свойственна спешка в труде. Ему присущи основательность и добротность в обработке изделия, стремление ремесленника достичь высот мастерства, подняться до уровня искусства. В продукте труда ценится прежде всего качественная, а не количественная сторона.»(Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.280) «В средневековой «модели мира» нет этически нейтральных сил и вещей: все они соотнесены с космическим конфликтом добра и зла и вовлечены во всемирную историю спасения. Поэтому время и пространство имеют сакральный характер; неотъемлемый признак права- его моральная добродетель; труд мыслится либо как наказание за первородный грех, либо как средство спасения души, не менее ясно связано с нравственностью и обладание богатством- оно может таить погибель, но может стать источником добрых дел.»(Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С.296-297) Августин- числа мысли бога. «Мир осознавался, скорее, в качестве целостности, части которой связаны символическими аналогиями. Поэтому причинное объяснение играло подчиненную роль и имело значение в рассуждениях по совершенно конкретным вопросам, - но мир в целом, в глазах средневековых мыслителей, не управляется законами причинности. Между различными явлениями существуют горизонтальные связи (типа «причина-следствие», «действие- противодействие»), а вертикальные отношения иерархии: каждая земная вещь имеет трансцендентный прототип, прообраз, который ее, собственно, не «объясняет»(если применять слово «объяснение» в современном понимании), но раскрывает ее более глубокий смысл. Отношения между прообразом и явлением стабильны и неизменны. Подобное установление связи между вещью и стоящей за ней высшей реальностью долгое время удовлетворяло потребности познания людей средних веков.» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.с.303)
БЫЧКОВ
ГЛАВА 14 ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
§1 ПЕТРОВ М.К. (1923-1987)
Михаил константинович Петров. После статьи «Предмет и цели изучения историии философии» (ВФ 1969 №2) он был отстранен от преподавания философии и уволен с должности старшего преподавателя философского факультета Ростовского университета. Дискуссии ВФ 1968 № 4, 11, 12. 1969 «2, 4, 8, 9, 11.
ТЕОРИЯ СОЦИОКОДОВ
«Колыбелью европейского способа кодирования был бассейн Эгейского моря, где уже с середины II тысячелетия до н.э. фиксируются следы неполадок в функционировании прежнего социокода, близкого по структуре к так называемым «традиционным» способам трансляции социальности, т.е. к социокодам царств Двуречья, Египта, Индии, Китая. Где-то на рубеже I тысячелетия до н.э. появляется закон – «номос», безличный, самостный и равносильный знаковый регулятор всеобщих «гражданских» отношений, не имеющий аналогий в других очагах культуры. Этой датой и можно, видимо, отметить начало строительства нового европейского кода. Завершение строительства следует, по нашему мнению, связать с появлением опытных наук (XVI-XVII вв.) или даже с началом технологических достижений научного знания (XVIII в.)» (Я, з, к. с.95)
1. ТЕОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ
М.К. Петров утверждает о наличии общей для меногих цивилизаций – «олимпийской ментальности». «Прежде всего Олимп – мнемонический институт, который помогает обществу ориентировать своих членов в мире – космосе и воспитывать новые поколения в преемственной связи с уходящими: формировать, уподоблять и стыковать поколения в тех «своеобразных» условиях, когда не было ни всеобщего и обязателнього образования, ни газет, ни даже телевизора. Эта мнемоническая сторона Олимпа в ее функциях социально-генетического наследственного кода была осознана уже древностью, иногда ставилась рядом с логикой как правомерный способ объяснения» (Петров М.К. Искусство и наука. Пираты эгейского моря и личность. М. 1995. С, 193).
«…Олимп работает в совмещенных функциях нашего образования – обучения, формирующего новые поколения в нормах сложившегося стандарта теоретических и практических отношений к миру, и нашей науки, которая накапливает и делает достоянием общества новые теоретические и практические отношения к миру. Последнее обстоятельство и вызывает те характерные для Олимпа процессы распочкования и интеграции имен, которые до крайности напоминают движение дисциплин в науке и, видимо, имеют ту же природу» (Петров М.К. Искусство и наука. Пираты эгейского моря и личность. М. 1995. С.194).
«В олимпийской цивилизации нормального (китайского, напрмер) типа проблема будущего не возникает. Включенный в профессионально-государственный навык, а через него и в единый социальный ритуал человек хотя и готов к некоторым отклонениям от нормы, но решительно не готов ни к профессиональным миграциям в рамках этого ритуала, ни тем более к выходу за его пределы. Устойчивость ритуала настолько велика, а накопленное в любой профессии мастерство настолько специализировано, что сама мысль о перемене профессии или об активном использовании нескольких профессий отдавала бы душком беспочвенной антитезы» (Петров М.К. Искусство и наука. Пираты эгейского моря и личность. М. 1995. С.221).
3. ИСКУССТВО
«Как канон, так и закон, реализуют себя в повторах в качестве единого и устойчивого во многом. Но закон не просто реализует себя: он подчиняет себе повтор, организует его в последовательность иерархии пытается организовать и стабилизировать его, но, используя запрет на плагиат, решительно отсекает любую попытку свертывания творчества в репрдукцию» (Петров М.К. Искусство и наука. Пираты эгейского моря и личность. М. 1995. С.18).
«Конечные продукты науки и искусства отнесены по разным сферам и выглядят, соответственно, очень непохоже. Но суть их одна – они конструируются как микроакты упорядочивания, как рецепты демиургу, в которых фиксируется состав хаоса и конечный результат» (Петров М.К. Искусство и наука. Пираты эгейского моря и личность. М. 1995. С.138).
ТЕОРИЯ ЯЗЫКА
ПРИНЦИПЫ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
ЛИТЕРАТУРА: 1. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты эгейского моря и личность. М. 1995.
2. МАРКАРЯН
Э.Маркарян правильно пишет, что общественная жизнь людей «…представляет собой коллективный организм, но уже не биологического, а социокультурного порядка, функционирование и развитие которого обеспечивается внебиологически выработанными специфическими механизмами и средствами закрепления, хранения и передачи информации (знаковые, символические системы). Систему этих механизмов и средств, которая актуализируется и становится общепринятой (в пределах социальной системы в целом или входящих в состав различных групп людей) путем научения, благодаря свойму свойству закрепляться в традиции, и призвано выразить в современном обществознании понятие «культура»» (Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969 С.30). Он рассматривает культуру как технологию, ибо культура, это, прежде всего, система способов и средств человеческой деятельности, хотя понятие технологии он трактует расширительно, как не только механическую, но символическую и организационную. ««Механическая» (материальная) техника выступает прежде всего как специфическая система средств совместного воздействия индивидов на материальную среду, «организационная» (социальная) техника – как специфическая система средств организации коллективной жизни людей, а «символическая» (знаковая) техника – как специфическая система средств, благодаря которой осуществляется умственные и эмоциональные действия человека, а также осуществляется общая коммуникативная функция» (Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван. 1973 С.85-86). Маркарян дает довольно путаную стратификацию культуры, исходя из понятий адаптации, что навеяно тогдашней «модой» на теорию систем и кибернетику. Этот процесс адаптации к окружающему миру у него сводится на организацию отношений с внешней средой и внутреннюю самоорганизацию. На основе этого он делит культуру на три подсистемы: природно-экологическую, общественно-экологическую, социорегулятивную. Природно-экологическая подсистема «представляет собой способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования. Фундаментом данной подсистемы выступает культура материального производства.»(Т.к..64) Совершенно непонятно зачем Маркаряну стало необходимым изобретать новый «наукообразный» термин с претензией на большую точность, когда есть четкое понятие «хозяйственная сфера культуры». Хотя такая «мода» была типична для того времени – изобретать новые термины и понятия, чтобы придать «новаторский» и «наукообразный» характер своим мыслям. Общественно- экологическая подсистема, которую можно характеризовать «как способ упорядоченного взаимодействия рассматриваемого общества с иными обществами, с которыми оно вступает в контакт путем институализированных мирных (дипломатических, технических, научных, торговых и др.) и военных средств»(64). Тут, видимо, Маркарян хочет избежать указанной выше проблемы демаркации между культурой и социальными взаимодействиями, которые решили произвести А.Крёбер и Т. Парсонс. Он потому не рассматривает систему социальных взаимодействий как частного проявления культуры, рассматривает лишь систему отношений между отдельными обществами, что не снимает проблемы. Проще всего вообще отказаться от этого разграничения, которое имеет «междисциплинарный» характер, но не имеет ни малейшего отношения к реальному положению дел. Далее, социорегулятивная подсистема. Это система культуры, посредством которой вырабатываются стереотипы поведения и транслируются другим поколениям. Тут, он говорит, мы сталкиваемся с механизмами действия традиции вплотную. Он делит социорегулятивную систему на: соционормативную, которая устанавливает нормы и правила поведения; гуманитарную, в которую входит религия, искусство и т.п. формы; когнитивную систему, в которую входит не только наука, но и весь комплекс знаний человечества. В общем, как видно, такая стратификация, при всей правильности идеи стратификации, явно неудачна, грешит условностью и не соответствием реально стратифицированных самой культурой, а не «воображением» Маркаряна, формам. Реально же культура живет в «измерениях»: ментальной (идеологической, символической или духовной) подсистеме культурного творчества, в подсистеме социальных взаимодействий; в подсистеме хозяйственной (экономической или материальной) деятельности. Эти «измерения» во многом также условны, ибо нет четкой «разведенности» этих подсистем, которые переплетены друг с другом. К примеру, ментальная или «символическая» подсистема представляет себя через людей, которые в ней взаимодействуют, т.е. социальный институт, и обусловлена своей социальной ролью, которую выполняет в культуре. Далее, эта система представляет род хозяйственной деятельности, довольно тяжелый труд и ремесло. Социальная подсистема всегда символически обусловлена, сообразуется согласно каким-то «духовным» ценностям, живет по каким-то нормам и обычаям и представляет собой необходимое условие для хозяйственной деятельности. Хозяйственная подсистема инициируется и формируется, идентично, согласно каким-то ментальным потребностям, применяет определенные символические системы своей организации, а без должной организации социальных взаимодействий вообще невозможна.
Малиновский Б.: «..врожденная человеческая природа представляет собой сырой материал, а обычай дает средства и чертежи.. Человек является продуктом привычки, а не разума и не инстинкта» (цит. Этнография за рубежом. М., 1979. С.28)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван. 1973. (1664287). 2. Маркярян Э.С. Теория культуры и современная наука. М. 1983. (2069780). 3.
3. КАГАН М.С.
Моисей Соломонович Каган известен своими работами по эстетике (морфологии искусства в частности), испытал влияние теории систем, сторонник «деятельностного» подхода к культуре. В 1974 году в своей работе «Человеческая деятельность» выступил с идеей следующей стратификации культуры: духовная культура, материальная культура и как синтез- художественная культура. Эта схема довольно условна и не отражает реалий реальной культуры, повторяя во многом идеи Шеллинга, который считал искусство высшим синтезом культуры. Под материальной культурой он понимает «предметно-продуктивную» и «технико-технологическую» деятельность, включая в эту сферу еще и культуру «воспроизводства человеческого рода». Под духовной культурой он понимает «проективный» вид деятельности, т.е. создание проектов каких-либо реконструкций культуры, познавательную деятельность, ценностно-ориентационную и идеологическую деятельность, «духовное» общение. Говоря проще, это сфера мыслительной деятельности, сфера Мысли. Под художественной же деятельностью он понимает деятельность искусства (сферу его непосредственных интересов). Каган выделяет художественную культуру «как особый, самостоятельный и центральный слой культуры, который вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость архитектуры к технике), а с другой – к слою культуры духовной (близость литературы к науке и идеологии)» (Чел.д.197). стратификация человеческих способностей, которая подразделяется на когнитивную, эмоциональную и инстинктивную; и систему культурного (или социокультурного) действия и культурной (или социальной) стратификации. Они не совпадают. Социокультурное действие имеет три слоя: собственно культурное, социальное и хозяйственное. Культура стратифицируется на собственно культурный, социальный и хозяйственный слои или сферы. Если следовать его логике, то социальная сфера отождествляется с художественной культурой, хозяйственная с инстинктивной, что не соответствует действительности. Ибо социальная сфера не может полностью интерпретироваться как сфера эмоций и страстей (хотя это делают многие), как сфера искусства. Идентично, хозяйственная сфера не может интерпретироваться как сфера действия инстинкта, низшая сфера человеческой жизни (как это делали многие, не только Каган). Такая интерпретация культуры есть чистейший «идеализм», противником которого Каган был всю жизнь. Культура не есть единый организм, «Левиафан», а потому сферы или слои культуры могут интерпретироваться по аналогии с личностью довольно условно и при первом приближении. Под внешнюю стройность этого дилетантского приблизительного подхода к культуре попал Каган, и, насколько можно понять по последним работам, упорно от него не отказывается. «.. эстетическое бытие ближе к действительному единству бытия- жизни, чем теоретический мир, поэтому столь и убедителен соблазн эстетизма.» (Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев.с.24)
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
«Система и структура» (1983)
«Еще в 1965 г. В.Н. Садовский определяя «основные задачи методологии системного исследования», первой из них счел «выделение и классификацию типов структур системных объектов».К сожалению, за истекшие полтора десятилетия решение такой задачи не было получено, хотя опыты создания типологии систем предпринимались неоднократно. Все же из сделанного в этом направлении отметим различение субструктур, структур и суперструктур, введенное С.С. Смитом и используемое в работах В.И. Кремянского; подразделение структур А.А. Малиновским на «жесткие» и «корпускулярные», или «дискретные»; выделение А.Л. Тахтаджяном «скелетных», или «каркасных», и «оболочных», или «эктоскелетных», структур.* В.В. Дружинин и А.С. Конторов сначала разделили структуры на «иерархические», «неиерархические» и «смешанные», а затем расчленили их на 11 подтипов; В.И. Свидерский и Р.А. Зобов выделили «экстенсивные» и «интенсивные» структуры, «главные» и «неглавные», «основные» и «производные», «структуры-законы» и «результирующие структуры», а затем поставили вопрос о существовании «глобальных структур», охватывающих различные аспекты строения сложных систем. Были предприняты также и другие попытки выделения и классификации структур системных объектов. По-видимому, все эти классификации, весьма полезные каждая в определенных пределах, имеют частный характер и не могут считаться основополагающими, исходными в общей теории структур. Как же найти исходные принципы типологизации структур? Самое общее членение бытия есть различение материальной и духовной(идеальной) его форм, что дает возможность провести такую исходную типологизацию, выделив структуры материальных и идеальных систем. Первые развертываются в пространстве и во времени, что придает их структурам пространственный или временной, или пространственно-временной характер. У вторых отсутствует вещественный субстрат, а подчас и процессуальная динамика, и поэтому они носят внепространственный, а часто и вневременной характер» (1.39) Далее: «Рассмотрим более детально эти два основных класса структур.
|