Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индивидуальность и бессмертие.
Безусловность индивидуальности открывает человеку его особое отношение со временем - ему открывается бессмертие. Все люди знают, что “все люди смертны”. Но это не мешает людям мечтать, желать и надеяться на бессмертие. Любая культура " знает" бессмертие и без него не мыслит ни свое, ни человеческое бытие. Откуда же это знание о бессмертии, если его никто реально не переживал? Вряд ли оно может быть просто фантазией. Также как нет культуры без знания Абсолюта, хотя все знают, что нет в жизни ничего абсолютного. Что такое бессмертие? Вопрос кажется простым. Ясно, что бессмертие - это когда не умирают, когда нет смерти, когда живут вечно. Но само выражение “бессмертие - это жизнь, не знающая смерти” совсем не так просто, как кажется. Возьмем жизнь пустую и однообразную, складывающуюся из вечно повторяющихся механических действий и ситуаций, и представим ее “не знающей смерти”. Очевидно, что такая жизнь и бессмертие не могут совпасть. Бессмертие и пустота жизни, как справедливо писал Вл. Соловьев, совершенно несовместимо[60]. Но и содержательная значимость жизни сама по себе также не просто ассоциируется с бессмертием. “Можно ли представить себе Шекспира, бесконечно сочиняющего свои драмы, или Ньютона, бесконечно продолжающего изучать небесную механику, не говоря уже о нелепости бесконечного продолжения такой деятельности, какою прославились Александр Великий или Наполеон”, - пишет Вл. Соловьев[61]. Значит, бессмертие не является простым бесконечным продолжением жизни даже в ее лучших проявлениях. Монотонное продолжение жизни в бесконечность, ее количественное измерение не может быть признано бессмертием. Бессмертие это не бесконечное продолжение жизни, это не количественная ее характеристика, оно своим смыслом должно быть связано с качественными характеристиками жизни. Оно должно иметь качественное определение. Бессмертие - это избавление от неизбежности смерти, а не бесконечное механическое продление существования. Бессмертие - это преодоление смерти. Что же может быть преодолением смерти? Что может избежать смерти? Что может быть абсолютно избавлено от неизбежности смерти? Только небытие. У небытия нет смерти. Ибо если небытию может быть противопоставлена его смерть, то это не смерть, а рождение, становление бытия, жизнь. Радость рождения - смерть небытия. Но это никакая культура, никто и никогда не признавала и вряд ли признает за смерть. Значит, бессмертие с качественной точки зрения, это небытие. Но это означает, что его нет, так как небытия, согласно Пармениду, нет, раз оно небытие. А если небытие есть? Так ли уж прав первый метафизик? Оно есть, если у него найдется своя качественная определенность. Такой качественной определенностью небытия, дающей ему наличное существование, выступает отрицательность, нетствование. Тогда, бессмертие - это отрицательность, оно бытийствует в отрицательности, в нетствовании. А через отрицательность и нетствование в действительности существует индивидуальность как таковая, она, как мы видели, конституируется действием в поле Дантовых координат. Став событием мира, индивидуальность входит в него так, что она не может мыслить мир без своего действия и присутствия. Индивидуальность, по выражению М. Бахтина, обречена на " не-алиби в бытии", она всегда может сказать о себе " мое-не-алиби в бытии" - всегда присутствие[62]. Поэтому ее действие - это всегда действие из настоящего: " Actus a recentiori " [63], которое открывает ей ее единственное время - время ее настоящей жизни, время, в котором должно проявиться и прошлое (все прошлое!) и будущее (все будущее!). Индивидуальность избегает смерти не потому, что ее материальный субстрат не исчезает (не умирает), а потому, что ее неповторимое и уникальное бытие ничем и никогда не может быть заменено. Преодоление человеком смерти, считает Вл. Соловьев, достигается на пути утверждения индивидуальности как своей, так и другой, ибо “безусловная индивидуальность не может быть преходящей, и не может быть пустою ”[64]. Безусловность индивидуальности выводит ее за границы условий, которые всегда преходящи, и делает индивидуальность неподвластной смерти. Бессмертие индивидуальности проявляется не только в том, что она избегает смерти, но в том, что она ее преодолевает, наполняя свою жизнь не просто важным содержанием, а абсолютным содержанием, имеющим непреходящее значение. Вл. Соловьев, как религиозный философ, считал, что абсолютное содержание и бесконечное значение индивидуальность получает как существующая в Боге. Но здесь важна не сама ссылка на Бога, а то, как понимает философ существование в Боге. В философии всеединства Вл. Соловьева Бог выступает исходной точкой всеединства, в которой все вечно и нераздельно, все есть вместе и сразу, “все в одном”, это бытие всеединства. “И утверждать какое-нибудь индивидуальное существо в Боге значит утверждать его не в его отдельности, а во всем, или точнее - в единстве всего”[65]. Если придать этому утверждению не религиозный смысл, это означает, что индивидуальность открывается не как здесь существующее материально обособленное явление, а как явление, объявление всего существующего, всей культуры. Индивидуальность потому индивидуальность, что в ней и через нее открывается мир, является всеобщее, не разрушая, а преображая эту данную конкретную форму. “Истинная индивидуальность есть некоторый определенный образ всеединства, некоторый способ восприятия и усвоения себе всего другого”[66]. Эти слова русского философа полностью раскрывают тайну индивидуальности как формы существования бессмертия: индивидуальность потому несовместима со смертью и преодолевает ее, что уже несет в себе и небытие, и бытие, тождественна благодаря своему способу определения в жизни как полному, подлинному бытию так и отрицательности - небытию. Что значит личность бессмертна в истории? Во-первых, потому что этого, нынешнего состояния истории просто не было бы без действий, усилий этой личности. В той мере, в которой личность как продуктивно действующий человек, как творческий человек что-то привносит в этот мир, мир меняется. Конечно, масштабы этого изменения могут быть разными, но они всегда есть. Во-вторых, потому что " рукописи не горят", и всегда могут быть протянуты корни от любого настоящего к любому событию прошлого, и " соки", " энергия" прошлого войдут в настоящее. В-третьих, потому что история это не череда случившихся происшествий, не единое развитие человечества, а общий дом человечества. И этот дом строится локально, частями, каждый обустраивает свое пространство сам, а не по плану всеобщности и под знаком всеобщего закона. Ведь даже Бог создавал мир локально - " по частям", а не весь сразу. Не было у него единого замысла. Поэтому не случайно Он говорит в конце не о том, что " Вот, получилось, то, что задумал", а оценивает созданное - " Хорошо весьма". История - это общая фотография обитателей дома. Все народы и культуры входят в историю со своим лицом, и чем более своеобразно, личностно и индивидуально это лицо, тем более заметно оно на общей фотографии всемирного человечества. Конечно, на этой фотографии есть персонажи, которые не живут сейчас на планете Земля, но все они живут в доме История сейчас. Никто " не вытеснен" последующими персонажами, никто не " перешел" в последующих персонажей, не " развился" в них. История - не развертывающийся-свертывающийся свиток, когда видна только какая-то одна его часть, которая появляется из рулона будущего, а потом уходит в рулон прошлого, и, хорошо поразмыслив над движением свитка, можно выяснить " закономерности истории", закономерности раскручивания-скручивания свитка. История - деяние человеков, которое совершается всегда только здесь и только теперь. А оно как деяние неповторимо, хотя и имеет свои корни и свои последствия. Эту-то неповторимость и важно, на мой взгляд, понять как историю. Вопросы для размышления 1. Подумайте над тем, какое место в подготовке специалиста в школе, в вузе может занимать учение о сущности человека. Удовлетворяет ли, на Ваш взгляд, этим требованиям современная система подготовки в школе и вузах? 2. Подумайте над тем, как в области всей человеческой деятельности преломляется философское учение о сущности человека как о существе, который конституирует свой мир. 3. Подумайте над тем, как представление о том, что человек имеет два социального лица - лицо функционера и лицо личности - может быть преломлено к пониманию места человека в системе образования. Учитель, профессор - функционер или личность? А школьник, студент? Отношения учитель - ученик это отношения функционеров или личностей? 4. Подумайте над тем, какое значение для разных проявлений человеческой жизни имеет представление о том, что определение человека осуществляется в пространстве Дантовых координат. 5. Подумайте над тем, как изменялось представление об истории и о месте человека в ней.
|