![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Учебно-методическое пособие по «Истории» («истории России) для преподавателей и студентов нефтегазового профиляСтр 1 из 24Следующая ⇒
О.В. Кузнецова
Учебно-методическое пособие по «Истории» («истории России) для преподавателей и студентов нефтегазового профиля (очно-заочная форма обучения)
Оренбург
УДК 9(с) (075) ББК 63.3 (2Рос)я73
Издание рекомендовано учебно-методической комиссией филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге (председатель УМК В.В. Герасименко)
Составитель: к.и.н., доцент ОГ и ЕНД филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге
Рецензенты: Сафонов Д.А. д.и.н., профессор кафедры «Новейшей истории России» Оренбургского государственного педагогического университета
Барышникова Н.В. к.и.н., доцент кафедры философии Оренбургской государственной медицинской академии
Учебно-методическое пособие по «Истории» («Истории России») для преподавателей и студентов нефтегазового профиля (очно-заочная форма обучения). – Оренбург: «Газпромпечать», 2012, - 105 с. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов всех направлений очно-заочной формы обучения филиала РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина в г. Оренбурге. Данное учебно-методическое пособие содержит широкий круг материалов для аудиторной и самостоятельной работы студентов.
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………...4 Цель и задачи преподавания «Истории России»..……………………………..5 Методические рекомендации по организации изучения «Истории России»…………………………………..7 Тематический план лекционных и семинарских занятий……………………...8 Содержание курса «Истории России»……………………………………….….9 Планы семинарских занятий по «Истории России»………………………..…15 Темы сообщений, докладов и презентаций…..……………………...………...65 Вопросы к экзамену по «Истории России»…………………………………...67 Тестовые задания для подготовки к экзамену……………………………….70 Требования к освоению знаний студентами по направлениям подготовки «РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина»…………………………………..……..94 131000 Нефтегазовое дело………………………………………………………95 220400 Управление в технических системах ……………………….……….97 151000 Технологические машины и оборудование ………………..………..99 240100 Химическая технология………………………………………………101 Правила рейтинговой оценки по дисциплине «История» для всех направлений……………………………………………………………………103
Пояснительная записка Данное учебно-методическое пособие по курсу «История России» предназначено для студентов и преподавателей Филиала «РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина» Пособие составлено таким образом, чтобы помочь студенту самостоятельно и совместно с преподавателем освоить основные факты, события, их связи и отношения в отечественной истории. Пособие разбито на несколько частей, первая из которых представляет собой информационный материал по темам курса «История России», вторая - материалы для самостоятельной работы студентов, включающие в себя: перечень тем и вопросов к семинарским занятиям, задания к ним, материалы для работы с первоисточниками, тестовые задания для подготовки к текущему и итоговому контролю, а также экзаменационные вопросы. Совмещение информационных и проверочных материалов дает возможность не только усвоить структурировано воспринимать курс, но и позволяет самостоятельно студенту проверить свои знания про пройденной теме. Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.) ФГОС третьего поколения. Дисциплина базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции.
Цель и задачи преподавания «Истории России» Цели освоения дисциплины заключаются в формировании у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы. В процессе изучения истории, будущие специалисты должны получить представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания. Изучение дисциплины позволит овладеть необходимыми знаниями и умениями, которые можно применить для освоения последующих гуманитарных дисциплин. Дисциплина «История» представляет собой дисциплину базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б 1.), базируется на школьном курсе «История». Является предшествующей по отношению к дисциплинам цикла ГСЭ: «Философия» и «Культурология» и др., так как формирует основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения и обеспечивает становление гражданской позиции. Актуальность изучения истории, и, прежде всего истории своего Отечества, проявляется: во-первых, в необходимости разобраться в современных событиях; во-вторых, опираясь на прошлый опыт, предвидеть будущее развитие: в-третьих, в насущной потребности оценить место России в мировом историческом процессе; При изучении истории возникает историзм мышления – одна из предпосылок формирования активной целенаправленной личности. Задачи курса: - изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов; - привить навык исторического анализа; - научиться понимать самобытный характер исторического пути России; - сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине; - заложить основы для понимания будущего России; - уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества. Прикладной характер имеет изучение истории возникновения и становления российской государственности, российской правовой системы. Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории. Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории. Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система управления, социальные группы со своими интересами и материальными возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели. Благодаря субъективным факторам в историческом процессе, развивающимся на основе объективных законов, возникает возможность много вариантности исторического процесса, иначе говоря, альтернативности. Альтернатива - это определение степени вероятности на основе анализа имеющихся объективных, реальных возможностей Содержание курса «История России» включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю; - характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусской, белорусской, украинской; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; Изучающий этот курс получит цельное представление о содержании, сущности и характере исторического процесса развития России в контексте мирового общественного развития. Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности, что поможет расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных событий.
Методические рекомендации по организации изучения «Истории России» Основными методами изучения курса «Истории России» являются: · чтение лекций и последующая работа с содержанием лекционного курса; · совместное обсуждение теоретической проблематики на семинарских занятиях; · работа с первоисточниками и анализ научной литературы. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется с помощью оценки подготовленных заданных тем и вопросов методом опроса, результатов тестирования, сообщений и докладов на семинарских занятиях. Итоговой формой контроля занятий по всему курсу «Истории России» является экзамен. Тематический план лекционных и семинарских занятий
Содержание курса «История России»
|