Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к семинару. 1. Дайте определение понятиям:барщина, боярская дума, венчание на царство, вера латинская, волостель






 

1. Дайте определение понятиям: барщина, боярская дума, венчание на царство, вера латинская, волостель, губа, губная изба, губной староста, дворянство, дети боярские, «Домострой», думные дворяне, думные дьяки, духовенство черное, ересь, жидовствующие, Земский Собор, земщина, заповедные лета, издолье, Избранная Рада, иосифляне, казак, колонизация, кравчий, крепостное право, крестоцеловальная грамота, местничество, концепция «Москва – третий Рим», нестяжатели, опричнина, пожилое, поместье, приказы, родословные книги, самодержавие, секуляризация, семибоярщина, Смута, Совет всея земли, сословие, сословно-представительная монархия, стольник, стрельцы судебник, «тушинский вор», урочные лета, царь, целовальник, централизованное государство, черносошные крестьяне, Юрьев день.

2. Исправьте ошибку:

1) Установление крепостного права - Судебник 1550 г.

2) Переяславская Рада - 1649 г.

3) Венчание Ивана IV на царство - 1551 г.

4) 1380 г. - противостояние русских и монголо-татарских войск на реке Угре

5) 1497 г. - Судебник Ивана IV

6) 1613 г. - создание II Ополчения под руководством Минина и Пожарского

7) Воцарение Романовых - 1633 г.

3. Работа с первоисточником:

Задание: Прочитайте приводимый ниже отрывок из послания Ивана Грозного князю Андрею Курбскому и охарактеризуйте политические взгляды царя (Текст приводится по изданию: ”Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года” - М.; 1987г.)

“... Писание твое (Андрея Курбского) принято и прочитано внимательно. Змеиный яд у тебя под языком, и поэтому хотя письмо твое и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни... В слепоте твоей злобы ты не способен видеть истину... Вы ведь еще с юности, подобно бесам, поколебали мое благочестие и державу, полученную мной от Бога и от моих прародителей, взяли под свою власть. А это ли совесть прокаженная - держать свое царство в руке и не давать господствовать своим рабам? Это ли противно разуму - не хотеть быть под властью своих рабов?..

Так обстоит дело с мирскими делами; и в духовных же и церковных делах, если я и совершил небольшой грех, то только из-за вашего же соблазна и измены; кроме того, и я - человек; нет ведь человека без греха, один Бог безгрешен; это ты только считаешь себя человеком, равным ангелу. А о безбожных народах что и говорить! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. А русские самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи. А ты этого в своей злобе не смог понять,, считая благочестием, когда самодержавие находится под властью известного попа[1] и под вашим злодейским повелением.....Как же ты не смог понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться?.. Неужели же ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен де лать правитель, как не разбирать споры своих подданных? Как же тебе не стыдно именовать мучениками злодеев, не разбирая, за что они пострадали?..

....Разве же это противно разуму - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина[2]: как он, ради царства, убил собственного сына! А князь Федор Ростиславович[3], как он, ваш предок, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым.

....И всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым являть милосердие и кротость, злым - жестокость и расправы. Если же этого нет, то он - не царь, ибо царь заставляет трепетать не добро творящих, а зло. Хочешь не бояться власти? Делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных...”

4. Подготовьте презентацию или творческий макет по теме:

ü Борьба Москвы и Твери в XIV веке за право возглавить процесс централизации русских земель.

ü Великое княжество Литовское как потенциальный центр объединения Руси.

ü Русская православная церковь и процесс создания единого централизованного государства в XIV – XV вв.

ü Ереси и еретики в Русской православной церкви XIV – начала XVI вв.

ü Причины и основные этапы закрепощения населения Московской Руси.

ü «Вотчина» и «поместье» в русской истории. Диалектика противостояния и динамика развития.

ü Придворный этикет и церемониал в Московском государстве конца XV – конца XVII вв.

ü Воспитание и основные этапы развития личности Ивана Грозного в оценках источников и исследователей.

ü Трагедия Новгорода Великого в 1570г. Истоки, масштабы, уроки.

ü Жизнь как грандиозный трагифарс. Личность и судьба Ивана IV Грозного.

ü Книга «Домострой» как «энциклопедия русской жизни» XVI – XVII вв.

ü «Тяжела ты шапка Мономаха!». Психологические портреты и политические биографии русских государей периода Смуты.

ü «В одном шаге от счастья» - жизнь и судьба Марины Мнишек.

ü «Премудрая двоица» - государь Михаил Федорович и патриарх Филарет.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Объясните, почему именно Северо-Восточная Русь стала центром формирования российского государства?

2. Почему Москва возглавила процесс объединения русских земель?

3. Перечислите факторы, которые способствовали созданию единого российского государства.

4. Назовите причины перехода от политики реформ конца 40-х - 50-х гг.

XVI в. к опричному террору.

5. В чем состояли последствия опричнины Ивана Грозного? Дискуссии о социальной сущности опричнины.

6. Назовите причины начала «Смуты» на Руси.

7. Почему ХVII век в истории России называют веком «бунташным»?

8. Как шло политическое развитие России после Смуты?

9. Охарактеризуйте политику первых Романовых.

10. Почему церковная реформа Никона привела к расколу?

11. Какое значение имело присоединение Украины к России?

 

Основная литература:

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2008.

2. История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: АСТ;: Астрель;: Хранитель, 2008.

3. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. 4-е изд. испр. М.: Высш. шк., 2007; 5-е изд. - М.: Высшая шк.;: Юрайт, 2009, 2011.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.

 

Дополнительная литература:

 

1. Горский А.А. Александр Невский.//Родина, 1993. - №11. С.26-31.

2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2011.

3. Гумилёв Л. История Евразии. М., 2009.

4. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 1992.

5. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций. - М., 2001.

6. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект (ТК Велби), 2009.

7. Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. 3-е изд. М.: Изд-во USRR, 2010.

8. Алексеев Ю.Г. Государь Всея Руси. - Новосибирск, 1991.

9. Григорьев А.Д. Место и роль русской православной церкви в процессе образования единого русского государства. Материалы к лекции. - М., 1999.

10. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект (ТК Велби), 2009.

11. Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. 3-е изд. М.: Изд-во USRR, 2010.

12. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк. - М., 1992. С. 292-294, 295-301, 301-318.

 

Тема 3. Россия в период Нового времени. Становление Российской империи (вторая половина ХVII – ХVIII вв.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал