Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания к семинару. 1.Дайте определение понятиям: американский и прусский путь развития сельского хозяйства, Антанта, «Апрельские тезисы»






 

1.Дайте определение понятиям: американский и прусский путь развития сельского хозяйства, Антанта, «Апрельские тезисы», «белое движение», «брусиловский прорыв», «Булыгинская дума», «Вехи», Временный Комитет Государственной думы, ВРК, ВЧК, Временное правительство, Военно-промышленный комитет, Государственная дума, Государственный Совет, Государственное совещание, государственная хлебная монополия, гражданская война, двоевластие, декрет, Демократическое совещание, диктатура пролетариата, «Директория» («Совет пяти»), «директивная» экономика, «Земгор», земское собрание, земская управа, зубатовщина, интервенция, комбеды, «корниловщина», «кровавое воскресенье», курия, Ленский расстрел, люмпен-пролетариат, национализация, отруб, партия политическая, «похабный» мир, «Предпарламент» (Демократический Совет республики), «Прогрессивный блок», продразверстка, продовольственная диктатура, распутинщина, революция пролетарская, РКП(б), СНК, Совет рабочих и солдатских депутатов, третьеиюньская монархия, Учредительное собрание, «ходынка», хутор, черносотенцы.

2. Исправьте ошибки:

а) В октябре 1917 г. была принята “ Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа”.

б) Первым председателем Совета Народных Комиссаров был Я.М. Свердлов.

в) Законодательной властью обладал ВЦИК.

г) В октябре 1917 г. закончилось двоевластие.

3. Столыпин считал, что для превращения России в великую державу ему понадобится 20 лет. Если бы история отпустила бы ему этот срок, смог бы он реализовать задуманное? Ваша точка зрения.

4. Работа с первоисточниками.

Задание 1: Прочтите и проанализируйте требования рабочих Петербурга, выраженные в петиции царю 9 января 1905 г. (Хрестоматия по истории СССР 1861-1917. - М.: Просвещение, 1990. - с.281-284).

“Государь! Мы, рабочие и жители С.-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы - родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать... Нет больше сил, государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук...

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки..

3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно быть в России, а не за границей.

4) Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнета капитала над трудом.

1) Отмена института фабричных инспекторов.

2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии рабочих. Увольнение рабочих не может состояться иначе как с постановления этой комиссии.

3) Свобода потребительско-производственных и профессиональных рабочих союзов - немедленно.

4) 8-часовой рабочий день и нормирование сверхурочных работ.

5) Свобода борьбы труда с капиталом - немедленно.

6) Нормальная заработная плата - немедленно.

7) Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном “страховании рабочих” - немедленно.

Задание 2: Прочитайте приводимые ниже отрывки из “ Апрельских тезисов” В.И. Ленина и дайте ответ: выходили ли задачи, сформулированные Лениным, за рамки буржуазно-демократической революции?

Апрельские тезисы / в изложении /.

· Война, которую ведет Временное правительство, - империалистическая, грабительская, и кончить ее миром без свержения капитала нельзя;

· своеобразие текущего момента – в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейшего крестьяства;

· никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний;

· Советы рабочих депутатов – единственно возможная форма революционного правительства;

· не парламентская республика, возращение к ней - шаг назад, а республика Советов;

· национализация всех земель;

· слияние всех банков в один общенациональный банк.

 

Задание 3: Прочтите “ Декрет о мире” и ответьте на вопрос: Почему советское правительство обратилось прежде всего к народам воющих стран?

Из “ Декрета о мире “.

“ Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире.

Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - которого самым определенным и настойчивым образом требовали советские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий / т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих территорий/ и без контрибуций’

5. Подготовьте презентацию или творческий макет по теме:

1. Отечественное предпринимательство в нефтяной промышленности России во второй половине XIX – начале XX вв.

2. Иностранный капитал в нефтяной промышленности России на рубеже XIX-XX вв.

3. Аграрный вопрос в России в начале ХХ века. Столыпинская аграрная реформа.

4. Манифест 17 октября 1905 г. и эволюция государственной власти в России в начале XX века.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Докажите, что объективные причины революции 1905-1907 гг. коренились в незавершенности политической и социально-экономической модернизации страны, торможении насущных реформ в 1881-1904 гг.

2. Объясните, почему Столыпин для решения всего комплекса задач из избрал путь консервативно-либерального реформаторства, осуществляемого совместными усилиями правительства и умеренно-либеральной части общества. Почему реформы Столыпина не были завершены?

3. В чем заключались особенности образования российских политических партий?

4. Какое воздействие оказала I мировая война на внутриполитическое и

экономическое положение в России?

 

Основная литература:

1. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2008.

2. История России. С древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: АСТ;: Астрель;: Хранитель, 2008.

3. История России XIX - начала XX века: учебник / В. А. Георгиев [и др.]; под ред. В.А. Федорова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008.

4. История России. Курс лекций в таблицах и схемах./ Под ред. Калинова В.В. М.: ФГУП «Изд-во нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М Губкина, 2007.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник для вузов. М.: Изд-во ПРОСПЕКТ, 2007-2011.

6. Федоров В.А. История России. 1861-1917: учебник для вузов / В. А. Федоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2009.

Дополнительная литература:

1. Бородин А.П. Столыпин. Реформы во имя России. М.: Изд-во «Вече», 2004.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Проспект, 2010.

3. Зуев М. Н., Чернобаев А. А. История России. Учебник. М.: Изд-во «Высшая школа», 2009.

4. Зырянов П.Н. П.А. Столыпин: политический портрет. - М., 1992.

5. Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. М.: Изд-во Проспект, 2009.

6. Использование профиля вуза при изучении курса истории Отечества: учеб.-метод. пособие / под ред. В.В. Калинова; РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Каф. политической истории Отечества. - М., 2006.

7. История России в схемах: Учеб. пособие / А.С. Орлов и др. М.: Изд-во Проспект (ТК Велби), 2008.

8. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. – М., 1991.

9. Герасимов А.В. На лезвии с террористами. - М., 1991.

10. Государственная дума в России (1906-1917). Обзор. – М., 1995.

11. Леонов С.В. Партийная система России (конец XIX – 1917 г.)// Вопросы истории, 1999. №11-12.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал