Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование государственного бюджета
Бюджетную политику государства в сжатом выражении можно определить как выработку и реализацию подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета. Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения. Основополагающую роль в формировании государственного бюджета играет бюджетный процесс. Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность государственных и местных органов власти по составлению, рассмотрению и рассмотрению государственных и местных бюджетов. [25, с.452] Он охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности: - составление проекта бюджета; - его рассмотрение и утверждение законодательными органами; - исполнение бюджета; - оставление отчета об исполнении бюджета и утверждение отчета парламентом. Продолжительность бюджетного процесса в разных странах различна: от двух лет и более в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в законодательном органе, а вместе с утверждением отчета - свыше трех лет. Разработка бюджета правительством начинается фактически за 12-18 месяцев с наступления очередного финансового года. Проект бюджета после одобрения кабинетом министров поступает в законодательный орган, который рассматривает и утверждает его. Проект бюджета поступает сначала в нижнюю, а затем в верхнюю палату законодательного органа. Дальше бюджет поступает на подпись главы государства. Самое важное место в бюджетном процессе имеет первый этап – составление проекта бюджета. На основании выведенного ранее определения становится очевидным то, что в основе государственного бюджета выделяют две части: доходную и расходную. Бюджет - это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому его объем, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историческом периоде в разных странах. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны. Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов власти и местного самоуправления. К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как: - налог на добавленную стоимость; - акцизы; - налог на прибыль и доходы; - экологический налог; - налог на недвижимость; - таможенные экспортные и импортные пошлины; - чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие. К неналоговым доходам относятся доходы: - от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности; - от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба); - финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др. Состав бюджетных доходов, их структура напрямую связаны с объемами ВВП и определяются финансовой политикой государства. Сущностными признаками доходов является их безвозмездность и безвозвратность. Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет: 1) Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы. 2) Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов. 3) Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др. Однако главным источником доходов являются налоги. В бюджетах центральных правительств развитых стран налоговые поступления составляют 80- 90% всех доходов. На региональном и местном уровнях налоги формируют до 70% всех доходов.[4, с.101] В целом работу по формированию доходной части бюджета осуществляют по следующим направлениям: - планирование контингентов всех видов доходов; - распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством; - определение размеров финансовой помощи, предоставляемой вышестоящим бюджетом нижестоящим; - формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц и определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Планирование доходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной части бюджета за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов. Такой анализ является основой для определения возможностей и путей увеличения поступлений в бюджет при существующей системе взимания налогов и неналоговых платежей. На втором этапе осуществляется планирование поступлений по всем позициям, определенным классификацией доходов государства. В многих странах мира в настоящее время часто встречается такой порядок формирования доходов бюджета, при котором пролонгируются на перспективу негативные действия налогоплательщиков, подвергаемые штрафам и санкциям. Это вносит момент субъективного фактора в действия контролирующих органов, отвечающих за выполнение доходов бюджета. По мнению автора, на стадии планирования бюджета стоило бы отказаться от подобного источника поступлений на стадии планирования доходов бюджета. Не стоит ставить выполнение бюджета в прямую зависимость от количества и видов нарушений, степени наказания. Реализация основных положений бюджетной политики находит отражение не только в доходной, но и в расходной части бюджета. Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов вопросы приоритетности становятся чрезвычайно актуальными. Итак, государственные расходы – это затраты, связанные с осуществлением государством своих функций, с удовлетворением потребностей населения в общественных благах и в отдельных видах частных благ. [25, с.461] Доля расходов в разных странах различается. Страны, характеризующиеся высоким уровнем дохода, как правило, расходуют большую часть ВВП, чем более бедные страны. Доля национального дохода, идущего на правительственные расходы, в небогатых странах сравнительно мала, так же мала и сумма собираемых налогов. С увеличением богатства увеличивается потребность в общественных благах и перераспределительном налогообложении. В настоящее время доля государственных расходов в ВНП составляет: в США – 36%, Японии – 33, Германии – 46, Англии – 43, Франции и Италии – 50, Канаде – 44, Швеции – 60%. [14, c.3] Структура общественных расходов в зависимости от выбранного критерия классифицируется по-разному. Исходя из функций, с которыми связаны расходы, выделяют функциональную классификацию доходов. В укрупненном виде государственные расходу по своему функциональному назначению могут быть объединены в четыре группы: - государственные услуги общего назначения (сюда входят расходы на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, общественный порядок и т.п.) - общественные и социальные услуги расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальные мероприятия, средства массовой информации и т.п.) - государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (расходы на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера и т.п.) - прочие функции (выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, трансферты общего характера, передаваемые другим государственным органам). Благодаря данной классификации хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Для экономической характеристики расходов государства важно их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы, в основном, соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
|