Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи бюджета на 2009 год и пути повышения эффективности бюджетных отношений






 

При формировании бюджета на 2009 год Министерство финансов неоднократно заявляло о переходе на среднесрочное бюджетное планирование, при этом инициировалась разработка параметров трехлетнего бюджета. [8, с.4] Однако окончательный финансовый документ не был подготовлен. Это связано с изменившимися экономическими условиями, сложностью прогнозирования тенденций в экономике на данном этапе. По мнению автора, это не должно быть препятствием в разработке среднесрочного финансового плана. Наоборот, в условиях недостаточности финансовых ресурсов ценность перспективного финансового планирования возрастает многократно.

Стоящие перед государством задачи повышения эффективности бюджетных отношений на современном этапе предлагается реализовать не посредством их коренного преобразования, а с помощью:

- совершенствования налоговой системы;

- повышения результативности бюджетных расходов и качества бюджетных услуг;

- оптимизации бюджетного сектора.

То есть для повышения эффективности бюджетных отношений следует использовать потенциальные возможности, которые пока не используются, однако которые реально могут воздействовать на эффективность бюджетных отношений.

Следует отметить, что действующими правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов предусмотрена систематизация для учета в проекте бюджета на планируемый бюджетный год принятых законодательных и нормативных актов об изменении налогового законодательства. И в данном случае важно оценить влияние предлагаемых мер на макроэкономические показатели и увеличение доходов. Сделать это, на наш взгляд, можно только на основе многовариантных аналитических расчетов, обосновывающих необходимость и преимущества нововведений. Такие расчеты могли бы стать базой для многовариантного составления бюджета с целью выбора наилучшего решения, оптимизации структуры доходов, методов их мобилизации. В связи с этим предлагается перейти от составления одновариантных бюджетов к многовариантным.

В процессе совершенствования налоговой системы процесс снижения налоговой нагрузки, проводимый в государстве, имеет не только положительный, но и отрицательный эффект. В 2008 году в результате реализации комплекса мер по снижению налоговой нагрузки в бюджет не поступило более 1 трлн. руб. (0, 9% ВВП), в 2009 году, по оценкам Министерства финансов, - 2 трлн. руб. (1, 3% ВВП), в 2010 году – ещё 1, 7 трлн. руб. (1, 1% ВВП) [8, c.5]. Поэтому необходимо задействовать все резервы, способные дополнительно пополнить казну.

Проблема, по мнению автора, состоит ещё и в том, что в этом направлении мышление традиционное, нет попыток выработать новые, неординарные решения для пополнения бюджета. Необходимо самостоятельно, без подсказок, системно заниматься высокодоходными сферами и вносить предложения об изъятии части определенных доходов в бюджет. Для этого в первую очередь следует выстроить систему мониторинга влияния различных экономических факторов на конкретные доходные источники бюджета.

Отменяя малоэффективные налоги и сборы, необходимо предлагать альтернативу, позволяющую на качественно новом уровне компенсировать потери бюджета.

Еще один важный вопрос – изъятие в бюджет так называемых внебюджетных доходов тех организаций, которые финансируются из бюджета, но при этом наделены правительством монопольным правом оказывать определенные услуги за плату.

Значительный потенциал дополнительных доходов бюджета, по нашему мнению, заложен в возможностях реализации неиспользуемого имущества. За 2008 год доходы от продажи такого имущества составили 73 млрд. руб.[8, c.8], хотя потенциальные возможности намного выше. Одной из причин сложившейся ситуации может являться долгое принятие решений в вопросах ежегодных перечней неиспользуемых объектов, подготовки проектов решений об их отчуждении, оформления документов.

В настоящих условиях кризисной ситуации перед правительством стоит сложная задача исполнить бюджет без дефицита, при этом обеспечить планируемые расходы в социальной сфере, оказать необходимую поддержку реальному сектору экономики. В целях реализации данных задач идет инвентаризация программ с целью оптимизации, исключения дублирующих мероприятий, а также переноса сроков реализации отдельных из них. Это позволить сэкономить расчетно около 900 млрд.руб. расходов. [8, с. 10]

На наш взгляд, одним из способов экономии средств бюджета является также упорядочение расходов местных бюджетов за счет резервных фондов. Проведенными в 2008 году проверками установлено, что исполкомами принимаются решения о направлении средств на непервоочередные расходы.

В 2009 году возрастает значимость реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения с объемом финансирования 174 млрд. руб. Здесь опять же стоит вопрос о том, что ресурсы бюджета на эти цели должны использоваться максимально эффективно. Содействовать этому может ужесточение контроля реализации данной программы.

Немаловажно затронуть такую тему, как возврат в бюджет средств. В 2008 году из республиканского бюджета выданы бюджетные займы, ссуды на общую сумму 3, 1 трлн. руб., а в погашение ранее выданных поступил 1 трлн. руб. Хоть сумма просроченной задолженности и сократилась почти вдвое, но несмотря на общую тенденцию сокращения задолженности, отдельные организации сохраняют просроченную задолженность на протяжении 4-6 лет. В итоге следует прийти к выводу, что при принятии решений о выделении бюджетных займов необходимо руководствоваться принципами, когда получение новых займов возможно только в пределах сумм их возврата.

По мнению автора, в проблеме оптимизации бюджетных отношений большую роль играют также и инструменты, используемые правительством при проведении бюджетной политики. Причем применение таких инструментов непосредственно влияет на эффективность бюджетных отношений. Поэтому необходимо, чтобы обеспечивалась максимальная прозрачность и формализация бюджетных инструментов. Немаловажным является и ограничение их многоцелевого использования, а также минимизация их дестимулирующего эффекта. То есть в проведении бюджетной политики важно, чтобы достижение положительного результата в связи с использованием того или иного инструмента не должно приводить к возникновению отрицательного эффекта по другим направлениям бюджетной или экономической политики.

Обобщив все вышесказанное, делаем вывод о том, что для создания высокоэффективной системы бюджетного регулирования, направленного на стабилизацию и создание социально-ориентированной рыночной экономики, требуется реформирование бюджета с учетом происходящих в обществе социально-экономических и политических процессов. Оно должно включать:

- реформирование системы государственных доходов; обоснование доходной части бюджета на основе единой комплексной налоговой системы, ориентированной на покрытие общегосударственных потребностей в оптимальных размерах и стимулирование высокоэффективной рыночной экономики; совершенствование структуры платежей в бюджет.

- оптимизацию расходной части бюджета на базе использования программно-целевого метода для улучшения структуры расходов посредством увеличения темпов роста высокоэффективных вложений на приоритетные направления;

- повышение качественного уровня бюджетного планирования; реформирование межбюджетных отношений, применение эффективных форм и методов внутрибюджетного регулирования;

- демократизацию бюджетного процесса, расширение бюджетных и имущественных прав местных органов власти на основе строгого разграничения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы;

- разработку многовариантных направлений развития бюджетной политики, обеспечивающих эффективное регулирование общественных процессов через государственный бюджет.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал