Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь
Для РБ проблема дефицита госбюджета является не менее важной и острой, нежели для других стран. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения. Несмотря на то, что основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений, поэтапное снижение налоговой нагрузки в последние годы не привело к потерям доходов бюджета, поскольку одновременно принимались меры по расширению налогооблагаемой базы. В последние годы республиканский бюджет, утверждаемый с дефицитом, исполнялся с положительным сальдо (см. табл.В1, Прил.В). Анализируя структуру источников покрытия дефицита (см. Табл.В2, Прил. В), утвержденную Законом Республики Беларусь «О государственном бюджете на 2009 год», можно отметить, что на общее финансирование дефицита республиканского бюджета выделено 2, 8 трлн. руб., 2, 4 трлн. руб. из которых пойдет на внутренне финансирование, а на внешнее – около 400 млрд. руб. 24, 2% из них выделено на погашение кредитов международных финансовых организаций. На погашение кредитов иностранных государств выделены остальные 76, 8% от суммы, выделенной на внешнее финансирование. Система мер по снижению дефицита в нашей республике включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом, Политика в области финансирования бюджетного дефицита основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом. В этой связи дальнейшее развитие получает инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке. Существуют различные мнения о путях сокращения бюджетного дефицита и сбалансированности бюджета. Некоторые белорусские экономисты отрицают необходимость балансирования доходов и расходов и выступают за применение на практике теории функциональных финансов. Однако, по мнению автора, в Республике Беларусь ещё не создана основа для осуществления данной теории. А стремительно развивающийся при этом дефицит государственного бюджета может принести непоправимые осложнения. Поэтому наиболее подходящей автору кажется разработанная в монографии под редакцией В.Н. Шимова [19] идея Программы сокращения бюджетного дефицита. Подобное мнение было встречено и у Сорокиной Т.В. [16] Предложенная Программа должна предусматривать следующие меры: - повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета; - дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; - расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства; - развитие территориально-регионального хозрасчета; - развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения массы в обороте; - оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Также предлагается отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования. В монографии утверждается, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращения доходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическим антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики. Исходя из вышесказанного, следует еще раз указать на ключевую роль дефицита бюджета в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.
|