Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и динамика доходной и расходной частей государственного бюджета Республики Беларусь






Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Доходы республиканского бюджета РБ формируют: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.

Развитие государственного бюджета после распада СССР происходило в условиях активного формирования рыночных отношений в республике и возрастания роли бюджета в системе государственного регулирования. Это сопровождалось усилением централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (см. табл.А1 Прил.А)

За период с 1992 по 2008 г. доля консолидированного бюджета в ВВП выросла с 32, 4 до 51, 0%. Только за период с 2005 по 2009 г. объем бюджета вырос в 2 раза. Это в значительной степени связано с поэтапным включением в его состав доход государственных внебюджетных фондов, в том числе с 2004 г. – внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Такие меры позволяют максимально концентрировать в бюджете государственные доходы, оперативно управлять бюджетными ресурсами, контролировать их использование, однако влияют на структуру доходной части бюджета (см. табл.А2 Прил. А). Из приведенных данных видно, что в 2000-2005 гг. наблюдалась тенденция роста доли доходов целевых фондов в общем объеме доходов бюджета – за указанный период их удельный вес увеличился с 18, 5 до 53%. Однако в последующие годы эта тенденция ослабла.

Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений. Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким.

Доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивалась.

В приложении А, таблице А3 приведена структура доходов Государственного бюджета, принятая законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009год». Согласно ей, в 2009 году планируется получить около 55 трлн. руб., среди которых неналоговые доходы составят 34, 8 трлн. руб., налоговые – 3, 3 трлн. руб., что соответственно равно 63, 4% и 6% от общей суммы доходов.

Что касается реализации доходов бюджета на 2008 год, то по данным Министерства финансов, доходы консолидированного бюджета выполнены на 105, 2% уточненного плана и на 127, 3% утвержденного плана. [8, c.4] Наряду с этим в IV квартале прошлого года экономика ощутила влияние на бюджет мирового финансового кризиса. Значительно сузились возможности кредитования экономики банковской системой, фактически прекратил функционирование внешний финансовый рынок. Появились тенденции снижения доходов. В качестве мер оперативного реагирования со стороны правительства были предприняты шаги по экономии бюджетных средств, ужесточению процедур их выделения, ограничению непервоочередных бюджетных затрат.

В ходе проводимой работы для бюджетных организаций, финансируемых из республиканского бюджета, устанавливались лимиты расходов на ноябрь-декабрь. Такой подход обеспечил равномерное бюджетное финансирование в течение всего года. А высвободившееся в результате ресурсы (792 млрд.руб.) направлены в финансовый резерв для безопасного финансирования расходов бюджета в 2009 году.

Очевидно, что главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет.

Как указывалось ранее, с помощью бюджета государства пытаются воздействовать на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые отрицательные последствия действия стихийных рыночных сил. Поэтому бюджет, перераспределяющий значительную часть национального дохода, становится важнейшим инструментом государственного регулирования. При его формировании, изъятии доходов, направлении расходов и осуществляющемся при этом контроле регулируются экономические и социальные процессы. Причем достигается это посредством:

- налогов, влияющих на развитие производства, товаров, услуг, спроса и предложение на них;

- бюджетного финансирования общегосударственных программ, обеспечивающих расширение, обновление производства, совершенствование его структуры, социальные гарантии;

- финансовой поддержки некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий их функционирования или более быстрого развития (через субвенции, льготные, беспроцентные кредиты и др.);

- образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций и развития экономики;

- социальных гарантий гражданам, поддержки нетрудоспособных и бедных слоев населения.

Уже в первый год существования независимого государства происходят изменения в структуре расходов, их содержании. В связи с переходом к рыночным отношениям, необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности РБ был вызван быстрый рост расходов бюджета, причем не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления бюджетных ресурсов на новые приоритеты и потребности. Существенно увеличилась сумма средств, используемых на выплату разницы в ценах на основные продукты питания, некоторые товары и т. д., для поддержания на неизменном уровне действующих цен и тарифов. По-прежнему планировалась дотация на покрытие убытков и образование хозрасчетных фондов планово – убыточных предприятий за счет бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как средства на индексацию доходов населения; расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью; фонд финансирования специальных программ развития производственной структуры АПК; расходы, по обслуживанию государственного долга и т. д. В связи с расширением функций государства появились многие новые косвенные затраты, связанные с поддержанием политического и экономического суверенитета РБ: на оборону, правоохранительные органы, выпуск национальной валюты, содержание дипломатических представительств за границей и т. п.

В таблице В2 Приложения В представлена структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь с 1992 по 2008 гг.

Как можно заметить, в структуре расходов происходит усиление социальной направленности бюджетных ресурсов. Стабильный рост расходов, направленных на финансирование социально – культурных мероприятий, наблюдается с 1992 года, когда их доля в расходах бюджета составляла 32, 6 %. Их доля в ВВП с 1992 по 1998 год увеличилась соответственно с 10, 5 до 15, 4 %. При детальном анализе видно, что такой рост достигнут за счет увеличения финансирования всех основных структурных элементов социально – культурной сферы: возросли расходы на образование (с 15, 5 до 21, 7 %), культуру и средства массовой информации (с 1, 9 до 2, 6 %), на здравоохранение и физическую культуру (с 10, 9 до 18, 2 %), на социальную политику (с 2, 3 до 5, 5 %).

Очевидно значительное сокращение (с 41, 8% в 1992г. до 19, 6 % в 2005 г.) расходов на отрасли экономики. Данную тенденцию можно объяснить тем, что расширяется самостоятельность субъектов хозяйствования, происходит самофинансирование их затрат.

Уменьшение бюджетных ассигнований в этом направлении позволило высвободившееся бюджетные ресурсы направит на финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной политике.

В 2005 – 2009 гг. расходы на социальную сферу составляют около половины и более. Дело в том, что в основе динамики государственных расходов в долгосрочном плане лежат изменения демографического состава населения. В тех странах, где в численности населения устойчиво возрастает доля пожилых людей (а к этой группе относятся многие индустриальные и переходные экономики, в том числе и белорусская), государственные расходы неизбежно возрастают по линии пенсий, мер социальной защиты, выплат пособий по социальному обеспечению, а также увеличения ассигнований на здравоохранение и образование.

Однако, несмотря на то, что расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение составляют около 40 % общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким. Низкий уровень расходов на социальное обеспечение можно было бы объяснить фактом, что все еще существует скрытая безработица на предприятиях, и работники, которые бы в другой ситуации были бы безработными, оплачиваются, скорее через субсидии предприятиям, чем через прямые платежи из системы социального обеспечения. А также данные ассигнования отстают от увеличения общего объема бюджета, затрат на финансирование, содержание правоохранительных органов, армии, обслуживание госдолга и других непроизводительных расходов.

По данным Министерства Финансов, расходы консолидированного бюджета за 2008 год выполнены на 94, 8% уточненного плана и на 118, 7% утвержденного плана. [8, с.4]

Согласно закону Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год», расходы государственного бюджета составят более 57, 5 трлн. руб. (см. табл. В2, Прил. Б), 39, 4% из которых пойдет на обеспечение социальной политики, включая расходы на образование и здравоохранение. На регулирование национальной экономики выделено более 17 трлн. руб., что составляет 30, 1% от общей суммы расходов государственного бюджета [Источник – разработка автора].

Исходя из функций, которые отведены расходам государственного бюджета, следует отметить: политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, а с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, тогда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал