Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Начальные этапы обмена углеводов. Анаэробное окисление глюкозы (гликолиз). Глюконеогенез.
ЦЕЛЬ: Проверить знания студентов по химической структуре и свойствам углеводов. Изучить источники и пути использования глюкозы и других сахаров. Изучить анаэробный путь распада глюкозы, уметь написать химические реакции превращения глюкозы в молочную кислоту. Изучить механизм образования глюкозы из неуглеводных источников. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. 1. Определение класса химических соединений ‘‘Углеводы’’ и их классификация. 2. Моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза, манноза, рибоза, дезоксирибоза), дисахариды (мальтоза, сахароза, лактоза), гомополисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза), гетерополисахариды (гиалуроновая кислота, хондроитинсульфаты, гепарин), их строение, свойства, биологическое значение. 3. Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте, ферменты, участвующие в этом процессе, их локализация, механизм всасывания углеводов. 4. Источники глюкозы и пути её использования (составьте общую схему). Биологическая роль гексокиназной реакции (‘‘ловушка глюкозы’’). 5. Схема и стадии гликолитического распада глюкозы. Химизм реакций гликолиза, характеристика ферментов. 6. Макроэргические соединения гликолиза, их энергетическая характеристика. 7. Энергетический эффект гликолиза, способы образования АТФ, субстратное фосфорилирование. Биологическое значение гликолиза в различных тканях и органах. 8. Что такое гликолитическая оксидоредукция, напишите реакции, составляющие этот процесс, биологическая роль в регенерации цитозольного НАД+. 9. Регуляции гликолиза, регуляторные ферменты. 10. Характеристика лактатдегидрогеназы и её изоферментов в тканях, диагностическое значение определения изоферментов в сыворотке крови. 11. Химизм спиртового брожения, его роль. 12. Глюконеогенез. Обходные реакции глюконеогенеза, причины их существования. Характеристика ферментов. Химизм процесса. 13. Возможные предшественники глюкозы. 14. Судьба молочной кислоты и недоокисленных продуктов в скелетных мышцах. Цикл Кори и глюкозо-аланиновый цикл, значение для глюконеогенеза. 15. Глюконеогенез из аминокислот. Гликогенные аминокислоты, места вхождения их в процесс синтеза глюкозы. 16. Регуляция глюконеогенеза. Сопоставить с регуляцией гликолиза. 17. Глюкокортикостероиды, их роль в регуляции глюконеогенеза.
АТФ АДФ
Глюкоза Глюкозо-6-фосфат Фруктозо-6-фосфат 1 2
АТФ АДФ ДАФ 2НАД+ 2НАДН•Н+ 4 5 Фркутозо-1, 6-дифосфат ГАФ (2) 3 4 6
2АДФ 2АТФ 2H3PO4 1.3-дифосфоглицерат (2) 3-фосфоглицерат (2) 7 8
Н2О (2) 2АДФ 2АТФ 2-фосфоглицерат (2) Фосфоенолпируват (2) 8 9 10
2НАДН•Н+ 2НАД+
Пируват (2) Лактат (2) 10 11
18. Пользуясь схемой гликолиза, ответьте на вопросы: А) назовите ферменты, обозначенные цифрами, Б) укажите реакции первой и второй стадии гликолиза, В) укажите реакции, обеспечивающие гликолитическую оксидоредукцию, Г) укажите реакции, в которых происходит субстратное фосфорилирование, Д) назовите макроэргические соединения, Е) подберите реакции по соответствующим типам превращения субстратов: 1- фосфорилирование, 2- альдольное расщепление, 3- изомеризация, 4- дегидратация, 5- дегидрирование. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Количественное определение молочной кислоты в сыворотке крови и качественное обнаружение в мышцах с помощью реакции Уффельмана. Принцип метода: Молочная кислота в присутствии фенолята железа (реакция Уффельмана), окрашенного фиолетовым цветом, образует лактат железа жёлто-зелёного цвета. 3 C6H5OH + FeCl3 (C6H50)3Fe + 3 HCl фенол фенолят железа
H H | | (C6H5O)3Fe + 3 CH3 – C – COOH (CH3 – C – COO)3Fe + 3 C6H5OH | | Фенолят железа OH OH фенол молочная кислота лактат железа
порядок выполнения работы. В центрифужную пробирку вносят 2 мл сыворотки крови, добавляют 1 мл 10% ТХУ (на холоду!) для осаждения белков. Через 10 минут центрифугируют при 3000 об/мин в течение 10 минут. К 1 мл центрифугата добавляют 1 мл 1% раствора фенола и 0, 5 мл 1% раствора хлорида железа. Через 15 минут колориметрируют на ФЭКе (фильтр 425) против воды. Расчёт ведут по калибровочному графику. 2 г мышечной ткани растирают в ступке, добавляют 2 мл 10% ТХУ, через 10 минут пробу центрифугируют (3000 об/мин в течение 10 минут). К 1 мл центрифугата добавляют 1 мл раствора фенола и 0, 5 мл раствора хлорида железа. Наблюдают появление жёлто-зелёного окрашивания. Клинико-диагностическое значение. У здорового человека в артериальной крови содержится 3 – 7 мг%, в венозной 5 – 20 мг% молочной кислоты. содержание молочной кислоты в крови увеличивается при усиленной мышечной работе, сердечной недостаточности, пневмонии и легочной недостаточности, других видах гипоксии. Определённое значение имеет определение молочной кислоты при диагностике некоторых злокачественных заболеваний. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная: 1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 169-187, 319-321, 327-335, 338-343. 2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 298-315, 333-350. 3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 232-237, 241-246, 255-256. 4. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 87-93, 100-103. 5. Лекционный материал. Дополнительная литература: 1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век). 2. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1.
|