Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Биологическое окисление.
ЦЕЛЬ: Знать биологический смысл существования дыхательной цепи, виды выделяющейся энергии, пути образования свободных радикалов, механизм защиты от токсического действия кислорода. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. 1. Понятие об обмене веществ и энергии. Процессы катаболизма и анаболизма, их характеристика, взаимосвязь. Эндэргонические и экзэргонические реакции в метаболизме. 2. Какие межатомные связи называются макроэргическими? Назовите известные вам макроэргические соединения. 3. Что понимают под адениловой (аденилатной) системой? Роль АТФ в организме. Какое суммарное количество АТФ синтезируется и распределяется за сутки в организме взрослого человека? 4. Понятие ‘‘биологическое окисление’’, в каких условиях оно проходит? Признаки, сходства и отличия между процессами горения и процессами окисления в организме. История изучения процессов тканевого дыхания. Теории А.Н. Баха и В.И. Палладина. 5. Какие субатомные частицы органических веществ являются носителями энергии, используемой организмами для процессов жизнедеятельности? Каким химическим превращениям и для чего должны подвергаться органические вещества, чтобы клетки могли использовать для своей жизнедеятельности их потенциальную энергию? 6. Строение митохондрий. Ферменты – маркеры матрикса, внутренней мембраны, межмембранного пространства, наружной мембраны. 7. Современное представление о биологическом окислении. Общая характеристика митохондриальной дыхательной цепи. Субстраты, ферменты, коферменты, их локализация. 8. Характеристика ферментов дыхательной цепи: А) Дегидрогеназы и первичные акцепторы водорода – НАД и флавопротеиды; Б) НАДН – дегидрогеназы – флавиновые ферменты (ФМН); В) Терминальное окисление: убихинон, цитохромы, цитохромоксидаза. 9. Организация митохондриальной дыхательной цепи. 10. Немитохондриальные пути использования кислорода. Место перекисного окисления в организме. Пути образования свободных радикалов. 11. Ферментные и неферментные антиоксиданты, механизм их действия. Пользуясь схемой «Митохондриальная дыхательная цепь», выполните следующие задания: Схема. Митохондриальная дыхательная цепь
НАД-зависимые ФАД-зависимые дегидрогеназы дегидрогеназы
→ С → QH2-дегидро- Цитохром- АДФ АТФ геназа оксидаза АДФ АТФ АДФ АТФ
1. Окисление малата катализируется НАД-зависимой дегидрогеназой. Представьте в виде схемы основные этапы переноса электронов от малата к кислороду в цепи реакций. 2. Окисление сукцината катализируется ФАД-зависимой дегидрогеназой. Представьте в виде схемы основные этапы переноса электронов от сукцината к кислороду. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ. 1. Открытие оксидазы в картофеле. Оксидазы катализируют реакции переноса электронов от водорода от окисляемого субстрата на кислород, ускоряют окисление молекулярным кислородом. Тирозиназа – фермент, окисляющий тирозин, содержится в животных и растительных тканях, в частности в картофеле. В организме человека тирозиназа катализирует превращение адреналина в пигмент адренохром. Пигменты, в которые превращаются адреналин и тирозин, окрашены в красный, бурый, чёрный цвет. Порядок выполнения работы: На свежий срез картофеля нанесите каплю раствора адреналина. Опишите наблюдаемое изменение окраски среза картофеля. 2. Открытие каталазы в крови. Каталаза содержится во всех тканях и жидкостях организма. Биологическая роль каталазы заключается в обезвреживании перекиси водорода путём разрушения её на воду и молекулярный кислород. 2 Н2О2 О2 + 2 Н2О Порядок выполнения работы: В пробирку вносят 10 – 15 капель 1% раствора перекиси водорода и добавляют 1 каплю крови. Жидкость вспенивается, поскольку происходит бурное выделение пузырьков кислорода. 3. Количественное определение активности каталазы крови по методу Баха и Зубковой. Метод основан на определении количества пероксида водорода, разложенного ферментом за определённый промежуток времени по следующему уравнению: 2KMnO4 + 5H2O2 + 4H2SO4 2KHSO4 + 2MnSO4 + 8H2O + 5O2 О количестве разрушенной перекиси водорода судят по разности перманганата калия, израсходованного на титрование контрольной и опытных проб. Порядок выполнения работы:
Расчёт: Каталазное число (КЧ) = 1, 7 · (А – Б), где 1, 7 – количество мл KMnO4, эквивалентное 1 мл 0, 1% Н2О2. В норме каталазное число составляет 10 – 15 единиц. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ. Основная: 1. Берёзов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2002, с. 305-311, 314-316. 2. Биохимия: Учебник/Под ред. Е.С. Северина. –М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003, (Серия XXI век), с. 264-276, 294-297, 428-432. 3. Николаев А.Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2001, с. 160-164, 199-208, 222-231. 4. Северин Е.С., Алейникова Т.Л., Осипов Е.В. Биохимия: Учебник. –М.: Медицина, 2000, с. 70-76. 5. Лекционный материал Дополнительная литература: 1. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами /Под ред. Члена-корренспондента РАН, проф. Е.С. Северина, проф. А.Я. Николаева. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2001. -448 с.: ил. – (XXI век). 2. Марри Р. и соавтор. ‘‘Биохимия человека’’ М.: Мир, 1993, т. 1. 3. Скулачёв Б.П. ‘‘Биоэнергетика. Мембранное преобразование энергии’’, М.: Высшая школа, 1989.
|