![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ягужинский П.И. Записка о состоянии России (1726 г.)
...Конъюнктуры такого состояния есть, что прилежного и скорого разсуждения к поправлению нынешняго в государстве состояния требуют. …Уже несколько хлебу род худой и от подушного сбору происходит великая тягость, от того 1) что беглые и умершие и взятые и солдаты с 719 г. не выключены; 2) суще престарелые, увечные и младенцы, от которых никакой работы нет, в тот же оклад положены, а подушныя деньги на них правят на наличных, чего ради в такое неурожайное время крестьяне не токмо лошадей и скот, но и семенной хлеб распродавать принуждены, а сами терпят голод. И большая часть может быть таких, что к пропитанию своему впредь ни какой надежды не имеют, и великое уже число является умершим ни от чего: иного, токмо от голоду (и не безужасно слышать, что одна баба от голоду дочь вою, кинув в воду, утопила), и множество бегут за рубеж Польской и Башкиры, чему и заставы не помогают. И такой после расположения полков на квартиры в душах ущерб является, что в одном Вологодском полку, который расположен в Казанской губернии, убыло слишком 13000 душ, из которых показано умерших 8000, беглых 3000, взятых в солдаты 340, а прочие вдвое написаны и вывезены беглые из прежния жилища... 2. Что дом всякой без присмотру господина раззоряется и тако для содержания того изволил его величество определить отпускать шляхетство и прочих, которые вотчины имеют, по переменам в домы: а ныне хотя по нужде позваны, которые уже были отпущены, паки по командам, то однако же, ежели не имеется великая в них нужда, паки их срок выжить, ныне немей ленно отпустить надлежит, и мнится, что ежели возможнее, в которых наследникам нужды нет к делам, чтоб они в домах жили и смотрели, буде же и есть такие, которые к делу потребны, то однако же весьма надобно хотя из кадетов, а па хозяину в доме, от чего будут крестьяне в призрении и государственные сборы порядочны, а от офицеров, которые будуть отпускаться, будет оставаться в казне их жалованья, также и от прочих, которые будут отпускаться. Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1860. Октябрь-декабрь. - М., 1861. - Кн. 4. - Отд. 5. - С. 269-271. Вопросы и задания к документу:
6. Чаадаев П.Я. Из первого “Философического письма” (1726 г.) Мы никогда не шли об руку с прочими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода... Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в головы ударами молота... Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это – естественный результат культуры, всецело основанной на зависимости и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам Бог весть откуда... Мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума... Что мы делали о ту пору, когда в борьбе энергического варварства северных народов с высокою мыслью христианства складывалась храмина современной цивилизации? Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой этими народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания... Сколько ярких лучей уже озаряло тогда Европу, на вид окутанную мраком! Большая часть знаний, которыми теперь гордится человек, уже были предугаданы отдельными умами; характер общества уже определился, а приспособившись к миру языческой древности, христианские народы обрели и те формы прекрасного, которых им еще не доставало! Мы же замкнулись в нашем религиозном обособлении, ничего из происходившего в Европе не достигло до нас. Чаадаев П.Я. Сочинения. - М., 1989. - С. 15-39. Вопросы и задания к документу:
|