Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сообщение. «Первичные средства тушения пожара»
«Первичные средства тушения пожара» Первичные средства noжаротушения применяют для ликвидации noжаров в самом начале их возникновения ши для ограничения распространения огня до прибытия пожарной no-мощи. К пеpвuчны-м средствам относятся различные ручные и передвижные огнетушители (химические пенные, бром этиловые, углекислотные, порошковые и другие), бочки с водой, ящики с песком, кошмы (асбестовые или из плотной ткани), внутренние пожарные краны с рукавами и стволами, а также противопожарный инвентарь - ломы, багры, лопаты, топоры, ведра, лестницы и т. п. Первичные средства пoжаротушения должны быть исправлены и готовы к действию. Использовать их не по назначению категорически запрещается. Лучшим средством тушения пoжара является вода. Добавление в воду небольшого количества стирального noрошка (4 - б %) резко увеличивает её огнегасящее свойство. Однако не все горючие nред-меты -можно тушить водой. Запрещается исnoльзовать воду при тушении пожара в зданиях, где находятся вещества, вступающие с ней в химическую реакцию (карбид кальция, фосфор, не гашенная известь и другие). Нельзя тушить водой легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин). Вода электроnроводна, noэто.му запрещается использовать её для тушения электроустановок, находящихся под напряжением. В этом случае применяют углекислотные и порошковые огнетушители. Они незаменимы и в химических лабораториях. Простейшим средством тушения загорания небольшого количества разлитой жидкости является песок. Юные пожарные обязаны следить, чтобы везде, где положено, были посты, полностью укомплектованные nожарны.м инвентарем и первичными средствами пожаротушения, должны уметь ими пользоваться и научить этому своих товарищей. Из химических огнетушителей наибольшее распространение получили огнетушители ОХП - 10. Очень важно соблюдать правила пользования ими. Работающий огнетушитель нужно держать вниз горловиной и хорошо встряхивать его. В использованном огнетушителе nрочищают спрыск, чтобы устранить остаточное давление. Разбирать заряженный огнетушитель категорически запрещается.
Классный час «Природные катастрофы» Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок-лекция. Цель: сформировать отношение к проблеме природных катастроф, происходящих в земной коре. Педагогические задачи: 1. Заинтересовать поставленной проблемой; 2. Координировать деятельность учащихся. Задачи учащихся: 1. Получить первоначальное представление о движениях земной коры. 2. Познакомиться с процессами вулканизма и землетрясениями. 3. Выяснить влияние этих явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека. 4. Продолжить формирование коммуникативных умений при работе в группах. Формы и методы: 1. Фронтальная форма работы на основе информационных технологий. 2. Групповая форма. 3. Индивидуальная форма. 4. Интерактивный метод. Оборудование: Компьютер, видиопроектор, выставка литературы по теме, пластилин, фломастеры, цветные карандаши, бумага формат А4, карточкизадания для групп. Ход урока: 1. Организация класса: (Санитарно-гигиеническое состояние кабинета, рабочее место, целиполагание: постановка целей на языке учащихся). 2. Изучение нового материала: 2.1.Движение земной коры. Земные недра никогда не бывают спокойны. Под влиянием происходящих в них процессов поверхность планеты деформируется: поднимается и опускается, растягивается и сжимается, покрьmается сетью трещин. Колебательные движения поднимают и опускают огромные участки суши и океанов. Движения бьmают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Давайте познакомимся более подробно с этими процессами. Горизонтальные движения: Твердая оболочка Земли литосфера состоит из гигантских блоков литосферных плит. В состав самых крупных из них, входят материки иприлегающие части океанов. Литосферные плиты медленно перемещаются вгоризонтальном направлении со скоростью нескольких сантиметров в год. Вместах раздвижения плит возникли океаны, а материки заняли современноеположение, в местах столкновения возникли горы. Вертикальные движения: Кроме горизонтальных перемещений, земная кора испытывает медленные вертикальные движения. В своё время ученые обнаружили интересные факты. На Скандинавском полуострове в горах на высоте более трёх тысяч метров, нашли окаменевшие раковины маллюсков. Откуда они здесь взялись? Жители Нидерландов вынуждены строить защитные дамбы, потому, что море наступает на территорию этой страны, и если бы, дамбы не создавали 2/3 территории этой страны, на сегодня бьшо бы затоплено. Это и есть вертикальные движения земной коры. В результате этих движений, участки земной коры медленно поднимаются или опускаются относительно друг друга. 2.2.Землетрясение. В результате движения вещества в недрах земли, на отдельных участках литосферы накапливается напряжение. Оно может вызвать резкое сотрясение толщ горных пород, от глубины до самой поверхности - землетрясение. Как происходит землетрясение? для этого обратимся к модели: толчок землетрясения длится всего несколько секунд, а иногда доли секунды. В этот момент происходит мгновенное перемещение земной коры в вертикальном и горизонтальном направлениях. Очаг землетрясения располагается на глубине до 60 км., но бывают и очень глубокие до 700 км. Виды землетрясений: а) Тектонические - происходят в результате движения литосферных плит. б) Вулканические - при извержении вулканов магма давит на пласты земли. Происходит землетрясение. в) Оползневые - происходят в результате смещения пластов земной коры. г) Техногенные - происходят в результате хозяйственной деятельности человека. Сила землетрясений: Измеряется в баллах по шкале Рихтера: 1 - 2 балла ощущаются лишь некоторыми людьми. 3 - 4 балла начинает звенеть посуда в шкафу, раскачиваются люстры. 5 - 6 баллов здания получают легкие повреждения, на поверхности возникают трещины. 8 - 9 баллов здания разрушаются, а про валы и трещины на поверхности могут достигать нескольких метров. 10 - 12 баллов называются катастрофическими. Приборы для измерения землетрясений: Существует целая сеть научных станций, на которых специальные приборы сейсмографы ведут наблюдения за земной корой. (обратимся к модели сейсмографа). 2.3. Вулканы: Вулканизм - это сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли, прорывает земную поверхность и изливается. Древние римляне верили, что в недрах горы Этна, в Сицилии находится кузница могучего бога Вулкана. Когда он и его помощники - гигантские циклопы работают, слышится подземный гул, появляются столбы дыма, огонь. Строение вулкана (работа по слайду). Извержение вулкана: При извержении через кратер на земную поверхность поступают продукты вулканических извержений. Это могут быть газы, вулканический пепел, вулканические бомбы. Магма из очага магмы по жерлу поднимается к земной поверхности. Постепенно она теряет содержащиеся в ней газы. Когда она изливается на поверхность, её назьmают лавой. Лава потоками течет со скоростью 300 - 500 м в час (иногда может передвигаться быстрее). Температура лавы может достигать 1250 градусов. Типы вулканов: а) Гавайский. б) Пелейский. в) Везувианский. 3. Корректировка знаний учащихся (обратная связь). 4. Закрепление (работа в группах): Первая группа. Проанализируйте информацию в предложенной вам литературе. На основе полученной информации предложите свои варианты спасения человечества от землетрясений и извержений вулканов. Вторая группа. Сделайте из пластилина модель отдельно стоящего вулкана. (Помните что идеальный вулканический конус образует у подножья угол 30 градусов, а выше к кратеру угол увеличивается до 40 градусов). Третья группа. Используя цветные карандаши, фломастеры, бумагу и текст учебника на странице 76, изготовьте наглядное пособие по шкале Рихтера. 5. Выступление от групп. 6. Подведение итогов (соответствие знаний учащихся поставленным целям).
|