![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-педагогическая профилактика⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
Социальная профилактика (предупрежд) деят по предупрежд соц пробл, соц отклон или удержанию их на соц терпим ур посредством устран или нейтрализац порождающ их причин. Профилак направл на предотвр возм физич, психол или социокульт отклон у отдельн индив и групп риска; сохран, поддерж и защиту норм уровня жизни и здоровья людей; содейств им в достиж поставл целей и раскрыт их внутр потенц. Выдел 3 ур прф: 1. Общ(деят-ь гос-ва, общ-ва, отд институ, направл на разрешен противореч эконом, соц жизни, нравст-дух жизни; влиян орг власти через указы, постановлен)2. Специальн (соц-пед профил- целенапр воздейств на негативн факторы); 3. Индивидуальн (профилакт деят в отношен конкр лиц, имеющ отклонен в поведен или соц проблем; выявлен несоверш-их с отклонен, кот наход в соц-опасн положен) Направлен: 1. профилакт дезадапт повед (шк и соц дезадап): выявлен де гр риска, консультативно-разъяснит работ с родит, мобилизац восп потенцисемьи, соц-пед патронаж. 2. профил аддиктивного поведения. (злоупотребл одним или нескольк хим вещ). Соц - пед профил- система мер соц воспит, направлен на создание оптимальн соц сит разв дет и подрост и способств проявлен разл соц одобряем видов их активности. Профилактическая практика по предупреждению правонарушений и негативных явлений в нашей стране носит многоуровневый характер, включающий следующие задачи. 1. Решен соц-эконом, идеологич, культур задач общегосударс масштаба по более полн удовлетвор матер и духов потребн людей, по формиров соц зрелости и граждан активн подрост, молодежи. 2. Воспитательные воздействия, осуществляемые по месту работы, учебы подростков, направленные на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека. 3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение аморальных явлений, противоправных действий и поведения отдельных лиц. Системный анализ генезиса отклоняющегося поведения, выявляющий различные неблагоприятные психобиологические, психолого-педагогические, социально-психологические, психологические и социальные факторы, обусловливающие отклонения в поведении детей и подростков, свидетельствует о необходимости комплексного подхода к профилактике, включающего комплекс социально-медико-педагогических мер по оздоровлению условий воспитания и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Заболевания, патологии и отклонения в развитии детей в значительной степени обусловлены неблагоприятными демографическими, санитарно-гигиеническими, социально-психологическими факторами, характеризующими условия семейного воспитания в так называемых семьях группы риска. Дети из таких семей значительно чаще подвержены заболеваниям, а также различным отклонениям в физическом и социальном развитии. В плане социально-педагогической работы важно своевременное выявление таких семей, оказание соответствующей социально-правовой помощи, включая материальное вспомогательство, помощь в трудоустройстве родителей и подростков, улучшении жилищных условий, медицинском обслуживании, обеспечении детей бесплатными дошкольными учреждениями, бесплатным школьным питанием, а в случае необходимости временное помещение детей в школы-интернаты, санаторно-лесные школы и т.д. и как крайняя мера – лишение родительских прав. Система профилактических мер должна быть рассчитана прежде всего на так называемые неблагополучные семьи, где семейное неблагополучие наглядно проявляет себя либо в жестокости и аморальном поведении родителей, либо в материально-жилищной необеспеченности, либо в отсутствии одного из родителей, их болезни, инвалидности и т. д. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних прежде всего предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных социальных и социально-психологических факторов и воздействий, оказываемых на несовершеннолетнего со стороны его ближайшего окружения (семьи, школы, неформальных групп). Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних сводится к решению следующих задач: а) выявление неблагоприятных условий семейного, школьного, общественного воспитания и оздоровление их; б) пресечение и устранение действия антиобщественного, криминализирующего влияния на. несовершеннолетних, в) осуществление коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Согласно «Положению о специалисте по социальной работе с семьями и детьми группы риска», в его обязанности по воспитательно-профилактической работе и охране прав несовершеннолетних входит: 1. Выявление и оказание помощи детям и подросткам, оказавшимся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию: – оставшимся без попечения родителей; – нуждающимся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки (попечительства); – нуждающимся в материальной помощи; – временно нуждающимся в проживании изолированно от родителей; – проживающим с родителями, временно недееспособными в результате болезни, инвалидности, привлечения к ответственности; временно отсутствующими родителями; – проживающим в семьях, допускающих жестокое обращение с детьми, а также в семьях группы социального риска. 2. Выявление и оказание помощи несовершеннолетним, испытывающим негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы: – острые конфликтные ситуации во взаимоотношениях с учителями, одноклассниками, соседями и другими лицами, что обусловливает социальную дезадаптацию несовершеннолетних; – проявление жестокости, вымогательства со стороны отдельных лиц и асоциальных криминогенных группировок; – проявление развратных действий, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в преступную деятельность. 3. Выявление несовершеннолетних с отклонениями в психическом развитии, требующих дополнительного лечения или помещения в различные лечебные и лечебно-воспитательные учреждения в связи с отставанием в умственном развитии, нервно-психическими и другими заболеваниями и патологиями, и оказание им необходимой помощи. 4. Выявление и социальная поддержка несовершеннолетних с асоциальным поведением: – уклонение от учебы или работы; –бродяжничество, попрошайничество; – деяние, содержащее признаки преступления, до достижения возраста уголовной ответственности, или освобождения от нее в связи с применением мер общественного воздействия; – правонарушения, влекущие за собой меры общественного воздействия или административного взыскания; – употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ; – азартные игры или иные антиобщественные проявления. 5. Составление социально-психологической и криминологической характеристики социально-дезадаптированных несовершеннолетних, составление программы социально-педагогической помощи и педагогической коррекции «трудных» детей и подростков. 6. Трудоустройство и вовлечение несовершеннолетних в общественно полезную деятельность, включение в социально-педагогическую среду (культурно-спортивные учреждения, подростковые клубы, объединения по интересам) в соответствии с интересами и склонностями несовершеннолетних. 7. Социальная адаптация (трудоустройство, определение места жительства), материальная помощь несовершеннолетним, вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений. 8. Осуществление контроля за детьми, организация помощи в ведении домашнего хозяйства, ходатайство о передаче детей под опеку и попечительство, на воспитание в государственные учреждения в случае, когда жизни и здоровью несовершеннолетних угрожает опасность (аморальное поведение и нездоровый образ жизни родителей, жестокое обращение с детьми, недееспособность родителей в результате болезни, инвалидности, временного длительного отсутствия в связи с лечением, привлечением к уголовной ответственности и др.). 9. Подготовка материалов для предъявления иска о лишении родительских прав, документов для оформления усыновления, опеки и попечительства, материальной помощи и направления в различные типы учебных и лечебных заведений. 10. Участие в исполнении судебных решенийподелам, связанным с воспитанием детей. ЗОЖ Здоровье - это первая и важн потребн чела, определяющ способн его к труду и обеспечивающ гармонич разв личн. Оно явл-ся важнейш предпосыл к познан окружающ мира, к самоутвержд чел. ЗОЖ - это образ жизни, основан на принц нравств-ти, рационально организован, активн, труд, закалив и, в то же время, защищающ от неблагопх воздейств окр среды, позволяющ до глубок старости сохран нравств, психиче и физич здор. ЗОЖ включ в себя следующ основн элем Рациональн режим труда и отдыха - необходим элем ЗОЖ. При правильн и строго соблюдаем режиме вырабат четкий и необходим ритм функциониров организма, что создает оптимальн усл для раб и отдыха и тем самым способств укреплен здоровья, улучшен работоспособн и повышен производит труда. искоренение вредн привыч (курение, алкоголь, наркотики). ЗОЖ немыслим без отказа от всего, что наносит ущерб организму. Оптимальн двигат режим (физич нагрузка) – явл-ся непремен усл полноцен выполн двигат ф-й организма чел на всех этапах его развит. систематич занятия физич упр и спортом. Гигиенические основы здорового образа жизни - включают в себя следующие различные профилактические мероприятия сохранения здоровья человека. Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание, режим сна и другие моменты повседневного быта · Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. · Закаливание организма является важной профилактической мерой против простудных заболеваний организма. К закаливанию лучше всего приступать с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. · Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Потребность во сне у разных людей не одинакова. В среднем эта норма составляет 8 часов. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. · Рациональное питание. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит его питание с первых дней жизни, а также от режима питания. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. При неправильном и некачественном питании наступает истощение всего организма, что в последствие приводит к таким серьёзным отклонениям, которые описаны выше. В экологически неблагополучных населенных пунктах в результате хронического влияния комплекса загрязнителей разной природы более часто регистрируют экологически спровоцированные нарушения здоровья детей: • снижение уровня, нарушение гармоничности физического и нервно-психического развития; • предболезненные (донозологические) симптомы повреждения различных органов и систем; • повышенный уровень общей и впервые выявленной заболеваемости; • увеличение числа хронических заболеваний; • появление длительно, тяжело и атипично протекающих заболеваний, с трудом поддающихся лечению традиционными методами; • увеличение числа злокачественных новообразований; • рост числа младенцев с врожденными пороками развития, а также детей с морфогенетическими стигмами эмбриогенеза; • массовое появление «необычных заболеваний», а также «омоложение» болезней, более типичных для взрослого населения (язвы желудка, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и др.); • увеличение числа инвалидов детства, а также прогрессирование процесса инвалидизации детей в результате хронической патологии и травм.
|