![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекционно-развивающая программа профилактики аддиктивного поведения среди подростковСтр 1 из 5Следующая ⇒
Данная программа представляет собой цикл тренингов, направленных на развитие качеств личности, которые помогут справиться с дезадаптивной ситуацией. Основной идеей данного тренинга является научить школьников преодолевать жизненные трудности, справляться с тем или иными кризисами, связанными с учебой, с личными проблемами, проблемами во взаимоотношениях друг с другом, с родителями без использования психоактивных веществ. Тренинг позволяет развить следующие качества: · укрепить уверенность в себе; · сформировать адекватную самооценку; · развить самоконтроль, рефлексию, чувство ответственности за себя и свой выбор; · развить навыки конструктивного взаимодействия, умения выражать агрессию социально приемлемыми способами; · понять свое место в группе. Программа рассчитана на 6 занятий по 60-90 мин. на неделю. Наиболее продуктивно работа проходит в группах по 8-10 человек (в крайнем случае – 10-15 подростков). Основными целями и задачами программы являются изменения на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Эмоциональный уровень: 1. Формирование умения понимать свои чувства; 2. Развитие умения сопереживать окружающим, понимать их чувства; 3. расширение способов выражения чувств и эмоций. Когнитивный уровень: 1. Обеспечение объективной информацией о действии психоактивных веществ, о механизмах развития наркологических заболеваний во всех аспектах; 2. Формирование собственного отношения к этой проблеме; 3. Поиск способов получения удовольствия, решения проблем и времяпрепровождения, альтернативных употреблению наркотических веществ. Поведенческий уровень: 1. Формирование стратегий преодоления жизненных проблем; 2. Развитие навыков рефлексии и самоанализа; 3. Развитие навыков ответственности за собственное решение, способности самостоятельно делать свой выбор; 4. Выработка навыков постановки тактических и стратегических целей, выбора путей и возможности достижений, соединение целей жизни со смыслом существования; 5. Формирование активной и ответственной жизненной позиции; 6. Повышение уровня осознанности (осознание собственной системы ценностных ориентаций, стратегий поведения в различных жизненных ситуациях); 7. Формирование мотивации на личностное развитие и самосовершенствование; 8. Формирование умения контролировать свое поведение и жизнь, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее. При реализации программы необходимо основываться на следующих принципах: ü Принцип гуманизма, который выливается в требование «Не навреди!». ü Принцип индивидуального и личностного подхода. ü Деятельностный принцип. ü Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что программа проводиться последовательно через определенные промежутки времени. И развивается не отдельно взятые параметры, а все стороны личности. ü Принцип активности предполагает реальную включенность каждого участника в групповое взаимодействие. ü Принцип доверия означает создание атмосферы доброжелательности, доверия и предлагает наличие у членов группы положительной установки на совместную работу. ü Принцип комплексного использования методов психологического воздействия. Программа осуществляется в три этапа: 1. Ориентировочный; 2. Формирующий; 3. Закрепляющий. I. Первый этап включает в себя 1 занятие. Цели данного этапа: знакомство участников тренинга друг с другом и с ведущим; установление контакта; формирование доброжелательной, доверительной рабочей атмосферы; создание мотивации на совместную работу; формирование групповых норм и традиций. II. Формирующий этап включает в себя 3 занятия. Цели данного этапа: формирование мотивации на личностный рост; развитие навыков рефлексии и самоанализа; осознание собственной системы ценностных ориентаций и ее корректировка; формирование ответственной и активной жизненной позиции; осознание собственных стратегий поведения с окружающими людьми и выработка более оптимальных; развитие доверительного общения. III. Закрепляющий этап включает в себя 2 занятия. Цели данного этапа: закрепление новых стратегий поведения; повторение полученных знаний. Рекомендации для ведущего группы: Не считайте, что вы должны быть специалистом по каждому вопросу, затрагиваемому в группе. С самого начала скажите участникам группы, что будете учиться с ними и от них. В большинстве случаев ключ к успеху лежит не в сборе всей необходимой информации. У вас есть нечто, чего нет у подростков – опыт и мудрость. Следите за взаимодействием в группе и старайтесь вовлечь в него всех, не привлекая к этому внимания. Застенчивые подростки могут многому научиться, оставаясь пассивными слушателями. Поощряйте подростков к участию, но не наставайте на нем. Не забывайте о цели каждой конкретной встречи, но реагируйте гибко на ход обсуждения. Будьте готовы разыграть в ролях любую тему. Время от времени спрашивайте, что думают участники о групповом процессе, хотят ли они что-либо изменить. Если группа вялая, не энергичная, обсудите это. Пусть участники сами подскажут, как преодолеть нежелание работать, добавить энергию в группу.
Содержание программы
|