Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 1. Цель:заключение контракта на дальнейшую работу.






Цель: заключение контракта на дальнейшую работу.

Задачи:

  1. установление контакта;
  2. построение отношений;
  3. мотивация на работу;
  4. тематическая ориентация (актуализация знаний учащихся о наркомании, алкоголизме, курении и их причинах; выяснение степени информированности и взглядов учеников на данную проблему);
  5. сплочение группы.

Оборудование: карандаши; фломастеры (маркеры); 2 ватмана, заранее приготовленные правила группы, вырезанные и скотч нарезанный, для закрепления правил на ватман; коробка (мешочек) непрозрачная, овощ (морковка); ноутбук с видеозаписями; бейджик с именами ведущих и помощников.

План занятия:

  1. Введение в занятие.
  2. Упражнения на создание работоспособности.
  3. Знакомство участников друг с другом.
  4. Выяснение и обсуждение мотивов употребления ПАВ.
  5. Итог занятия. Обратная связь.

Ход занятия.

  1. Введение в занятие.

Вступительное слово ведущего.

Ведущий представляется, говорит о том, что он рад каждому, кто пришел на занятие, поддерживает за смелость и интерес к происходящему:

«Здравствуйте. Я и мои друзья рады всех вас видеть. Сегодня и в течение недели в _____ч у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, вещи, деньги, понадобятся только желание и немного фантазии. В нашем необычном путешествие мы откроем удивительный мир, который скрыт от неопытного глаза, но всегда с нами – это наш внутренний мир. Научимся справляться с неприятными случаями, контролировать свое поведение, принимать такие решения, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми».

Знакомство с правилами на занятиях (эти правила могут быть вывешены на доску или другое видное место).В процессе занятий правила можно дополнять. Ведущему необходимо их проговорить и объяснить, чтоб детям было все понятно. Для этого необходимо подготовить участников к групповой работе. Это можно сделать с помощью следующего текста, посадив детей в круг: «Этот круг, в котором мы сейчас сидим, является пространством нашей группы. Что-то делать с собой мы можем здесь только при помощи друг друга, только через друг друга. Наше общение, то, что мы внесем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя. Мы будем узнавать себя через друг друга, через отношения, которые будут складываться здесь. Чтобы наше общение было эффективным, есть несколько принципов групповой работы». Ведущий начинает эти принципы и правила проговаривать, а помощники начинают их вывешивать (Временные рамки: 15 минут).

Ведущий: 1. «Принцип «Здесь и сейчас»: (В это время помощник крепит принцип на доску или стену) главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из вас испытывает в данный момент. На занятиях можно пользоваться только той информацией друг о друге, которую каждый из вас предоставляет о себе сам, за время наших занятий. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента. Выходить из помещения (класса) во время занятия нельзя.

2. Принцип эмоциональной открытости: ( В это время помощник крепит принцип на доску или стену) если вы думаете или чувствуете что-то важное постоянно, здесь и сейчас, то вы можете сказать, выразить свои чувства, чтобы они стали достоянием группового опыта.

3. Правило «Стоп»: (В это время помощник крепит правило на доску или стену) каждый из вас имеет право сказать: «У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно». Это переживание также становится частью групповой работы.

4. Правило искренности: ( В это время помощник крепит правило на доску или стену) говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или наоборот, обидели. Если давать партнеру искаженную обратную связь, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе, так и о других.

5. Правило не давать советы: (В это время помощник крепит правило на доску или стену) совет пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или нереальный, а потому что совет – это, во-первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а во-вторых, совет – это ограничение свободы личности другого, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.

6. Правило «Я – высказывания»: (В это время помощник крепит правило на доску или стену) в группе важным является то, что каждый участник говорит любую фразу только от своего имени, так как только говоря что-либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах.

7. Правило запрета на диагнозы или оценку: (В это время помощник крепит правило на доску или стену).

8. Принцип личной ответственности: (В это время помощник крепит принцип на доску или стену) говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно отвечать лично.

9. Правило конфиденциальности: (В это время помощник крепит правило на доску или стену) рассказывать о том, что было на тренинге, как себя вел тот или иной член группы, какие проблемы решали – неприемлемо с точки зрения этикета.

10. Принцип постоянства: (В это время помощник крепит принцип на доску или стену) занятия пропускать нельзя.

Итак, ребята, мы с вами познакомились с принципами и правилами нашей работы на занятиях, а теперь давайте обсудим и примем ритуалы начала и окончания наших занятий. Ритуал настраивает нас на начало и завершение наших занятий. Ведущий предлагает несколько вариантов ритуала приветствия и прощания.

Временные рамки на правила и ритуалы: 15 минут.

А теперь давайте мы с вами познакомимся.

Упражнение 1. «Снежный ком»

Цель: узнать и запомнить имена участников.

Материалы: не требуются.

Каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты. Участник сначала называет имя и прилагательное всех участников, которые представились до него, затем свое… и т.д. Последнему участнику приходится повторять имена и прилагательные всех участников в кругу.

Временные рамки: 10 минут.

 

Упражнение 2. «Молекулы»

Цель: создание рабочей атмосферы, установление сотрудничества.

Материалы: не требуются.

Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что все мы – атомы, которые движутся в хаотичном порядке, иногда объединяются в молекулы, а потом разлетаются в разные стороны, собираются в целый организм… Сейчас мы все начнем двигаться в пространстве, как атомы в хаосе. А потом я назову любое число, и такое число атомов должно объединиться в одну молекулу, а потом несколько молекул – в клетку, клетки – в организм». Все участники двигаются в хаотичном порядке. Тренер говорит 2 атома, потом 2 молекулы, 2 клетки, 1 организм. Участники разделены на две группы.

Временные рамки: 10 минут.

Упражнение 3. «Сюрприз»

Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потребления ПАВ.

Материалы: непрозрачная коробка, морковка (или другой какой-либо овощ), ноутбук с видеороликами.

Ведущие кладут в непрозрачную коробку или мешочек морковку. Участникам говорят, что то, что там лежит – «нельзя», «плохо», «запрещено», не объясняя причин. Коробку кладут посередине круга. При этом ведущий говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.

Обычно больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке – это «плохо», «нельзя», и, несмотря на это, многие не захотели принять данное предупреждение во внимание.

После этого по кругу ведущий спрашивает у участников, что они почувствовали, когда коробочка стояла в центре стола, ведущие «рекламировали товар», а часть участников заглядывали в коробочку, проявляя любопытство. После этого ведущий предлагает участникам обсудить способы передачи информации про наркоманию, алкоголь и табакокурение и влияние любопытства на поведение человека: «Ребята, как вы считаете, откуда мы можем получить информацию про наркотики, сигареты и алкоголь, какими способами она нам передается? ( дети говорят разные версии: с интернета, с реклам, со СМИ, от друзей и т.п. ведущей исходя из ответов участников дополняет их. Цель ведущего – дети сами пришли выводу, что в большинстве информацию можно получить исходя из любопытства, о том как любопытство влияет на поведение человека )».

После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины начала употребления наркотиков и алкоголя или показать видео парня и девушки, в котором они рассказывают, почему они начали курить. Ведущий: «Ребята сейчас мы прослушаем рассказы курильщиков, чья жизнь сильно изменилась после курения» На экране проектора появляется люди разных возрастов, чьи лица скрыты, а голос изменен. Первый рассказ молодого человека по имени Миша (18 лет). По окончанию рассказа ведущий говорит: «Ребята, как вы думаете, связано ли физическое здоровье Михаила с тем, что он так рано начал курить?» (Учащиеся высказывают свое мнение, пусть не всегда и правильное, а ведущий помогает прийти к правильному ответу). Теперь давайте послушаем рассказ девушки, по имени Елена. Рассказ девушки по имени Елена (25 лет). По окончанию рассказа ведущий говорит: «Ребята сравните две истории, услышанные вами сейчас. Как вы думаете, почему именно их я показал(а) вам сегодня» (Потому что в них рассказываются о двух самых популярных причинах начала курения) Как вы считаете по каким причинам парень и девушка начали курить? ( дети высказывают свои мнение )

Временные рамки: 20 минут

Упражнение 4. «Горы»

Цель: актуализация знаний учащихся о наркозависимости и алкоголизме и их причинах.

Материалы: плакат (доска) с вершинами гор (возможными причинами употребления ПАВ).

На плакате (доске) кнопками обозначаются вершины гор, названия которых – это возможные причины употребления ПАВ (скука, одиночество, неуверенность, давление группы, отсутствие поддержки, эксперимент, сенсация, демонстрация и т.д.). Высота гор, обозначаемая цветными шнурками, может меняться произвольно. Проводится исследование горного массива с помощью фигурки альпиниста. Двое учащихся устанавливают высоту гор, помещая фигурку на наиболее значимой, на их взгляд, вершине.

Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подросток становится наркоманом или алкоголиком (Соловьев А.В., 1999):

1. Любопытство.

2. Давление группы, отсутствие навыков отказа;

3. Попытка решить семейные и/или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками;

4. Сенсация, возможность привлечь внимание.

5. Скука, неумение интересно проводить свободное время.

Временные рамки: 20 минут.

Рефлексия – 10 минут. Ведущий: «Наше занятие подошло к завершению. Хотелось бы, чтобы каждый поделился своими мыслями и эмоциями по поводу сегодняшней встречи. Что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя?» либо другой вариант рефлексии Ведущий говорит, чтоб каждый из участников по очереди сказал: Я молодец, потому что на этом тренинге…………..Рефлексию как и ритуал прощания выбираете самостоятельно, что вам ближе и интереснее.

Ритуал прощания выбранный в начале занятия. Временные рамки: 5 минут.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал