Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути ритуального использования табака
Простейший способ подношения табака — помещение прямо в воду или на землю, священные камни и растения, останки животных или духов. В 1607 году капитан Джон Смит отметил, что эти люди больше других вещей уважают Солнце, и на восходе и закате они делают на земле круг из сушеного табака, а затем начинают молиться. В 1608 г. он упоминает о туземцах Вирджинии, которые бросали табак в реки и море как подношение [Mc.Guire, 1899: 548]. Отец Эллоуз [Allouez], повествуя о своих впечатлениях в Грин Бей, Висконсин, в 1674 году пишет: “Когда они [Иллинойсы] проходят церковь, они разбрасывают вокруг табак, как знак уважения к величайшему божеству, о котором они когда-либо слышали” [West, 1934: 67]. Конечно, Иллинойсы могли так пользоваться табаком, чтобы защититься от злого духа миссионера. Другое некурительное использование табака включает вдыхание измельченных листьев в носовые пазухи, жевание листьев, глотание измельченных листьев, смешанных с другими субстанциями, использование клизм и высасывание жидкости из листьев, а часто как очищающее рвотное. Вдыхание было распространено в нескольких областях Карибии и Южной Америки. Для вдыхания измельченных листьев или питья жидкого настоя часто использовалась пипетка-развилка. Жевание табака, часто перемешивавшегося с известью, практиковалось к югу от Калифорнии, во многих областях Южной Америки. Дживаро (Jivaro) (леса северной части Амазонии) пьют табачный настой, чтобы извлечь своего духа-покровителя для шаманских целей [Harner, 1973: 20]. Дополнительные примеры этого обычая можно найти у Вилберта [Wilbert, 1976]. Самый простой способ подношения трубки духам — бросание листьев в огонь или возложение их на угли. Жан де Брефер [Jean de Brefeuf, 1636] отмечал, что Гуроны бросают табак в огонь перед тем, как обратиться к духам [Thwaites, 1896-1901: X, 159]. Этот метод распространен по всей Северной Америке. Другие методы – это вдыхание табачного дыма в себя, а затем выдыхание его по направлению к духу-реципиенту. Разделение дыма между делающим подношение и принимающим его духом устанавливает связь между ними. Священный дым распространялся над этим человеком или предметом, над другими людьми как благословение. Есть несколько методов курения, часто указывающих на регионы. Самый простой — помещение головы над горящими листьями и вдыхание дыма. Следующий — сигара, скатанная из листьев, зажигаемая с одного конца: дым тянется в рот с другой стороны. Этот способ наиболее распространен в Карибии и окружающих областях, где сигары до сих пор используются в религиозных целях горными Майя (для иллюстрации см. Robissek, 1978: 17-18). Следующий способ – помещение растертого табака в круглое, легко воспламеняющееся вместилище, такое как тростник или свернутая кожура початка кукурузы. Этот метод ритуального курения табака распространен, начиная от американского Юго-Запада и во многих областях Южной Америки. И наконец, существуют специально изготовляемые курительные принадлежности, то есть трубки, которые являются наиболее распространенными средствами для помещения табака при курении в Северной Америке. Различие между превалирующими формами курения в Северной и Южной Америках было отмечено первыми европейскими наблюдателями. Андре Севет [Thevet, 1575] писал: “Это растение [табак] высоко ценится ими [туземцами Канады]... помещая его в рожок и зажигая противоположный конец, они вдыхают его дым. В отличии от их способа использования этого порошка, наши туземцы Антарктики [Бразилия] заворачивают “петун” в пальмовый лист [Stabler, 1986: 47-48]. Обычно курительная трубка — не воспламеняющееся вместилище, на одном конце которого помещен горящий табак, — и позволяет дыму проходить через другой конец. Наиболее простая форма трубки — просто труба. Более удобная модификация — согнутая труба, образующая чашечку трубки и чубук, — это позволяет силе тяжести удерживать табак на месте. Дальнейшая модификация — разделение частей, чубука и чашечки. Это позволяет чубуку быть длиннее, а чашечке быть сделанной из другого материала. Более длинный чубук способствует общественному курению, и, что более важно, позволяет ритуально предлагать чубук духам-реципиентам, держа его двумя руками. В течение более чем тысячелетия трубка с отделяющимся чубуком была главным средством общественного поднесения дыма почти во всей Северной Америке, и ее использование стало первостепенным ритуалом коренных жителей Северной Америки (историю и распространение см. в гл.5).
|