Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этнографические описания
Наш век видел множество публикаций о культуре коренных американцев, обладающих различной степенью достоверности. Повсеместно наблюдается центральная роль священной трубки в религии. Утверждение Питера Пауэла [P.Powell, 1969: 1, 11] об одной культуре в общем правдиво для всех других культур к востоку от Скалистых Гор: “Шайенны говорят: “Трубка никогда не слабеет”. Ничто священное не начинается без подношения трубки священным существам, которые живут в 4-х направлениях вселенной, Махео и Бабушке Земле”. Из этноисторических данных очевидно, что в своих главных аспектах ритуал Священной Трубки олинаков в разных культурах. Поэтому следующее представлено этнологически зарегистрированного ритуала трубки избирательно основывается на доступности относительно реального и полного материала. (Более полный список сообщений приведен у Стейнметца [Steinmetz, 1984]). Для сравнения приведен ритуал трубки с неотделяющимся чубуком.
Хопи В культуре Пуэбло используются тубулярные трубки (рис. II), а также короткие локтевые трубки с тростниковым чубуком, а трубки с отделяющимся чубуком адаптированы не были. Однако ритуальное использование трубок сходно с другими культурами. Дж. В. Фьюкес [Fewkes] описывает Мак Гуру ритуальное курение трубки у Хопи [570–571]. “Носитель трубки передает ее [трубку] вождю, который делает шесть затяжек на север, запад, юг, восток, затем вверх и вниз на алтарь. Затем вождь передает трубку человеку, находящемуся слева от него; последний в ряду возвращает ее хранителю... Существует один верховный вождь, а носитель трубки стоит в значимости вслед за вождем. Трубка, используемая в первых восьми песнях шестнадцати-песенного танца, имеет прямоугольную форму [локтевая с коротким мундштуком]... затем... вождь... кладет уголь в длинную, прямую, коническую [тубулярную] трубку, держа шесть трав... выпускает шесть затяжек вверх между ушами фетиша [цит] горного льва. Больше эту трубку никто не курит”. Фьюкес также отмечает: “Они [Пуэбло] верят, что дым символизирует облако [1892: 283]. Отсюда происходит термин “Выдуватели облаков”, применяемый для этих трубок.
Черноногие Одно из наилучших этнографических сообщений о религии коренных американцев было написано не этнологом. Член экспедиции Лесной Службы США в северную часть Монтаны Уолтер Мак Клинтон прожил среди алгонкиноязычных Черноногих с 1896 по 1900 гг., будучи усыновлен вождем Сумасшедшим Волком, хранителем важной связки Бобрового Талисмана и ритуальным лидером Танца Солнца. Мак Клинтон описывает ритуал усыновления, включающий использование трубки [1910: 26–35]. (В отношении этих ритуалов Мак Клинтон, очевидно, чувствовал, что он продолжает дело своего приемного отца — Сумасшедшего Волка.) Церемония описана с некоторыми подробностями, иллюстрирующими контекст, в котором используется Священная Трубка. “Я обнаружил себя в большом, хорошо устроенном типи примерно 25-ти футов в диаметре. Сумасшедший Волк сидел сзади, на почетном месте, обращенный к востоку. Его родственники находились с обеих сторон, мужчины сидели слева от него, женщины — справа... Справа [от него]... лежала связка Бобрового Талисмана. Вслед за ней сидела жена Сумасшедшего Волка, Отдающая Солнцу. Все сидели, молча смотря на маленький огонь, так как они собирались участвовать в религиозной церемонии... Большая трубка из полированного красного камня постоянно ходила по кругу; курили все, кроме детей. Трубку всегда начинал Сумасшедший Волк, который сначала делал четыре затяжки по направлению к Солнцу и четыре — к Земле... Сумасшедший Волк начал церемонию, взяв из огня горячий уголь длинной палкой. Он положил на него сухую сладкую траву и поднимающийся дым вскоре заполнил жилище приятным запахом. В этот момент на небе разошлись облака и вышло солнце. Яркие лучи, прошедшие через отверстие в верхушке жилища, осветили землю перед Сумасшедшим Волком. Погрузив руки в сладкий дым воскурения, Сумасшедший Волк переместил их его по рукам и дальше на грудь, чтобы очиститься, а затем воспел: “Сегодня наш отец [Солнце] светит в жилище, его сила велика. Прошлой ночью наша мать [Луна] светит в жилище, ее сила очень велика. Я молюсь Утренней Звезде [их сыну], чтобы когда он поднимается на рассвете, он также светил, благословляя нас и принося нам долгую жизнь”. Сумасшедший Волк и Благословенный Горностай вели хор, к которому присоединились все. Женщины держали свои руки поднятыми вверх и внимательно наблюдали за Сумасшедшим Волком, чьи руки были согнутыми на уровне головы. Затем, попеременно смещая свои руки, как принято в их манере благословения, он наконец согнул их на груди и воспел: “Мать-Земля, пожалей нас и дай нам еду! Отец-Солнце, благослови нас и пусть наши тропы будут прямыми! ” [После ритуала благословения произошел ритуал усыновления, а затем были спеты несколько песен в сопровождении погремушек.] После этого Сумасшедший Волк танцевал вокруг огня с трубкой; он пел и время от времени дул в свой таинственный свисток. Стуи взял трубку у Сумасшедшего Волка. Он четырежды выпустил дым — к северу, югу, востоку и к западу, а затем держа трубку к Солнцу молился Великому Духу в Солнце за выздоровление своего больного ребенка. [Затем Сумасшедший Волк молился Солнцу и Луне, после чего] жена Благословленного Горностая встала, чтобы передать тушенное мясо... Когда тушенка была передана каждому... после короткой паузы Сумасшедший Волк сказал: “Ягоды, которые растут, благословенны, и на них мы живем. Он взял ягоды рябины в свою правую руку и воспел; все повторяли его движения и присоединились к его молитве Матери-Земле, чтобы они могли жить и видеть много лет. После этого каждый воткнул ягоду в землю, символизируя этим источник их существования, и все приступили к пиру. Пища зря не тратилась; остатки были собраны и отложены”. Приблизительно через неделю была проведена церемония Бобрового Талисмана, во время которого Мак Клинтон получил черноногское имя. Со связкой Бобрового Талисмана была связана трубка, переданная в мифические времена Бобровым Вождем [1910: 111] в середине долгой комплексной церемонии [1910: 97–98]. “Настало время набить Священную Трубку. Сумасшедший Волк держал чашечку трубки рядом с табаком. Он медленно поднял камень, используемый как пробка и положил его в чашечку [прямая трубка, см. гл. 4], ведя гимн, к которому все присоединились: “Солнце, пусть дым становится больше и больше”. Подняв трубку и табак, он сказал: “Небеса, дайте нам табачные семена”. Подняв табак вверх, он воспел: “Проходя, я бросаю семена”. Он набил трубку и молился: “Место, где я сижу, священно”. Затем, направив трубку головкой к себе [и чубуком к духам], он воспел: “Священный Человек, вот я еще жив. Я прошу духа, чтобы дикий гусь курил со мной. Первый пришедший в эту страну. Я знаю, что нет таинства сильней моего дыма”. Во время церемонии с трубкой чашечка высвободилась и, боясь, что она упадет, что было бы дурным знаком, Сумасшедший Волк удалил ее. [Роберт Лоуи отметил [1935: 270] подобную практику у Кроу: “Чашечка из красного камня — часть снаряжения [Связки Священной Трубки], но во время танца она снимается, иначе она может упасть”.] “Он поднял чубук и, положив правую руку на грудь, сосредоточенно смотрел на солнце и пел: Священный дух Солнца, давно ты не курил со мной. Он встал и танцевал, поднимая Священную Трубку и дул в свисток [из орлиной кости]. Сток–стуи и женщины присоединились, все танцевали вокруг огня, следуя направлению движения солнца по небу”. В других упоминаниях ритуала Священной Трубки Мак Клинтон пишет о женских трубках. Во многих культурах роль женщины в ритуале и специфические женские ритуалы не были описаны. Первые этнологи, и мужчины, и женщины, работающие с мужчинами, применяли западные патриархальные практики к коренным народам. Обычно этнологи жили в отеле ближайшего города, проводя с наблюдаемой группой лишь несколько недель лета. Обычно этнолог обсуждал религиозные вопросы только с мужчинами. Благодаря записям Мак Клинтона и других мы знаем о женских ритуалах у Черноногих и родственных им племен (Бладов и Пиеганов) больше, чем о других культурах коренных американцев. Роль женщины в ритуалах Черноногих была решающей; она была центральной в ОКАН (Танце Солнца). Фактически связки передавались женатым парам, и оба супруга отвечали за них [Мак Клинтон, 1910: 262-270; Уисслер, 1912 о комплексе таинственных связок Равнин см. Сидофф (Sidoff).] В некоторых тайных обществах пары совместно инициировались. В описании передачи таинственной трубки Мак Клинтон [1910: 266] описывает связанную с ней женскую трубку, которую курили только женщины (см.также Уисслер [1919: 415]). Во время церемонии Танца Солнца [1910: 295], как упоминает Мак Клинтон, “курились две трубки из красного камня, одна – для мужчин, другая – для женщин”. В большинстве других церемониалов, как упоминалось выше, мужчины и женщины использовали одну и ту же трубку. Таинственные трубки были трубками общин — передачи происходили в пределах общины. Весной общины сходились для совместной церемонии трубки, чтобы приветствовать первый гром [Шефер (Schaeffer)]. О разных аспектах церемонии Священной трубки МакКлинтон цитирует [1910: 269] учение, что хранитель Священной Трубки не должен курить с тем, кто прижимает табак в трубке пальцами, а не тампером. Этот обычай упоминается и в других культурах. Дж. А. Дорсей отмечает, что в церемониальном курении у Пауни табак в трубке нельзя прижимать пальцем, так как духи, которым предлагается трубка, могут решить, что куритель предлагает себя в качестве подношения [Linton, 1923: 3].
Меномини Один из самых ранних этнологов, Уолтер Дж.Хофман, получил значительные данные о другой алгонкиноязычной культуре, Меномини Висконсина (1880-е годы). Он представляет общее, но детализированное представление о курении Священной Трубки [1896: 251]. “Когда Меномини усаживаются вместе на специальном сборе, курение — индивидуально, и трубку друг другу не предлагают, если только другой человек не хочет сделать затяжку или, может быть, не имеет своей трубки. Сидя на совете или обсуждая племенные дела или важные социальные тайны, или участвуя в ритуалистических церемониях, курильщик, набивающий трубку, передает ее соседу справа, чтобы он ее зажег. Последний несколько раз прикладывается к ней с перерывами, каждый раз затягиваясь, после чего трубка возвращается владельцу, находящемуся слева, который делает несколько затяжек и передает ее следующему человеку слева. Таким образом трубка продолжает свой путь по кругу, всегда налево, пока табак в чашечке не иссякнет. Заключающий курение выбивает пепел и возвращает трубку владельцу. Во время передачи трубки хранится молчание, а если необходимы какие-либо переговоры, они совершаются шепотом. На различных стадиях церемониального курения, перед молитвами и гимнами, клубы дыма направляются к четырем основным направлениям, а также к жилищу богов ветра или зениту — чий-пшуу-киша-ма-пияо и к земле, жилищу материальных частей их умерших друзей и родственников (последняя интерпретация Хоффмана подозрительна). Настоящий индейский чубук обычно ограничивается цилиндрическим мундштуком в дюйм или более длиной и от ј до 1/3 дюйма в диаметре. Во время курения индеец не кладет эту часть в рот.., но зажимает губами и по мере вхождения чубука в рот, следует внешняя и сухая часть губ, так что он не намокает. При делании затяжки и наборе дыма в рот, губы слегка разделены с обеих сторон или к углу рта и воздух затягивается с тем, чтобы смешаться, спуститься в грудь и заполнить легкие”.
Равнинные Кри Алансон Скиннер зарегистрировал [1914: 541–542] трубочный ритуал медвежьего пира у другой алгонкиноязычной культуры — Кри, в данном случае равнинных Кри Саскачевана. Для многих коренных народов Медведь является наиболее могущественным из земных духов, и хотя всем животным, на которых охотились, посвящались ритуалы, ритуал для медведя наиболее значителен. “Вечером 16 июня 1913 года Нейл Саувустим застрелил медведя. На следующий день, в полдень, автор посетил лагерь [Четырех Облаков], где находился Саувустим, и участвовал в Медвежьем пире. Шкура уже была снята и сложена, голова отделена [отмечена желтой охрой и получила в дар красную материю] и находилась на почетном месте [после того, как было сготовлено и распределено мясо] Четыре Облака зажег трубку, передал ее Пятнистому и зажег ее, затягиваясь. Затем Пятнистый, как ведущий церемонии, поскольку он — знаменитый старец, сделал несколько затяжек и затем предложил дым небу, молясь, чтобы день был благоприятным, и чтобы никто не повредился, пока светит солнце. Затем он предложил ее земле, молясь, чтобы силы тьмы были также добры к людям, затем к четырем частям мира с молитвами к ветрам; последним — к медведю, говоря, что он был убит, чтобы добыть мясо и прося его о доброй воле и изобилии в будущем. Затем он вернул трубку, которая была вновь зажжена и передана остальным. Затем Пятнистый поднял блюдо с медвежьим мясом перед своей склоненной головой, как подношение Гитче-Маниту, которому он молился. Опустив блюдо, он отрезал несколько маленьких кусочков каждого вида мяса и бросил их в огонь в качестве жертвы.
Виннебаго В начале ХХ века Пол Редин (Paul Radin) изучал Виннебаго, сиуязычный народ, смешанный с Меномини. Он особенно заинтересовался религией и находился среди Виннебаго, когда многие обратились к версии Джона Рейва, самой христианизированной версии религии пейотля (см. гл. 6). При обращении их уговаривали отказаться от традиционных практик. Некоторые сделали это, передав ритуалы дословно на языке Виннебаго Редину. Среди других были зарегистрированы ритуалы, связанные с погребением [Radin, 1923: 92–107]. Четырехдневный главный ритуал начинается с церемониального пира в честь умершего. Табак и вода даются человеку, которого просят говорить с умершим. После речи признания он говорит: “Он здесь, табак. Я уверен, что ты, о, Дух, не ушел далеко, что в действительности ты стоишь прямо за моей спиной, ожидая, когда я протяну тебе трубку и табак, чтобы ты мог взять их с собой, что ты также ждешь нашей пищи, чтобы взять ее в свое путешествие. Теперь все эти вещи здесь и в ответ мы просим тебя стать посредником (между духами и нами). Ты ушел от нас и поэтому ты видишь, что все вещи, которые принадлежали бы тебе, если бы ты радовался жизни более долгое время — такие как победы на военной тропе, владение землей и жизнь — теперь остались для тебя позади и мы радуемся. Поэтому ты просишь нас о них, ведь твое путешествие долгое. Также я прошу тебя, не делай так, чтобы мы скоро ушли за тобой, не пугай своих братьев. Теперь я зажигаю эту трубку для тебя”. Трубка зажжена и передается по кругу участников. Оратор пьет из чаши с водой, которая передается по кругу, как и сумка. Затем передается пища, которую съедают (после того, как, предположительно, маленькая часть еды предлагается усопшему). На четвертую ночь к духу обращаются и дают указания к путешествию для присоединения к уже умершим родственникам, особенно о подношении трубки духам, встреченным в путешествии, чтобы принести благо живущим. Редин также предоставляет дословное на двух языках сообщение о ритуале трубки для клана пиров военной связки [Radin, 1923: 420–423]. В этом ритуале трубка из связки набивается 4 раза, каждый раз подносясь в соответствующем направлении, в то же самое время поются военные песни.
Лакота На пересечении веков Джеймс Уолкер был терапевтом агентства в резервации Пайн Ридж в Южной Дакоте. Почти 20 лет он расспрашивал старцев и ораторов о религии и других аспектах священной культуры Лакота. У нас есть сообщение Джорджа Суорда (Сабли) о трубке за 1896 год [J.Walker, 1980: 75-76, 82]: “Когда Лакота что-нибудь делает в официальной манере, он сначала должен закурить трубку. Это потому, что дух в трубочном дыме нравится Вакан Танке и всем духам. Если кто-то курит для другой церемонии, он должен петь песню или молиться Богу во время заготовки курительного материала. Затем он должен взять трубку в левую руку, держа чашечку так, чтобы чубук не указывал прочь от него и медленно набить чашечку”. (Позднее он добавил [J. Walker, 1980: 82]: “Набивание трубки — важная часть церемонии. Набивая ее, можно молиться или петь”.) “...трубка должна зажигаться углем из огня, а не пламенем... если курят больше одного человека, они делают это потому, что дух в трубке устанавливает согласие между их духами. Затем, когда трубка зажжена, ее надо передавать от одного к другому каждый раз делая только несколько затяжек, пока содержимое не закончится, а затем трубку надо выбить на землю и тщательно прикрыть землей. Можно сделать подношение дымом от трубки, направляя чубук зажженной трубки к тому, кому делается подношение... Есть трубка, принадлежащая всем Лакота. Она находится у хранителя и ее показывают лишь в особо важных случаях, когда она разворачивается с множеством церемоний и зажигается только когда в вопросе заинтересованы все Лакота. Когда ее курят, это обязывает всех Лакота”. Другое сообщение в заметках Уолкера о Священной трубке происходит от Томаса Майрона [J.Walker, 1980: 148]: “Трубка – очень вакан [священна]. Она используется для всех вещей. Она используется во всех вакан действиях. Когда трубку зажигают в первый раз, они говорят: “Смотри, Вакан Танка, я даю это тебе”. Они говорят: “Я буду жить долго и у меня будут лошади, также я убью врага”. Или говорят: “О, я украду женщину”. Они подносят трубку четырем ветрам и делают эти речи. И я расскажу тебе еще одну вещь. Если у человека болеет ребенок, он несет набитую табаком трубку шаману... Идя на войну или на Танец Солнца, лидеры несут трубку”.
Пауни Среди коренных культур бассейна Миссури и Равнин основной чертой религиозной жизни были ритуальные общества мужчин. В 1902 году Джеймс Мюри (J.Murie) наблюдал ритуал обновления копий Общества Двух Копий Скиди-Пауни [J.Murie, 1914: 561–567], демонстрирующий вариации, которые могут развиться на основе ритуала Священной Трубки. Присутствовали только члены общества, за исключением Мюри. После подготовительного ритуала копья, прославленный воин объявил: “Настало время предложить дым богам, чтобы показать, что мы помним их... Теперь встанет Вождь-Нож и возьмет трубку, которую я набил”. Вождь-Нож встал и взял трубку, которая принадлежит Священной Связке. Она очень стара: чашечка у нее большая, чубук гладкий и круглый и представляет ветряную трубу (wind pipe), через которую проходят молитвы людей. Вождь-Нож обошел вокруг очага с трубкой, начав на юге. На северо-востоке он остановился и южный помощник зажег трубку горящим углем. Затем он обошел вокруг очага к западу и затем к югу вместе с этой зажженной трубкой и останавливался последовательно у южного и северного выходов и выдувал дым в этих направлениях. К западу от очага он остановился и выдул дым к юго-западу и к юго-востоку. Затем он прошел север и остановился на западе, лицом к востоку. Он выдул дым на восток, запад и снова на восток. Затем он направил дым к небесам, три раза к северу, один к югу, повернулся и выпустил дым к западу. Он повернулся снова и выпустил к земле и барабанам. Затем трубка была передана находящимся на северной и южной сторонах, каждый человек делал четыре затяжки. Вождь-Нож затем вытряхнул пепел из чашечки трубки к западу от очага и, повернувшись на запад, провел руками над чубуком, затем над своим телом и передал трубку Прославленному — лидеру, который сказал: “Нава (Nawa) и, остальные сказали: “Нава”, что закончило первую курительную церемонию. Прославленный лидер снова обратился к собранию: “Мужчины, старики и юноши, скоро будет другое курение. Наши отцы [копья] завершены и стоят рядом с нами. Мы должны предложить им дым. Я набил трубку. Я выбрал Храброго-Вождя нести дым, ведь он принимал участие в военных отрядах, где находились эти копья”. Храбрый-Вождь встал и поднял трубку. Тем временем, помощники Прославленного лидера подняли барабаны. В этом месте пелась песня об Отце-Сове, другая — об Отце-Вороне, следующая — о Громовых Птицах, поскольку последние связаны с копьями. Храбрый-Вождь обошел вокруг очага, остановился на западе, лицом к востоку и направил трубку чубуком вверх. В то же самое время он взял немного табака из чашечки, поднял его, постепенно опустил свою руку и, наконец, положил табак на край очага. Затем он снова направил трубку на край очага и положил на него щепотку табака. Первое подношение было сделано в честь Tirawahat, второе — в честь Земли. Он сел на северо-востоке от очага. Теперь помощник, находившийся на севере, положил уголь в чашечку трубки и занял свое место”. После этого последовал комплексный ритуал подношения дыма, как и в первом курении. Затем к востоку от очага разложили пищу. Был один котел кукурузы, горшок мяса, хлеб и кофе. Кукурузу поместили около входа. Прославленный лидер сказал: “Старцы и юноши, кукуруза была дана нашим женщинам Тиравахатом. Нам повелели предлагать ее богам. Я решил, что это подношение сделает Вождь-Нож, затем мы поедим”. Кукуруза была предложена вместе с комплексным ритуалом, сходным с подношением в период курения. Потом была передана пища. “Прославленный лидер сказал: “Мужчины, старцы и юноши, наши отцы теперь завершены. Завтра у нас будет танец. Мы сделали подношение дыма богам, и они будут благодарны. Мы также предложим богам нашу кукурузу и они будут покровительствовать нам. Теперь мы готовы покинуть это типи. Мы поели и покурили”. Мюри отмечает, что “подношения дыма и пищи практически одинаковы во всех церемониях”.
Павиотсо В последнем примере этнологического сообщения о ритуале Священной Трубки мы вернемся на юго-запад, чтобы увидеть самое дальнее распространение на запад трубки с отделяющимся чубуком. В 1933 году Уиллард З.Парк наблюдал лечебные церемонии Павиотсо Невады. Следующее описание [1934: 105] ограничено использованием трубки- полный лечебный ритуал намного более комплексен. “Перед темнотой шаман приходит со своим снаряжением, состоящим из орлиных перьев, орлиного пуха, дикого табака, каменной трубки и бисера. Он снимает свою обувь и шапку... Он садится на корточки позади больного и в течении нескольких минут курит... Он начинает петь. Как только слушатели схватывают песню, они помогают шаману петь. Затем он обходит больного по часовой стрелке”. Здесь следуют повторные шаманистические высасывания болезни, обходы вокруг и песни. “Наконец он останавливается, садится рядом с пациентом и зажигает трубку. Трубка передается вокруг огня по часовой стрелке. Каждый делает одну затяжку и передает ее следующему”. В этом месте лекарь может впасть в транс. Когда он возвращается, то объясняет болезнь и выплевывает ее причину.
Анализ
Как и во многих древних человеческих культурах, обозначение коренными американцами своей собственной культуры означает просто “люди”. Теперь для большинства народов Америки используются другие термины, часто вражеские. Люди имеют тенденцию идентифицировать с полной человечностью только членов своей собственной группы. Других, не полных или не настоящих людей атаковать и убивать, следовательно, набеги и война – лишь продолжение охоты. Древность торговли очевидна из материальных культур коренных американцев за последние несколько тысяч лет. Медь из западных Верхних Озер, камень с верховьев Миссисипи и раковины с обоих побережий и с Мексиканского залива находят в тысячах миль от мест их происхождения. Торговля требует, чтобы чужестранцы, хотя бы временно становились членами группы. Следовательно, стали необходимы ритуалы усыновления. Во многих культурах коренных американцев распространился разработанный ритуал усыновления с трубкой с оперенным древком, как например, ритуал Хако у Пауни (см. Флетчер, 1904). Обмен дарами, характерный для этих ритуалов усыновления, в действительности, был самой торговлей [см. Will and Hyde 1917: 17]. Как описано в предыдущей части, этот ритуал был обнаружен европейцами в самых ранних контактах с народами, жившими от Миссисипи до восточных Равнин. Некоторые ученые спутали ритуальный комплекс “калюмета” (см. гл. 1) с ритуалом Священной Трубки в общем. Это, в свою очередь, привело к неверным теориям о распространении Священной Трубки. Фентон считал, что ритуал Священной Трубки распространился с французами вдоль по Миссисипи и обратно в восточную часть Северной Америки. Тёнбог [Turnbaugh, 1977, 1979] интерпретировал этот ритуальный комплекс как ответ на кризис, возникший при контакте с европейцами. Холл [Hall, 1977, 1983] сделал остроумное предположение, что оперенные мундштуки родственны стрелам и копьеметалкам. Спрингер [Springer, 1981] суммировал трудности, присущие тем, кто в создании теорий распространения опирается только на письменные документы. Блексли [Blakeslee, 1987] указал на исторические и археологические свидетельства того, что распространение церемониального комплекса старше контакта с европейцами. Однако он ошибочно фокусируется на форме трубки, которая возникла после середины XVIII века (см. гл. 5) и считает этот ритуальный комплекс распространившимся в восточную Северную Америку в исторический период. Все эти теории, как и другие, переворачивают развитие. Важность Священной Трубки происходит не из ритуала калюмета, а скорее Священная Трубка используется в ритуале калюмета, поскольку она церемониальна во всех ритуалах Северной Америки. Для Священной Трубки воина ее функция как средства подношения дыма сверхъестественным существам — основная; все остальные функции — вспомогательные. В некоторых культурах оперенное древко калюмета не продырявлено и не является чубуком. В других, как описано выше, чашечка может удаляться перед танцем с трубкой, поскольку ее так уважают, что не могут позволить упасть с трубки. (В культуре коренных американцев танец является наиболее общим методом моления и высказывания благодарности духам.) Прояснить религиозное использования и значение трубки можно скорее исследуя действительные приготовления и курения Священной Трубки во множестве ритуалов, чем фокусируясь на одном ритуальном комплексе как модели. Как поймут все причастные к религиям коренных американцев, современный ритуал, описанный в начале гл. 1 идентичен во всех своих особенностях с тем, что можно найти в этноисторических и этнографических документах. В использовании этих документов я не принимаю точку зрения, что если европейские и евро-американские наблюдатели не отметили или не побеспокоились зарегистрировать какие-нибудь характерные особенности, то они и не существуют. Североамериканские сообщения обычно делались французами или англичанами. Кроме некоторых ранних случайных испанских сообщений, таких как сообщения инквизиции, сообщения ранних испанских наблюдателей, например, Де Сото, были враждебны и презрительны по отношению к коренным американцам, и редко включали описания церемониалов [Swanton, 1946: 381]. Чем дальше к югу и западу путешествовали англичане и французы, тем позднее их отчеты. О народах, живших к востоку от Миссисипи было сделано мало этнографических сообщений так как многие из них были захлестнуты евро-американской культурой или насильно перемещены к западу от Миссисипи. Если не принимать эти этнографические аномалии, то неизбежен перекос. Основной церемониального использования Священной Трубки является ее передача среди участников; это создает социальную связь, объединяет всех в священный круг. Следовательно, ритуал Священной Трубки создает основу ритуала усыновления. Этот аспект ясен из всех ранних сообщений: 1603 и 1616 гг. из устья р. Св. Лаврентия, 1615 г. — для среднеатлантического побережья и 1684 г. — для нижней Миссисипи (полные ссылки на эти сообщения можно найти на стр.18–35???). Эта ритуальная особенность обнаруживается в западной оконечности ареала использования Священной Трубки, в Неваде, и отлична от других ритуальных трубок, таких как ирокезская. Главная особенность ритуала Священной Трубки возникает из отделения чубука. Удлиненный чубук позволяет подносить его двумя руками (что является знаком уважения во всем мире) духам — приемникам подношения. Для использования Священной Трубки универсально, что духи, которым она подносится, находятся или в небе и земле, или в небе, земле и четырех направлениях (а также в некоторых культурах — в промежуточных направлениях). Эти особенности можно найти в сообщениях за 1634 и 1640 годы о восточной части Юго-Запада, 1673 и 1684 годы — о верховьях Миссисипи, 1804 год — о Скалистых горах, и 1823 год — о средней части Равнин. Эти сообщения легко найти в цитируемых этнографических источниках. Вслед за подношением дыма лидером ритуала, остальные курильщики, когда трубка путешествует по кругу, предлагают затяжки или небесам, или земле, или духам четырех направлений, или ветрам, как записано о верховьях Миссисипи в 1760-х гг. Попеременно курильщики могут поднимать трубку к небесам, или касаться чашечкой земли, указывая на подношение небесам и земле, как отмечено на Равнинах в 1851-м году. Трубка обычно перемещалась в направлении солнца, то есть налево, как отмечено для Верхней Миссури в 1833 году и среди Меномини и Пауни на последней грани веков. Однако некоторые культуры использовали движение против солнца, например Павиотсо. Такие подробности, как зажжение трубки скорее от угля, чем от пламени, отмечались в 1760-х годах для Верхней Миссисипи и в 1805 г. — для Скалистых гор. В современных ситуациях, особенно в современных строениях, где нет огня, могут быть использованы спички или зажигалки, но традиционалисты часто зажигают трубку только от тлеющего пучка sweet grass. По символическим причинам, отмеченным для Пауни и Черноногих часто использовался уплотнитель (тампер), а не пальцы. Прося что-либо с трубкой — у духов или другого человека, трубку держат черенком вверх. Это отмечалось в середине XIX века на северных Равнинах. Трубка не только позволяет дыму, вдыхаемому и духом, и курильщиком устанавливать связь между дарителем и реципиентом, но движениями над собой дым может использоваться как благословение. Это отмечалось в 1633 году в области Уесапикского залива. Священная Трубка использовалась в межплеменных отношениях и во время мира, и на войне. В 1673 году это наблюдалось для верховьев Миссисипи и в 1721 году — среди Онондага. Такая распространенность использования характерна и для сообщений конца XIX века о Лакота и Меномини. В 1870-х годах Лакота принесли Священную Трубку Навахам и Ютам в Нью-Мексико, прося их присоединиться к восстанию против вторгшихся англо-американцев. Хотя Навахи решили не присоединяться и не были культурой трубки с отделяющимся мундштуком, они сохранили трубку. Когда в 1890-х годах снова прибыла делегация Лакота, принеся весть о Пляске Духа, Навахо церемониально приветствовали Лакота трубкой, переданной им десятилетием ранее [см. прил. 2]. И, наконец, этноцентричные евро-американцы, чьими религиозными лидерами в прошлом всегда были мужчины, проигнорировали использование трубки женщинами. Отец Стейнмец, иезуит, цитирует это заблуждение в том, что женщины не курят трубку как “свидетельства сакраментальной природы трубки путем контраста! ” [1984: 30] Черноногский путь, описанный выше, не исключителен. Мужчин-этнологов приглашали на собрания мужских военных обществ, их не приглашали на церемониалы женских обществ. Даже женщины-этнологи считали мужчин единственным источником религиозного знания, поэтому использование Священной Трубки религиозными лидерами-женщинами не замечалось или игнорировалось, или же мужское использование Священной трубки считалось религиозным, а женское — социальным. На религиозных собраниях, где присутствовали представители обеих полов, мужчины и женщины сидели с разных сторон, но трубка обходила их всех. (Женщины во время менструаций не принимали участия в общих ритуалах Священной Трубки, потому что их природная сила в этот святой момент перебила бы силу трубки.)
|