Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этноисторические описания ритуала Священной Трубки
Семнадцатый век Высадившегося около устья р. Св. Лаврентия в 1603 году Шамплейна приветствовали передачей ему трубки люди, идентифицированные как Монтагнаи (Mantagnais) [Sauer, 1980]. Примерно веком ранее, в 1535 году Картье отметил курение трубки на р. Св. Лаврентия [McGuire, 1899: 419]. Вейрд, примерно в этой же области, в 1616 году отметил: “Все их беседы, договоры, приветствия и нежности совершаются под дымом этого табака. Они собираются вокруг огня, разговаривают, передают трубку из рук в руки” [Thwattes, 1896–1901: 111, 117]. Дальше к югу, как отмечалось в Вирджинии в 1615 году, европейцев также приветствовали передачей трубки [McGuire, 1899: 377]. В 1633 году отец Андре Д.Уайт писал о своих наблюдениях в Мэриленде: “В назначенный день все мужчины и женщины из многих частей страны собираются вокруг огромного огня... некоторые достают большую сумку, в сумке находится трубка, и немного порошка, который они называют “potu”. Трубка такая же, какую наши деревенские жители используют для курения, но намного больше: затем сумка обносится вокруг огня... Но когда круг завершается, трубка вынимается из сумки вместе с порошком... и каждый курящий дышит над несколькими частями своего тела и освящает их” [McGuire, 1899: 549]. Испанский торговец Диего Ромеро, ко-торый был ритуально усыновлен Равнинными Апачами в современном севе-ро-восточном Нью-Мексико или западном Техасе ритуалом трубки (1660), наблюдал, как трубка с длинным деревянным мундштуком была направлена к небу и земле [Kessell, 1978: 14]. Его отец участвовал в похожем ритуале в 1634 году и другой испанец, бывший с Диего, похоже, ознакомился с ним также. (За свое участие Диего был обвинен испанской инквизицией в ереси.) В 1673 году отец Маркотт (Marqutte), искавший путь в Китай, достиг реки Миссисипи, выйдя из Висконсина, и начал путешествие вниз по ней [Lafitan, 1724: 314]: “25 июня индейцы, узнав в них европейцев, послали 4-х стариков переговорить с ними. Двое из них несли трубки для курения табака, они были богато украшены и к ним были прикреплены перья различных птиц. Они шли торжественно и подняли свои трубки к солнцу; они появились, чтобы предоставить его ему, чтобы покурить (то есть чубук первым), не сказав, однако, ни слова... они были Иллинойсами и чтобы гарантировать им мир, они преподнесли свои трубки для курения, затем они пригласили их войти в деревню. Если кто-то несет калюмет с собой, демонстрируя его, то это значительно, и посредством его они могут в безопасности ходить среди врагов, которые в разгар боя опустят руки перед тем, кто демонстрирует его. По этой причине Иллинойсы отдали эту трубку, как пропуск для наций, среди которых они должны были путешествовать. Это калюмет для мира и для войны. Они используют его, чтобы завершать свои разногласия, для укрепления своих союзов и для связи с чужестранцами. Он сделан из красного камня, отполированного как мрамор, и продырявленного так, что один конец служит для засыпания табака, а другой имеет отверстие для рукоятки, которая является палкой в 2 фута длиной, и продырявленной в сердцевине. Она украшена головными и шейными перьями различных птиц, имеющих наиболее прекрасное оперение, к которым они также добавили перья, раскрашенные в красный, зеленый и другие цвета. Они считают его [калюмет] пришедшим от солнца, которому они предлагают дым, если хотят безветрия или дождя или солнечного света” [McGuire, 1899: 551-552]. Отец Луис Геннепин (Hennepin) в своем путешествии в 1678 году видел похожие трубки мира, и кроме того он отметил, что чашечка может быть из красного, черного или белого “мрамора”. Далее, он отметил, что они оборачивают это в тростник, в шею гагар (Huars) или же уток, которые делают свои гнезда на деревьях. Приведенное выше повествование Лафито продолжается самым ранним подробным описанием танца калюмета (первое было сделано Аллоузом (Allouez) в Майами в 1667 году [Thwaites, 1896–1901: L1.47-49]: “Этот танец калюмета, который является самым празднуемым среди этих людей, совершается только в серьезных случаях... Зимой эта церемония проводится в хижине, летом — на открытом воздухе. Выбранное место они окружат деревьями... По середине расстилается большая циновка из тростника, раскрашенная различными цветами, которая служит ковром для идола того, кто устраивает танец; каждый имеет своего собственного, который называется его Маниту. Это змей, или птица, или какая-нибудь другая вещь, которая им приснилась и в которую они вкладывают всю уверенность в успехе войны или охоты. Сидя около этого Маниту и справа поместив калюмет, в честь которого устраивается пир. Те, кто обладают лучшими голосами и должны петь, устраиваются на почетных местах под деревьями. Затем все приходят и занимают свои места вокруг них. Каждый прибывший приветствует Маниту, что он делает куря и выдувая на него дым, как бы поднося воскурение. Затем появляется начинающий танец. Он идет, уважительно держа трубку обеими руками, начинает танцевать в ритме с песней. Он делает это, выписывая различные фигуры; иногда он подносит ее компании и поворачивает из стороны в сторону; иногда он предлагает ее солнцу, как будто хочет, чтобы оно покурило; иногда он наклоняется к земле3; иногда он расправляет свои крылья, как будто хочет полететь; затем кладет ее в рот помощникам, чтобы они могли покурить... Это как бы первая сцена танца. Третья сцена — речь, в которой держащий калюмет, рассказывает о своих победах, и калюмет передается из рук в руки, так что все имеют возможность покурить”. _______________ 3 Подчеркивание мое. — Автор.
Ла Салль [McGuire, 1899: 553] в 1684 году описывает ритуал, о котором только что рассказывалось касательно Арканзаса; различие состоит в использовании двух трубок. Он также описывает музыкальные инструменты, то есть погремушки из тыквы и, видимо, водяные барабаны.
Восемнадцатый век Ду Пратц [Du Pratz, 1758: 1, 108] описывает подобную трубку, использованную в мирном ритуале в южной части Миссисипи в 1719 году. Роберт Роджерс [R.Rodges, 1765: 224] через век после Маркотта описывает подобную трубку, а также различия между мирной и военной трубками, последняя из которых была совершенно красной. В 1721 году это же было отмечено у Чалевои [Charlevoix, 1761: 1, 321] у Онондага. Джонатан Карвер, в области северной Миссисипи в 1760-х годах отмечал [??, 1778: 360], трубка была зажжена углем от костра. “Затем он, повернув чубук к небесам, потом к земле, и после, держа ее горизонтально, двинулся по кругу, пока не завершил его. Каждый, когда приходит его черед курить, сначала выдувает дым изо рта к небесам, а затем вокруг себя на землю”. Альберт Пиккет [Pickett, 1851: 1, 130], цитируя Чарлевои, побывавшего среди Натчезов примерно в это же время, описывает поведение главного вождя на рассвете: “Трубка, которая использовалась лишь в этом случае, передавалась ему; он выдувал дым сначала к солнцу, а затем к остальным трем четвертям мира”. Уильям Бэртрам (Bartram) описал совещательную встречу Криков в 1789 году. Во время встречи он наблюдал, как мико (вождь) зажег трубку и выдул дым сначала к востоку, а затем к другим трем основным направлениям; дальше трубка была передана основным лидерам и воинам и возвращена мико, в то время как все другие пили черный напиток и курили табак [Hudson, 1976: 229].
Начало девятнадцатого века В 1804 году, находясь среди Тетонов, Льюис и Кларк описали следующие подробности ритуала Священной Трубки [1814: 1, 364]: “Сначала они направили трубку к небесам, а затем к четырем сторонам света, потом к земле, после чего произнесли короткую речь, зажгли трубку и поднесли ее нам”. Стефан Х.Лонг [Long, 1823: 1, 208], который был среди Омаха несколькими годами позднее, наблюдал ритуал трубки, совершаемый перед охотой на бизонов: “Они почти приблизились к стаду и животные, как они и предполагали, не встревожились; они остановились, чтобы дать носителю трубки возможность совершить церемонию курения, который приписывают возможность своего успеха. Он зажег трубку и некоторое время оставался со склоненной головой. Чубук трубки был направлен к стаду. Затем он закурил и выпустил дым к бизонам, к небесам, к земле, и наконец поочередно к четырем направлениям”. Принц Максимилиан Зу вид [Zu Wied, 1839: 1–570], находившийся в 1833 году среди Кроу, отмечал, что дым из трубки выдувался сначала к солнцу, а затем к земле, но что трубка передается по ходу солнца: “...когда трубка передается, никто не делает более трех (возможно 4-х) выдохов и затем передает ее особым способом соседу слева” [Davis and Ronnefeldt, 1982: 36]. Джордж Кэтлин, находившийся среди Манданов примерно в это же время, при описании главной церемонии обновления года, отмечает что шаман курит свою трубку в этих основных направлениях [Catlin, 1844: 1–165]. Шведский художник Рудольф Курц в 1851 году путешествовал по Равнинам. Он отметил, что Кроу, куря Священную Трубку, касаются ее чашечкой земли [Kurz R., 1937: 262]. Со времен Маркотта, вступая в отношения с коренными американцами, белые быстро учились использованию Священной Трубки в своих целях. Не понимая ее священного значения, европейцы оскорбляли индейское уважение к Священной Трубке ради собственной выгоды при заключении договоров и торговле, а также во многих других случаях. В начале XIX века в области Скалистых Гор торговец Ларокью (Larocque) извлек из трубки выгоду для себя: “Я сказал им многие вещи, как я считал, надо было сказать, и завершил речь, заставив их курить таинственную трубку” [Burpee, 1910: 24]. Ларокью подробно наблюдал ритуалы, окружавшие трубку. Он отмечал: “Следующие обычаи одинаковы для них всех: трубка и чубук должны быть очищены, уголь вытащен из огня и с помощью него зажигается трубка. Она не зажигается ни пламенем, ни пеплом и никто не должен выбивать пепел из трубки кроме того, кто набивает и зажигает ее” [Burpee, 1910: 62–63].
Туземное сообщение Все приведенные выше описания сделаны европейцами и евро-американцами и отражают в лучшем случае лишь частичное понимание. По-настоящему уникальным документом является описание, данное коренной американкой для туземных целей. В 1930-х годах Фред Гоун (F.Gone) зарегистрировал устный материал Гартер–Змеи (Garter–Snake) (1868-1953), полученный от ее отца, Бычьего Жилища (1802–1886), хранителя оперенной трубки. Этот материал позднее был отредактирован Джорджем Захватчиком Лошадей. Все они — Люди Белой Глины — Гровантры Монтаны. В этой бесценной записи есть описание ритуала трубки, который Бычье Жилище получил в своих видениях и использовал в лечении. Гартер–Змея (1980: 67) рассказывает о том, как ее отца впервые попросили о лечении. Проситель “...набил трубку кинникинником и пошел к типи Бычьего Жилища. Остановившись у входа, он спросил Бычье Жилище: “Как я могу приблизиться к тебе с этой трубкой? ”...”Подходи ко мне слева”, — сказал Бычье Жилище, — и держи трубку мундштуком???? и обеими руками””. Когда проситель сделал это, “Бычье Жилище взял набитую трубку обеими руками. Держа ее левой рукой, он потер правой по земле. Затем он погладил всю трубку, начав с дальнего конца и переместившись к человеку. Затем он переложил трубку в правую руку и, потерев левой рукой землю, погладил трубку и чубук по направлению к себе. Он снова повторил это каждой рукой, так что все действие было выполнено четыре раза”. Бычье Жилище зажег трубку и покурил попеременно с человеком, обратившимся с просьбой. Когда курение было завершено, трубка была вытряхнута с ритуалом, повторявшимся 4 раза. Затем проситель получил свою трубку назад и ему было сказано, выходя замкнуть круг.
Ирокезская трубка Приведенные выше описания специфичны для Священной Трубки с отделяющимся чубуком и они отличаются от ритуального использования ирокезской трубки. Скорее она курится индивидуально, чем предназначена для общественного подношения духам. В совете все, видимо, курили свои трубки одновременно. В сообщении за 1669 год отмечалось [Hargry, 1875a: 128], что “Сононтонан (Сенеки) в количестве 50 или 60 человек собирались в наших хижинах. У них есть обычай, входя, занимать первое свободное место, не считаясь с рангом, и тотчас же брать огонь для зажигания своих трубок, которые они не перестают курить в течение всего совета. Они говорят, что от курения приходят хорошие мысли” [McGuire, 1899: 550]. Такой совет, видимо гуронский, показан на карте 1657 года, приписываемой Брессани (Bressani) [Trigger, 1985: 102], где все участники совета изображены курящими неразделяющиеся трубки. Различие между использованием разделяющихся и неразделяющихся трубок наблюдал барон Лахонтан [Lahontan, 1703: 1, 35]. В 1684 году среди Онондага он наблюдал, что вождь сидел в совете “со своей трубкой во рту и огромным калюметом мира перед собой”.
|