Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Космологический подтекст ритуала Священной Трубки
Космология культуры обычно определяется из ее религии, философии и теоретической науки. В поисках космологии в контексте существует тенденция фокусироваться на мифе. Однако, в отношении религий коренных американцев Хулкранц (Hulkrantz) [1979] указывал, что миф и ритуал часто разделены и что религию лучше понимать через последний. Западная культура также непосредственно связывает космологию и космогонию. Эта связь предполагает линейную идею времени, с акцентом на начале, который сам по себе — особенность Запада. Во многих коренных культурах Северной Америки, кроме возможного постконтактного добавления “Бытийских” параллелей к миграционным мифам (“Walam Olum”, Waters, см. Paper, 1983), земля (а не космос в целом) творится или воссоздается на воде и эти мифы часто отдельны от космологического понимания. Ритуалы коренных американцев часто основаны как на ясном, так и на не ясном космологическом понимании. Анализ ритуальных движений в пределах их символического контекста может привести к пониманию всей подлежащей космологии. Хотя большинство ритуалов монокультурны, существуют основные пан-индейские ритуалы, которые, несомненно, были распространены и до прихода европейцев. Сюда входит обряд потения, распространенный по Америке, и ритуал Священной Трубки, присущий Северной Америке. Центром ритуала Священной Трубки является сама трубка; когда трубка проходит по кругу, центр перемещается вместе с ней. Трубка всегда находится в центре космоса. Дым предлагается во всех направлениях, расходящихся от трубки. Центрирование космоса вокруг первичной ритуальной детали (во время ритуала) типично для религий коренных американцев: Центральный шест Танца Жажды (Солнца), огонь в ритуальных жилищах и яма в Свит-Лодже и киве. Чашечка трубки — это жертвенный сосуд, который сам является миниатюрой космоса. Часто табак добавляется щепоткой за щепоткой, каждая из которых явно посвящена священным направлениям, а также животным и духам, и терио- (therio) и нетереоморфическим (как части связей личности), таким образом сводя весь космос в саму чашечку. Чубук, более старые из которых украшены полосатым узором, символизирующим трахею, направляет подношение духам. К чубуку могут быть подвешены орлиные перья, которые усиливают символизирование посылки дыма и присутствует голосовое (или молчаливое) обращение к священным существам. Первый курильщик направляет подношение духам, обращая к ним чубук, до или после зажигания трубки. Последующие курильщики могут предлагать дым своим миртам, а также поднятием трубки к небу, касанием ею земли и поворотом трубки по кругу. Космос, окружающий трубку, скорее сферичен, чем циркулярен или полусферичен. Подношения делаются к четырем основным направлениям (в некоторых культурах к промежуточным), зениту и надиру (порядок варьирует). Евро-американские наблюдатели часто упускают тотальность направлений, поскольку они не наблюдают тотальность движений в ритуалах, включая наполнение трубки. Последующие курильщики часто указывают на зенит, перемещая трубку к небу, и надир, касаясь трубкой земли. Касание присутствует потому, что сама чашечка считается женщиной, то есть землей [см. гл. 4]. В общественном курении ритуал также указывает на космос социальных связей. В центре находится держащий трубку. Затем идут круги (в культурах с круглыми жилищами) человеческого родства: семья, клан и нация. Далее наружу находится сфера животного родства: тех, кто ходит по земле в четырех направлениях, тех, кто летает в небе, тех, кто ползает по земле или плавает в море. Наконец, существует сфера наиболее могущественных духов: четырех направлений (Ветра), Неба и Земли (Моря). Вместе эти четыре сферы существ образуют “всех моих родственников”. Фундаментальным для космологического понимания является разделение женской и мужской духовных сил, которые, комбинируясь, результируют созиданием. Сама трубка состоит из двух частей: чашечки, символизирующей женское начало, и чубука — мужское. Трубка могущественна только когда чубук вставлен в чашечку, и по этой причине трубка соединяется только в начале церемонии, а ее разделение указывает на завершение ритуала. Зенит и надир, небо и земля соответственно являются мужским и женским началами; при их слиянии творятся растения и живущие существа. Поэтому также, за немногими исключениями, чашечка трубки делается из камня или глины, субстанции Женщины-Земли, а чубук обычно из дерева, от сотворенных деревьев, растущих к небу. Однако, наиболее общее понимание зенита более комплексно. Хотя Дневное Небо, Солнце, Ветер Запада и Громовые Существа — мужское начало ночное небо, в особенности Луна — женское. Точно так же, хотя Четыре Направления — Деды, юг — направление роста, воспитания тоже может пониматься как женское начало. Если зайти за основы понимания направлений, то происходит вовлечение монокультурным пониманием. Специфическая символика и мифический подтекст значений направлений могут варьировать от культуры к культуре, даже от субкультуры к субкультуре. Однако, восток и запад обычно подразумеваются из значений Тропы Солнца, символически приравниваемой к тропе жизни, как и сам чубук трубки. Соответственно, руководитель церемонии трубки обычно обращен к востоку — направлению восходящего солнца. Общность фундаментального космологического понимания по большинству, если не по всей Северной Америке, несмотря на значительные лингвистические и культурные — экологические различия помогает понять, почему различные культуры коренных американцев с такой легкостью могут заимствовать друг у друга ритуалы, а также поддерживать общий ритуал Священной Трубки.
|