Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теология Священной Трубки






 

Во время подношения трубки рассказываются наиболее священные мифы, часто с барабаном и погремушками. Ритуальная цель творит священное время и пространство, она связывает настоящее и мифическое время. Поэтому все то, что только что рассказывалось, – не сам миф, а синопс повествований, которые являются лишь частью ритуального комплекса. Однако, малочисленные и фрагментарные уместные мифические повествования, которые были зарегистрированы, добавляют значительное количество информации к пониманию роли Священной Трубки в религиозных представлениях коренных народов.

Табак и трубка были даны людям в самом начале их существования. В мифе Медисин Лодж (Таинственного Жилища) Виннебаго табак люди получили даже раньше основы питания – кукурузы. Для Кри комплекс Священной Трубки (огонь, чашечка трубки с табаком, чубук трубки и сладкая трава) были прощальным даром людям от Создателя. В мифе Гро-Вантров о воссоздании трубка была центральна в формировании мира и в освобождении дичи. У Хидатса, объединяющих традиции Кэддо и Сиу, трубка и табак были подарены людям при переходе на недавно воссозданную Землю. Судя по мифу о происхождении Медвежьего клана Айова, первыми вещами, полученными медведями при выходе из земли, была первая чашечка трубки и затем чубук.

Священная Трубка необходима для жизни, потому что именно с табаком, посредством огня или трубки люди могут молиться о необходимом более могущественным существам. По этой причине Ла Флеш [1921: 61] интерпретирует ритуальное заявление Оседжей: “Я – человек, который сделал трубку из своего тела”, как значащее, что трубка – жизненный символ народа. Трубки передавались и передаются людям этими существами для семейного, кланового, общественного и всеплеменного использования. Посредством трубки люди могут лечить больного, управлять погодой, просить животных отдать себя в пищу людям, навредить врагам и заключить мир. Дар Трубки могущественными существами помогает людям, в свою очередь, предложить табачный дым этим и другим существам.

Мифы, описанные выше, дают нам возможность понять этих Могущественных и полезных существ; они позволяют анализировать “теологию” коренных американцев. Этот термин надо использовать осторожно, поскольку духовные существа коренных американцев, в отличии от западных божеств не сверхъестественны, то есть не стоят за гранью природы, а скорее совершенно природные существа. Таким образом, нет абсолютной грани между Творцом и творимым. Все существа – родственники, поэтому к духам, включая животных, растения и минералы, люди обращаются как к “Дедушке”, “Бабушке”, “Матери” и “Отцу”. Эта связь часто поддерживается словами в заключении обряда Свит Лодж и курения Священной Трубки, когда участники могут индивидуально заявить: “Все мои родственники”. Классическое теперь понятие “отличные от людей существа” выделяет это понятие еще лучше.

Связанным с этим родственным вопросом является вопрос об оптимальности применения термина “теология” или “теологии”. Среди большого количества племен Северной Америки, использующих трубку с отделяющимся чубуком, обнаруживается общая теология, а также общая космология, даже среди культур, относящихся к различным языковым семьям, детали могут варьировать, но существует общее структуральное родство между отличными от людей существами и людьми. Поэтому Священная Трубка и связки могут приходить от других народов, или через захват, или как дар. Захват здесь выступает как дар от духов, как в мифе Кроу.

Теологическое сходство существует вопреки средствам развития теологических представлений. Будучи эмпирическим, представление открыто продолжительному откровению, исходящему от самих духов. Поэтому туземная теология флексивна и способна быстро отвечать на изменение обстоятельств, не изменяя своих фундаментальных характеристик. Откровения происходят во время экстатических религиозных процедур, в результате поста, Свит Лодж и самопожертвования (то есть в Танце Солнца или Жажды) и в ясных снах, поскольку продолжительное откровение происходит в мифическом и ритуальном контексте. Оно скорее поддерживает, чем разрушает религиозную преемственность.

Теология Священной Трубки сама по себе не происходит из влияния христианства, как намекает Отец Стейнметц [1984: 68]: “Я полагаю, что религиозное значение Священной Трубки и ее сакраментальное использование испытало гораздо большее влияние христианства, чем согласны признать большинство антропологов”. Стейнметц правильно указал на важность христианской подготовки Джорджа Сабли на развитие идеологии Лакота, что было проанализировано Клайдом Холлером [1984, 1984а]. Но как я аргументировал в предыдущей работе [1983], сам ритуал и представление о Священной Трубке отделяют аборигенные идеи от христианской оболочки. Произошедшая модификация была туземным способом ответа на доминировавшее христианство, направленным на сохранение духовности туземцев. Священная Трубка в качестве жертвенного сосуда допускает синтез с христианством; но это значение трубки существовало не только задолго до прихода христианства в Америку, но даже до начала христианства (см. гл. 5).

Из мифов и ритуалов Священной Трубки можно функционально выделить четыре категории духовных существ: первичные духи, эффективные духи, духи происхождения и духи разделения (разрушения). Эти категории подходят только для аналитических целей, в действительности они пересекаются.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал