Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Символизм чашечки






 

По крайней мере с конца XVIII века коренные американцы начали делать трубки для продажи евро-американцам. В конце XVIII века агенты Британских индейцев начали сбор туземных артифактов. Майор Джанспер Грант, с 1806 по 1809 бывший комендантом в Амхерстберге (около современного Виндсора, Онтарио), основном западном фронтирном посте Британской Северной Америки, привез к себе в Ирландию несколько трубок, включая необкуренные (Филлипс, 1984). В начале XIX века несколько евро-американцев, включая художника фронтира Джорджа Кэтлина, собрали большое количество трубок (Иверс 1986: 15), относящихся к типам по-видимому не одобряемым коренными американцами. Ни одна из этих вырезанных из катлинита трубок не встречается в ритуальном контексте и является честным объектом торговли за виски. Наиболее фигурные восточные инкрустированные трубки XIX века имеют декор игральных карт (буби, черви, пики, крести), что указывает на символику, соответствующую вкусам евро-американцев, хотя западные трубки имеют тенденцию иметь романтические “западные темы” (рис.41). Можно спросить, считались ли священными трубки, проданные или обменянные не-туземцами, включая трубки, подаренные не-туземцам – участникам дорелигиозных репрессий резервационного периода. Последующее обсуждение символизма ограничено трубками определенно или возможно имеющими религиозное значение.

 

Чашечка

Чашечка Священной Трубки сама по себе имеет большое символическое значение. Обе выемки символизируют женское начало. Курительный конец – сосуд для подношения табака и символически параллель пищевым сосудам, обычно делаемым и используемым женщинами. Отверстие для чубука символизирует влагалище, которое символически (а в некоторых языках и лингвистически) отождествляется с землей. Наиболее благоговейной частью церемониала трубки является соединение двух частей, когда чубук (мужское начало) вставляется в чашечку (женское начало) и в этот момент могущество трубки возрастает. Участвовавшие в ритуалах, отмечали глубокую тишину, воцаряющуюся в такие моменты среди участников.

Доминирующие цвета трубочного камня также связаны с женским символизмом. Хотя мифические подробности изменяются от культуры к культуре, катлинитовые чашечки, сходны с краской – охрой, символом крови, жизненного сока тела и самой жизни. Жизнь приходит от женского начала, Земли или Женщины и, видимо, соответственно в воде и менструальной крови. Черные чашечки трубок символизируют саму Землю. Камень или глина доминирующие материалы чашечек Священной Трубки – также Земля. В танце Солнца Арапахо земля оплодотворяется курением в трубке из черного камня, табака, смешанного с черным пигментом, символизирующем “жизнедающую оплодотворенную силу” [Уилл и Хайд, 1917: 263].

Количество черных и красных чашечек приблизительно равно. Из изученных трубок, с определенным или возможным ритуальным использованием [см.приложение 11], 54% были из красного камня и 44% -- из черного или серого.

Дойный чашечки трубки снабжаются варьирующими интерпретациями символизма двух чашечек. На рис.17 показана трубка, и если принять, что идентификация Скиннера верна, ее изготовление основано на видении; одна чашечка для использования днем, а другая – для заключения мира.

 

Декор

Большинство чашечек Священной Трубки просты. Там, где есть декорация, она имеет тенденцию быть ограниченной циркулярными гребнями и вырезанными кругами, отверстиями на гребнях или килях и фигурами на гребнях. Символическое значение заключается в количествах, обычно фигурирует число “4” или на двойной трубке “8”, представляющее четыре направления. Также важно число “6”, представляющее 2 направления, Землю и Небеса и, особенно среди Лакота, число “7”, связанное с различными ассоциациями, включая плеяды и Большую Медведицу.

На инкрустированных трубках круги с выступающим ребром могут представлять солнце или землю, для черных чашечек вероятней последнее. Другие символы с астрономическим или атмосферным значением более определены. Например, круглые углубления на некоторых прямых трубках Кроу сделаны в форме ковша Большой Медведицы [рис. 17]. Вырезанные на этих и других трубках зигзаги символизируют молнию [рис. 6].

 

Фигурная орнаментация

С точки зрения скульптуры среди наиболее интересных трубок находятся трубки, изображающие животных или людей. Они создали большую путаницу, в основном, когда речь шла об их месте и функции. Тед Брассер [Ted Brasser, 1980] представил наиболее полный анализ декора вещей коренных американцев, указав, что узоры на мокасинах были предназначены для взгляда носителя и ориентированы именно таким образом, он назвал это “самоуправляемым” декором. В цельных ирокезских трубках фигуры были обращены к курильщику. Зена Метьюс [Zena Mathews, 1976] убедительно аргументирует, что эти особые фигуры представляют духа-покровителя курильщика. Эти трубки не передаются по кругу, а курятся индивидуально [см. гл. 2].

Люди, по-видимому, не знакомые с ритуалом Священной Трубки, спутали ритуал цельной Ирокезской трубки со Священной Трубкой с отделяющимся чубуком, к которой беспочвенно применялась интерпретация Брассера, что в свою очередь запутало других. Например, в введении в религии коренных американцев Сэма Джилла [S.Gill, 1982: 67] мы обнаруживаем упоминание Священной Трубки: “...духовная передача в результате долгих часов сконцентрированного курения крепкого табака”. Однако, в ритуале Священной Трубки, трубка сначала направляется чубуком к духам, а затем циркулирует среди участников ритуала, пока не кончится табак (туземные табачные смеси в Северной Америке галлюциногенных свойств не имеют). Если применима теория “самоуправляемого” декора Брассера, то фигуры были бы обращены к курильщику в условиях ритуала, так как они были бы ориентированы от чубука, то есть, чтобы быть обращенными к курильщику при направлении чубука вперед в молитве. Теория Брассера проверяется данными. Все старые резные Священные Трубки, имеющие ритуальный контекст, имеют фигуры, обращенные от чубука (за исключением нескольких проблематичных трубок, собранных Слинкером (1926) у Айова см. приложение).

На большой выставке доисторических артефактов восточного Вудленда и Бассейна Миссисипи (Броуз [Brose], Браун [Brown] и Пенни [Penny], 1985), все фигуры на цельных трубках обращены к курильщику, а на трубках, требующих отдельного чубука были ориентированы в противоположном направлении. Иверс [1986: 47-104] приводит несколько фигурных трубок, которые он приписывает к производству для продажи евро-американцам от начала XIX века и до наших дней, фигуры в основном ориентированы на курильщика, на двух локтевых трубках со слабым выступом с медведем вместо гребня, первая была найдена Паулем, Герцогом Вартенбурга (Wurtenburg, Linden-Museum) в начале 1820-х годов, а вторая Кэтлином – в конце 1930-х годов (Университет Музея Пенсильвании), Медведь обращен к курильщику. На сходной трубке с рисунка Кэтлина о Миссури “Тот, Кто Убивает Оседжей” медведь обращен от курильщика [Hassrick, 1977: 75]. Поэтому можно предположить, что все трубки с отделяющимся чубуком, имеющие фигуры, обращенные на курильщика, постконтактны, и очень возможно, сделаны, по крайней мере первоначально для евро-американцев. Например, так была сделана чашечка, имеющая форму летящего орла, обращенного к чубуку. Она была сделана для Джеймса Брюса [J.Bruce], Графа Элбина, когда, с 1847 по 1854-й года он был губернатором Центральной Канады [Brasser, 1987: 121, рис. 111].

Конечно, в каждом обобщении возможны исключения, например, локтевая трубка со слабым выступом и с двойным конусом и квадратным ребром имеет скульптурного медведя вместо гребня, и он обращен к курильщику. Она была найдена в детской могиле в деревне Пауни, в Небраске, которая была заселена между 1775 и 1815 годами [Иверс, 1986: рис. 10]. Менее подходящий пример, локтевая трубка, найденная Дорсеем [Dorsey, 1904: рис. 23] у Скиди, Пауни в 1900 г. (Полевой Музей), которую он назвал “священной трубкой мира или войны”, имеет 4 фигуры, вырезанные вокруг чашечки – 2 животных и мужчина, и женщина в Западной Одежде конца XIX века – и черепаху на чубуке, обращенную к курильщику. (Теперь с трубкой находится не тот чубук, который проиллюстрирован Дорсеем.) Уникальной аномалией среди фигурных трубок является локтевая трубка, найденная Ла Флеш [La Flesh, 1921: 170] у Ветреного Клана Оседжей в 1913 году (Смитсоновский Институт). С лицом внизу трубки (круглый чубук имеет подвешенный скальповый локон).

 

Символизм фигур

Из фигур на Священных Трубках самыми редкими и наиболее трудными для интерпретации являются фигуры людей. В ритуальном контексте была обнаружена только одна “Янус” (двуликая фигура) на трубке Айова, найденной Скиннером [Skinner, 1926] Трубка Музея Уберсе (Ubersee) с головой туземца, обращенной от мундштука, имеет инкрустацию из сплава на основе олова, подчеркивающую глаза “4” и “6” с ясным представлением четырех направлений на вершине чашечки, что указывает на возможное ритуальное предназначение (рис. 20). (Сзади головы вставлены: головка патрона и латунная кнопка, хотя это, вероятно, было сделано после первоначального изготовления). Однако, большинство человеческих изображений имеют западные черты и не имеют правдоподобного ритуального контекста, как например бородатый образ, собранный у Кроу (рис. 13) и как трубка, переданная Джозефом Брантом, Могавком, поддерживавшим Британию во время Американской революции. В последней (теперь находящейся в Музее Американского Индейца), возможно изготовленной Оджибвеями, с английской серебряной цепочкой, датируемой 1789 годом, сидящая фигура носит европейский парик.

Скульптурная фигурная трубка обнаруживается в ритуальной связи Виннебаго, с символизмом четырех направлений на вершине (рис. 31). Вероятно, она представляет лошадь. Однако, когда ее фотографию увидела туземка-шаманка, она предположила, что это — дух. Когда она видела духов, их лица и тела имели вытянутый вид. (Также узор, вырезанный на боку ранней омахской трубки, приведенной на рис. 2, может быть летящим духом.) Эта виннебагская трубка уникальна и иллюстрирует распространение сети торговли коренных американцев, так как и чашечка и чубук вырезаны из бивня моржа, пришедшего из Арктики.

Большинство фигур животных – это лошади и бизоны, они сделаны в Пайпстоуне после 1860-го года, они обращены к курильщику и предназначались для туристов. Даже некоторые, обращенные от курильщиков, такие как относительно распространенные плоские трубки с лошадьми с изогнутой шеей обычно делались для продажи туристам. Иверс [1986: 64] документально подтверждает продажу туристам трубок с человеческими и конскими головами. Трубки со скульптурным бизоном вместо гребня – обычные трубки для туристской торговли, изготовляющиеся в Пайпстоуне и сейчас, хотя самые ранние версии были собраны Джозефом Н.Николлетом около 1838 года. Чашечка этой трубки имеет форму “Янусоподобной” головы евро-американца в шляпе [Иверс 1986: рис.25]. Иверс также считает эту трубку сделанной для продажи белым собирателям.

Необычная цельная трубка, которая была частью ритуальной связки Кроу, является скульптурой бизона (или возможно медведя), чей хвост образует чубук, через который протягивается дым (рис. 35). На прямой трубке Кроу позднее были изображены отпечатки лошадиных копыт (рис. 33). И бизон, и лошадь были экономической основой существования на Равнинах, а первый – важный дух Лакота. На Священных Трубках, не имеющих определенного ритуального контекста обнаруживаются и изображения других животных, включая прерийных собачек (рис. 18), имеющих религиозной значение (см. Grinnell, 1889: 113-114) и большерогого барана [Иверс, 1986: 56].

Одна из самых ранних фигур, появившихся на трубках – фигура медведя. Медведь с инкрустированными главами и резцами обнаруживается на Хоупвеллской (с 200 В. С. Е. – 20 С.Е.) мониторной трубке [Brose, Brown, Penny: 1985: 63, 148]. Самая ранняя из встреченных мной этнографических трубок — это про-килевая форма с Северо-Востока и она подобна доконтактным священным Трубкам со Среднего Запада с фигурой пантеры — “водяного чудовища”. Эта трубка имеет скульптурного бобра, поднимающегося над чашечкой на чубуковом краю и обращенного от чубука (рис. 44). На одной стороне чашечки вырезаны: бобер, кремневое ружье, сабля и томагавк, а на другой — каноэ с фигурами духов, лосиха и лук со стрелами. Спереди вырезан христианский крест, отличающийся от креста четырех направлений тем, что нижняя линия длиннее других. Трубка зачаровывает своим символизмом. Имея доконтактный набор на одной стороне и бобра с послеконтактными торговыми статьями – на другой. После контакта и начала меховой торговли, бобр приобрел большое экономическое значение. На Северо-востоке в XVII веке среди Абнаки и Микмак распространилось чисто туземное христианство [Bailey, 1969: 147], и эта трубка, вероятно, является христианской трубкой с фигурой бобра, соответственной датировки. Декор килевой трубки, возможно, Абнаки, из Пибодского музея, включает 6 бобровых хвостов, вырезанных вокруг чашечки.

Стоящий бобер так же рельефно вырезан на одном боку прямой пиеганской трубки, на другой стороне которой вырезана ящерица (рис. 3). Здесь, значение бобра, видимо, не экономическое. В мифе Пауни, как и у Черноногих, Бобр был лечебной силой (Grinnell, 1839: 109).

Другой распространенной фигурой является Медведь, который выступает главным духом лечения. Выходящий весной из Земли с новой жизнью, медвежатами, Медведь представляет лечащую и регенеративную силу Земли, Женской энергии. Скульптурная Медведица обнаруживается на северо-восточной килевой трубке с томагавкоподобным килем (рис. 47), и ее голова находится на выступе чирокской (Linden Museum) и семинольской (Peabody Museum) локтевых трубках, а также на локтевой трубке с длинным выступом XVIII в., Алабама [Fundaburk и Foreman, 1957: 106]. Этот способ помещения животного на трубку был обнаружен среди доконтактных трубок, как на Катлинитовой, найденной на раскопках в Небраске, датированной между 1175 и 1450 годами [Иверс, 1986: рис. 6].

Как обсуждалось в главе 3, Птица Грома является главным духом в мифологии Священной Трубки. Килевая чашечка трубки, возможно, черноногская или от родственной им культуры, с четырьмя отверстиями, имеет вырезанную по одному боку выступа Птицу Грома, с молнией на другом боку.

На локтевой трубке, найденной британским офицером во время Американской революции, на каждой из двух сторон вырезана змея и птица. Спереди—или лось, или олень (рис. 46). Все животные демонстрируют зигзаги, исходящие изо рта, являющиеся линиями духов и имеющие разветвленные концы, этот символический мотив используют Оджибвеи и родственные им культуры. На Западе, лось – дух любовного таинства, но эта интерпретация здесь невозможна. В мифе Пауни (Grinnell, 1889: 105) лось переносит людей в мир духов. Так как птицы и змеи также символизируют перемещение из сферы людей в сферу духов, для этой трубки лось означает скорее духа-помощника в шаманистическом путешествии.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал