Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современная трубка
Один из факторов, заставивших некоторых антропологов игнорировать современную индейскую религию – это предположение, что, по-видимому недавняя современная форма возникла в результате евро-американского влияния. Следовательно, современная религия, в которой трубка занимает центральное место, не аутентична. С конца XIX в. наиболее часто встречается Т-форма, обычно имеющая равную толщину, с длинным прямым отверстием и чубуком, демонстрирующим перфорацию железным стержнем. Более ранние трубки родственной формы имеют более короткий выступ с конусной чашечкой, а также конусные отверстия. Самая ранняя, датируемая чашечка Т-формы изображена на рисунке шведского художника Рудольфа Курца, сделанная, когда он находился в форте Юнион на Верхней Миссури в 1851 году [Mc'Dermott, 1967: 11]. Курц сам украсил трубку и дал ее вождю Кри, который церемониально курил ее в конторе торговца [R.Kurz, 1937: 203]. Эта трубка, возможно, была сделана не туземцами, так как через три месяца Курца [Kurz, 1937: 257] просили о покупке трубки, сделанной туземцами. Двумя годами ранее Уильям Дж.Джонсон, путешественник, видел у торгового поста Джеймса Бриджера несколько длинных красных каменных трубок (заготовок?) из скалы Сент-Питера, с верховьев Миссисипи..., проданных за 5$; мистер Бриджер информировал меня, что их с готовностью продают [Alter, 1962: 234]. Курц, возможно, получил трубочную заготовку или сделанную евро-американцами чашечку трубки, которая стала стандартной торговой статьей – за трубку, которую он сделал в форте Юнион, расположенном значительно ближе к Миннесотской каменоломне, чем форт Бриджер. Курц считал. что туземная трубка, которую он получил позднее, была сделана Восточными Сиу. Музей Юберси (Ubersee) имеет трубку (рис. 40), собранную в этом же 1851 году, которая принадлежала вождю Восточных Сиу Маленькой Вороне. Эта трубка, локтевая со слабым выступом, имеет слегка конусную чашечку. Сделанные прямо отверстия говорят о том, что в то время Восточные Сиу не использовали Т-форму. Самая ранняя датируемая трубка Т-формы, которая мне встречалась, находится в Британском музее [King, 1977: 23] — 1860 года; у нее на чубучном конце чашечки изображен бизон, выгравированный наоборот, видимо, она была предназначена для ранней туристической торговли. Мне известно только о двух трубках, находящихся в музейных коллекциях, которые имеют раннюю датировку. В музее Этнографии (Etnografiska Museet) есть трубка с несовместимым чубуком, которая, если данные верны, может быть старше 1850 года [1954: 38; 1850: 5]. Трубка (N–E – 278) из коллекции Спейера (Германия), теперь находящаяся в Музее Человека (Халл, Квебек), может датироваться примерно 1830 годом, если данные верны. Поскольку обе трубки получены от дилеров, точность датировки находится под вопросом. К 1860-му году катлинитовые трубки массово производились в Пайпстоуне, Миннесота, для продажи туземцам. Холмс [1919: 263] подсчитал, что для такой торговли между 1864 и 1866 гг. северо-западная меховая компания произвела почти 2000 трубок, а зимой 1864–1865 г. фрахтовый откатчик по имени Хаббел (Hubbel) обладал 5000 мануфактурными трубками [Корбетт, 1982: 68]. Т-форму легко сделать сверлильными прессами, и она продолжает изготавливаться таким образом для ритуального использования туземцами [Powers, 1982: 26], соответствуя обычной толщине слоя катлинита, добываемого в Пайпстоунской каменоломне. В конце XIX века эта форма заполнила рынки, быстро став самой распространенной. Эта интерпретация подтверждается тем фактом, что Черноногие, до которых раньше добрались торговцы компании Гудзонова залива, с северо-запада, а не торговцы с юго-востока, являются равнинной культурой, лишь ограниченно принявшей Т-форму. Надо отметить, что торговля трубками между евро-американцами и коренными американцами была обоюдной. Большинство вычурных резных трубок начала XIX века Оджибвеев и Пауни, собранных или нарисованных Кэтлином [см. Ewers, 1979], видимо, были сделаны для продажи не-туземцами (см. гл. 4). Уильям Кларк начал собирать такие трубки, став супер интендантом западных племен в 1816 году, его штаб-квартира была в Сент-Луисе. Некоторые портреты Кэтлина и Бодмера изображают туземца, держащего вычурную резную трубку, хотя многие имеют сильно украшенные трубки. Что, кроме удобства производства, привело к тому, что торговцы приняли Т-форму и почему ее же с готовностью приняли туземцы? Прототип Т-формы с округлой чашечкой был обнаружен в ритуальном комплексе Онеота (захоронение Берк (Burke) в северо-восточной Айове). Он датируется не позднее, чем 1650 г. [Ведел, 1959, рис. 11, с ]. Локтевая форма с длинным выступом датируется от конца XVII в. до начала XVIII в. (описание см. в главе 4). Была найдена дюжина примеров и распространение этой формы совпадает с распространением намного более ранней мониторной трубки (см. карту 2), которая тоже имеет Т-форму. Она обнаруживается по крайней мере в одной лакотской священной связке, до сих пор находящейся в ритуальном использовании [Thomas, 1941: 11]. (Описание упомянутых выше трубок см. в Приложении 2.) Т-образная трубка из священной связки Лакота по общему мнению является трубкой Белого Теленка Бизона, что позднее отрицалось несколькими старцами Лакота. В любом случае, возможно, эта трубка старше, чем переселение Лакота на Равнины. Интересно, что Томас подсчитал возраст этой трубки около 250 лет; расчет произведен на основе устно зафиксированной традиции последовательности хранителей трубки. Примерно о таком же возрасте говорит внешний вид трубки. Локтевая трубка с длинным выступом могла развиться из дисковой формы с выступом в виде носа корабля (рис. 28) так же, как и современные округлые с двойным конусом чашечки трубок со сходным носом [Hamilton, 1967: fig. 7, a, 8, a ]. (Рис. 2 иллюстрирует доконтактную трубку с типично округлой чашечкой, находящейся на квадратном основании и под небольшим углом, с маленьким гребнем для ремешка и укороченным носом типа, обнаруженного на трубках позднего миссисипского периода.) Торговцам могли описывать локтевую трубку с длинным выступом, но никогда не видя ее, они не могли верно представить ее (рис. 7). Изображенная ими трубка все-таки была достаточно сходна и поэтому получила туземное одобрение. Иначе говоря, хотя стандартная Т-форма относительно современна, она базируется на широко распространенной форме, весьма архаичной и имеющей большое религиозное значение.
Заключение
Обычно считается, что в Америках существует много сильно отличающихся племенных религий, но лишь немногие из них сходны в специфических географических областях, например, на Равнинах Северной Америки и в лесах Амазонки. В качестве племенных религий они считаются мертвыми или умирающими, под давлением доминирующего в евро-американской культуре христианства. Там, где межплеменное подобие не обусловлено географическими условиями, они считаются возникшими из послеконтактных предпосылок (например, равнинный Танец Солнца – после появления лошадей), особенно после поселения в резервации (например, Церковь коренных американцев). Частично из-за этих общих неверных предпосылок, индейцы США добились религиозной свободы окончательно лишь в последнем десятилетии. В Канаде новый Биль о правах на деле не предполагает применение к туземным религиям, которые по закону не существуют. Приведенное выше исследование начинается с подобного предположения, что пан-индейская религия является современным явлением. Его целью было изображение исторического прошлого этого современного развития для потенционального использования в канадском суде, чтобы помочь обосновать законность с евро-американской точки зрения пан-индейской религии. Удивительно, но анализ указывает, что современный ритуал трубки коренных американцев – пан-индейская религиозная модальность значительной древности, такая же старая, или даже еще старее доминирующей религии вторгшихся европейцев. С точки зрения доминирующей культуры, это представляет собой открытие до сих пор неизвестного большого религиозного комплекса аборигенной Северной Америки. Конечно, старейшины туземцев представляли это, но большинство ученых письменной культуры не могут оценить точность устных традиций и отделить старинные идеи от современных модификаций. Этот пан-индейский религиозный комплекс был интегрирован в племенные религии и варьировал от культуры к культуре. Например, среди ирокезских племен он был прежде всего межкультурным, но среди восточных, северо-центральных и равнинных культур он выполнял как межкультурные, так и внутрикультурные функции. Не касаясь различий в интеграции, ритуал Священной Трубки был и остается общим религиозным ритуалом по всей субарктической Северной Америке. Поэтому, Пан-индейская религия может быть определена как религиозный комплекс, в котором коренные американцы из двух и более традиционных культур участвуют в ритуале Священной Трубки. Признание этого религиозного комплекса должно возыметь важное и позитивное действие и на умы, и на законы для понимания религии коренных американцев прошлого и настоящего. Например, вопреки взгляду, что в большей части туземной Северной Америки [Jill, 1982: 35] широкое использование табака как первичного жертвенного подношения; без упоминания давно распространившегося специфического ритуала для его подношения, само по себе указывает на общее идеологическое основание. Относительно обеих Америк Уилберт [Wilbert, 1987: 201-202] пишет: “Необычайная динамическая сила этого аспекта распространения очевидна в поразительно похожей идеологии табака у индейцев Америк, которая совпадает с границами распространения табака в Новом Свете! ” Броус [1985: 67], датируя мониторную трубку 2000 лет, указывает, что ритуал межгруппового обмена “ощущается несущим могущественную и общепринятую идеологическую весть о связи между обществом и естественным и сверхъестественными мирами”. Ритуал Священной Трубки, которому, по крайней мере, 600 и возможно 1500 лет требует особых идеологических представлений, которые сохраняются до нашего времени. Четыре выступа на дисковых трубках с “корабельным носом” (рис. 28), а также присутствие символики 4-х направлений на мониторной трубке (рис. 50), указывает, что этим представлениям по крайней мере 2000 лет. Факт, что современный пан-индейский ритуал трубки соответствует этнологическим описаниям самых ранних источников, как обсуждалось в главе 2, позволяет нам предположить, что этот ритуал так же стар, как и Священная Трубка. Современный символизм, когда сравнение возможно, также стар. Например, крест в круге, представляющий 4 направления в связи с движением солнца и времен года, обнаружен в Миссисипских культурах, которым от 1000 до 1600 лет (см. Броус, Brown и Пенни, 1985: 108, рис. 15, 145-105). Следовательно, можно предположить, что космологические и теологические представления, окружающие Священную Трубку, крепко связаны с самыми ранними идеями. Заключительные части глав 2 и 3 дают общее описание современной и традиционной идеологии ритуала Священной Трубки. Так как она идеологически соответствует самому ритуалу, возможно, что эти общие представления настолько же древние.
|