Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение






 

Отсутствие всеобъемлющего изучения привело к некоторым неточностям и сбивающим с толку открытиям в отношении трубки. Килевая форма обычно называется “микмакской”, хотя впервые она была изображена на рисунке Линстона в 1653 г. о Делаварах [King, 1982: 68]; она же точно изображена на рисунке Николаса об Иллинойсах около 1670 г. Она встречается по всей северной половине области использования Священной Трубки Северной Америки. Т-образная форма обычно называется “сиукской”, хотя ее самое раннее изображение относится к Равнинным Кри [Mc'Dermott, 1976: 13] и ее форму можно проследить до онеотского (oneota) образца (смотри ниже). Локтевая трубка без выступа часто трактуется как используемая только женщинами, чему противоречат свидетельства (см. прил. II). Наконец, обычно считается, что предпочитаемый материал – красный камень (катлинит). Однако, среди трубок, сделанных до XX века, черные распространены так же, как и красные, даже в культурах, которые живут рядом с известными катлинитовыми каменоломнями. Черные трубки, будучи менее фотогеничными, не иллюстрируются настолько часто, насколько они обнаруживаются в этнографических коллекциях.

В гл.2 указывалось, что в этноисторических источниках ритуал Священной Трубки зафиксирован при контакте коренных американцев с европейцами и евро-американцами еще в начале XVII веке от залива Св.Лаврентия до востока Нью-Мексико и от низовий Миссисипи до Скалистых гор. Анализ трубок с отделяющимся чубуком, обнаруженных в больших этнографических коллекциях и проиллюстрированных в надежных зарисовках, указывает даже на более широкое распространение. В последующей части географическое распространение Священной ТРубки будет рассматриваться в соответствии с основными формами (суммировано на карте 1). Данные со Средней Атлантики надо воспринимать как искаженные, поскольку большинство коренных жителей умерло от болезней или было убито европейцами в начале контактного периода. Поскольку этот регион был интенсивно заселен и разработан европейцами задолго до появления коллекций туземных артефактов, нельзя считать, что их отсутствие в наше время указывает на отсутствие Священной Трубки.

 

Локтевая

 

Локтевая трубка, включая вариации до фронтальных выступов интенсивно распространена по большей части Северной Америки ниже Арктики. Примеры можно обнаружить на Востоке от Майами до Флориды, дальше к западу по побережью Залива до Луизианы, затем на северо-запад по Оклахоме, Колорадо, Юте и восточному Орегону, затем на север через Вашингтон и центральную Британскую Колумбию в северо-западные территории, затем на юго-восток через канадские провинции в Квебек и обратно к Майами по всем охваченным землям.

Дотрибский (северо-западные территории) пример проблематичен, так как нет этнографических данных, указывающих на его ритуальное использование. Александр Маккензи утверждал, что в 1789 году ввел использование табака среди индейцев Слейв и Дотриб [Мак Турж 422]. Дотрибская трубка, приобретенная в 1868 году и теперь находящаяся в Смитсоновской коллекции, имеет символический декор, подчеркивающий число 4, но она могла быть привезена с юга туземными торговцами.

Трубки с отделяющимся чубуком связаны с самыми эпизодическими контактами в заливе Джеймса. На месте форта Олбани (Albany), датируемого не позднее чем 1686 г., были раскопаны три трубки: незаконченна локтевая трубка со слабым выступом (из песчаника), черенковая часть катлинитовой трубки с маленьким гребнем (сходная с рис.58) и часть ранней формы килевой трубки из известняка [Кенион: plate 14]. Самые северные примеры, с ясным или предполагаемым использованием, происходят из центральной Британской Колумбии, а также из северной части Альберты и Саскачевана.

Хотя Юго-Восток не является областью распространения культур трубки с отделяющимся чубуком, существует апачская трубка, сопровождаемая некоторыми данными (полевой музей), и уже обсуждавшаяся Т-образная трубка, принесенная Сиу Навахам. Если включить эти два примера, ареал локтевой Священной Трубки займет всю субарктическую Канаду и США, кроме тихоокеанского побережья.

 

Килевая

 

Ареал килевой формы перекрывает северную половину локтевого ареала. Примеры встречаются от Делаваров через Пенсильванию и северные средне-западные штаты на северо-запад через Небраску, Дакоты, Монтану в центральную Британскую Колумбию, затем на север в северо-западную территорию, затем на юго-восток в нижнюю часть залива Джеймса, потом через Квебек, на северо-восток в южную часть Лабрадора и во всех землях этого ареала.

В северо-западной территории килевые примеры, как и локтевые, не имеют сопровождающих данных о ритуальном использовании. В отношении дальнего северо-востока часто цитируется Френк Спек [F.Speck, 1935: 225], без значительных причин сообщающий об отсутствии ритуального использования трубки Наскапи И Монтайнайсами. Утверждение Спека приводится здесь в качестве примера возникновения путаницы: “То, что курение табака у Монтайнайсов-Наскапи инструментально-магично (цит.) очевидно из нескольких источников. Курение табака вошло в их жизнь с проникновением на север европейцев. Они не возделывают табак и изготовление каменных трубок невозможно без металлических орудий”.

На севере табак возделывался по крайней мере до Массачусетса и вдоль по реке Св.Лаврентия. Для “доконтактной” торговли ни одна из этих областей не находилась достаточно далеко от Монтайнайс-Наскапи. Более того, там, где табак недоступен, туземцы знают несколько неодомашненных заменителей (см. гл. I). О большем говорит вторая причина Спека, которая похожа на более раннюю теорию Мак Тура, приписывающую все трубки, кроме грубых тубулярных, европейскому влиянию. Эта явно расистская точка зрения игнорирует археологические данные о производстве туземцами утонченных каменных артефактов несколько тысяч лет назад без всякой европейской технологии.

 

Прямая

 

Прямая трубка характерна для Запада. Примеры можно обнаружить в Альберте, Айдахо, Монтане, Южной Дакоте, Оклахоме и Неваде. Несколько культур, использующих эту форму, такие как Шайенны, Лакота и Шошоны считают ее особенно почтенной, и также используют тубулярные костяные трубки. Для Пайютов и Павиотсо Невады прямые трубки – единственные доступные примеры священной трубки.

 

Циркулярные и дисковые

 

Существует очень мало примеров циркулярной формы. Те, чей источник известен, происходят из Орегона и Вайоминга. Однако Максимиллиан Принц Веда получил одну, родственную по форме локтевой-с-выступом на верхней Миссури в начале 1830-х годов и похожие были обнаружены в Висконсине.

Дисковая трубка в основном будет обсуждена в той части этой главы, которая посвящена археологии, так как это архаическая форма. Однако Айова и Оседжи продолжают ее ритуальное использование. Примеры были собраны у Оседжей во время основания резервации в Оклахоме. Мнение Веста [West, 1934: 212--216], что священные связки, в которых обнаруживаются эти большие трубки с двойным треугольным декором на выступе, были военными связками, не подтверждается доступными этнографическими данными, хотя такая интерпретация возможна.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал