Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Районная олимпиада по русскому языку
Районная олимпиада по русскому языку (2009 г.)
Класс
№
| Формулировка задания
| Ответ
| Балл
|
| Кто герои басни А.Сумарокова, если они произносят такую фразу:
О как, о как нам к вам, к вам, боги, на гласить!
| Лягушки. «Звукоподражательные» повторы звуков [кв], подсказывает это
| 2+1 дополнительно за разъяснение
|
| Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
| Казак.
|
|
| В каком, из приведенных ниже словосочетаний, нет переносного смысла? Выпишите его.
Обвести вокруг пальца; смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.
| Согнуть палец.
|
|
| Подберите 2 группы слов с одинаковыми корнем –ТОЛК-, но с разным значением.
| Толк, толковать, толкование, толковый, бестолковый и т.п.
Толкать, толкаться, толкнуть, затолкать, вытолкать и т.п.
|
|
| Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова: чело, ланиты, уста, очи, выя.
| Чело- лоб
Ланиты- щеки
Уста- рот
Очи- глаза
Выя- шея
|
|
| Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Когда папа был мал..ньким, он очень любил всё вкус(?)ное. Он любил к..лб..су. Он любил сыр. Он любил к..тлеты. А хлеб он (не)любил потому что ему всё время говорили Ешь с хлебом!
А хлеб ве..ь невкус(?)ный. Его ес(?)ть со..сем неинт..рес(?)но. Так думал глупый мал..нький папа. И он поч(?)ти (не)ел хлеб (за)ча..м и (за)обедом. И даже (за)уж..ном. Он делал из хлеба шарики. Он ост..влял корки на ст..ле. Он прятал хлеб под скат..ртью. Он г..в..рил, что уже с(?)ел свой хлеб. Но это была неправда. Он твёрдо решил, что когда выраст..т б..льш..м, то во..се (не)буд..т ес(?)ть хлеба. И своих детей тоже никогда (не)буд..т заст..влять ес(?)ть хлеб.
|
|
| Такая сатира на безграмотные стихи была опубликована в газете. Подчеркните те слова, в которых неверно выделено ударение.
| ГрАвер за грАвюру грОша достОин.
Несем из магАзина в пОтрфеле медь.
Может быть, стИхи писАть не стОит,
А лУчше в библиОтеке со слОварем посидЕть?
|
|
| В одном африканском племениживет семья из четырех челове. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?
| Большое поле без цветка
|
|
| Все ли верно в предложениях Пети Ошибкина? Запишите их так, как считаете нужным.
1. Они хотели устроить более лучшую жизнь.
2. Его вклад в общее дело был существенен.
| 1. Они хотели устроить лучшую жизнь. Они хотели устроить более хорошую жизнь.
2. Его вклад в общее дело был существенным.
| 5+1
|
10. Составьте предложения, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох. (20+ 15)
Районная олимпиада по русскому языку
Класс
№
| Формулировка задания
| Ответ
| Балл
|
| Запишите, какое слово затранскрибировано.
[паласкат*] (малыша)
| поласкать
|
|
| У Васи забарахлил компьютер: одну из русских букв он повсюду стал заменять вопросительным знаком. Получилась следующая запись:? ора,? орт, сто?, ба?. Какую букву «невзлюбил» компьютер?
| К
|
|
| Найдите заимствованные слова. Какие из них сами «подсказывают» нам, что пришли из другого языка?
Тесный, коробка, партнер, ворота, какао, пелена, село, море, гуж, весло, золотой, волосы.
| Партнер, какао
| 3+2
|
| Чем сходны эти пять слов? Какое слово (слова) не похоже по составу на остальные? Выпишите.
Дочка, почка, внучка, штучка, печка.
| Все слова образованы от сущ. С помощью суффикса –К-, взывающего чередование К/Ч. Почка.
| 2+1
|
| Какое из словосочетаний не может употребляться как фразеологизм?
1) Уткнуться носом; 2) утереть нос;
3) вытереть нос; 4)совать нос не в свое дело
5) остаться с носом.
| 3) вытереть нос
|
|
| Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Каждый день к докт..ру Айболиту пр..ходили звери лечи(т, ть)ся. Лисиц... крол...ки тюлени...слы в...рблюжата все пр.. ходили к нему и...д...лека. У кого б...дел ж...вот у кого — зуб. Каждому докт...р д...вал л...карство и все они сейчас же вызд.. равливали.
Однажды пр...шёл к Айболиту бе...хвостый к...злёнок и доктор пр...шил ему хвост.
А потом из д...лекого леса пр.. шла, вся в сл..зах, медвед...ца. Она жал..бно ст...нала и хныкала: из лапы у неё т...рчала большая заноза. Доктор выт..щил занозу промыл рану и смазал её своей чудодействе(н, нн)ой мазью.Боль у медвед...цы с...ю же
м..нуту прошла.
— Чака! — закр...чала медвед...ца и весело поб...жала домой — в б…рлогу к своим медвежатам.
А потом пр...шли два цыплёнка и пр...вели индюка который отр...вился гр...бами
п...ганками.
Каждому каждому д... вал доктор лекарство и все в тот же миг вызд...равливали и каждый говорил ему «чака».
|
|
| Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова: чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, перст.
| Чело- лоб
Ланиты- щеки
Уста- рот
Очи- глаза
Выя- шея
Перси- грудь
Перст- палец
|
|
| В каком случае ниже представлены не варианты одного и того же слова, а разные слова?
1)Невежа- невежда; 2) галоша- калоша;
3) бАржа – баржА; 4) строгать –стругать; 5)берег –брег.
| 1)Невежа- невежда
|
|
| В одном африканском племениживет семья из четырех челове. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?
| Большое поле без цветка
|
|
10. Завершите сказку.
Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.
- А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.
|