Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Районная олимпиада по русскому языку. № Формулировка задания Ответ Балл Найдите слово (слова), в котором количество мягких согласных звуков не такое
Класс
№
| Формулировка задания
| Ответ
| Балл
|
| Найдите слово (слова), в котором количество мягких согласных звуков не такое, как в остальных: кровельщик, каменщик, печник, горшечник, перевозчик. Аргументируйте ответ.
| Горшечник.
| 3+1
|
| Разделите слова на группы по способу словообразования.
Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый.
| Морфологический способ, сложение основ соединительной гласной: умозаключение, лженаука, светловолосый, грязелечебница.
Неморфологический способ, слияние сочетания слов в одно слово: дикорастущий, здравомыслящий, долгоиграющая, высокооплачиваемый.
|
|
| Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте ответ.
Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.
| Сокровище, крышка, покрывало, укрытие – этимологически родственны. (корень крыть)
Сокровище – от скрыть (то, что скрыто), крышка – от крыть (то, чем накрывают); покрывало – от покрыть (то, чем покрывают); укрытие – от укрыть (то, где укрывают).
Кровавый – от кровь, крыло – от славянского крило не родственного слову крыть.
| 5+2
|
| Выберите правильный вариант и обозначьте в каждом слове окончание.
1)Инженеры-инженера; 2) килограмм помидор – килограмм помидоров; 3)докторы-доктора; 4) рота солдат- рота солдатов; 5) шоферы- шофера;
6) купить яблок- купить яблоков; 7) пара носок- пара носков; 8) пара чулок – пара чулков; 9) тонна апельсин- тонна апельсинов; 10) учителя – учители.
| ИнженерЫ; килограмм помидорОВ 3)докторА, рота солдат, шоферЫ,
купить яблок, пара носкОВ, пара чулок, тонна апельсинОВ, учителя – учители.
|
|
| Подруги позвали Машу гулять. «Не могу, я …, - сказала Маша и запнулась, - ну, в общем, чищу пылесосом ковер!» как правильно закончить эту фразу? Аргументируйте.
1) Пылесосу; 2) пылесошу; 3) пылесосю; 4) пылесосию; 5) пылесосаю.
| 2, 3.
В глаголах на сить наблюдается историческое чередование с/ш: просить- прошу, бросить-брошу, красить- крашу. Т. о. пылесосить- пылесошу. Допустимо пылесошу.
| 2+1
|
| Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
1) Онегин, я тогда моложе, / Я лучше, кажется, была.
2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка.
3) Мы выбирали место поровнее.
4) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.
| Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют следующую грамматическую характеристику: 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – имя прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения; 4 ) сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое;
| 6+2
|
| В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов?
Млеко, перст, древесина, злато, врата, глас, град, хлад, влачить, млад.
| Млечный путь, млекопитающее; перстень; древко, древесина; златокудрый, златотканый; привратник, отвратительный; гласный, гласность; градостроительство; прохладный, охладить; увлеченье, увлеченность; младенец.
|
|
| Даны предложения на иврите и их переводы на русский язык.
Хабахур роэ бахура яфа – Юноша видит красивую девушку.
Хапара роа хатул лаван – Корова видит белого кота.
Хабахура роа тик хум – Девушка видит коричневую сумку.
Переведите на иврит предложения:
Кот видит коричневую корову
Юноша видит белую сумку
| 1) Хахатул роэ пара хума;
2) хабахур роэ тик лаван
|
|
| Расставьте пропущенные буквы и знаи препинания, раскройте скобки.
Однажды стоя на палуб... я замет...л (в)дали высок..ю лед...(н, нн)ую гору на которой б..рахтал…сь два белых медведя. Я схватил ружьё и прыгнул с корабля прямо на плывущ...ю льдину. Трудно было мне карабка(т, ть)ся по гладким как зеркало лед...(н, нн)ым утёсам и скалам ежеминутно скат...ваясь (в)низ и рискуя провали(т, ть)ся в бе...до(н, нн)ую проп..с(?)ть но (не)смотряна пр...пя...ствия я добрался до вершины горы и подошёл почти (в)плотную к медведям.
И вдруг со мною случилось (не)счастье собираясь выстрелить я по(?)скользнулся на льду и упал (при)чем стукнулся головой об лёд и в ту(ж...) минуту лишился сознания.
Когда через (пол)часа сознание вернулось (ко)мне я чуть не вскрикнул от уж...са огромный белый медведь подмял меня под себя и разинув пас(?)ть готовился поуж(...)нать мною.
Ружьё моё лежало далеко на снегу.
|
| 9. Представьте, что вы – опытные исследователи языка. Одни ученые в слове ЛЕСНИК видят 4 морфемы, а другие- 3. На чьей вы стороне? Докажите, что в обеих точках зрения есть своя логика. Напишите об этом небольшую статью для популярного детского журнала «Юный лингвист».
|