Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Районная олимпиада по русскому языку. № Формулировка задания Ответ Балл С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении
Класс
№
| Формулировка задания
| Ответ
| Балл
|
| С помощью словообразовательных цепочек покажите разницу в строении слов:
1) законность, готовность;
2) центральный, вязальный;
3)столярничать, сотрудничать.
| 1.Закон→ закон-н-ый→ закон-н-ость; готовый→ готов-ность (историч. готов-н-ость от устаревшего готовный);
2.Центр→ центр-альн-ый (центр→ централь→ централь-ный); вязать (ср. вяжу)→ вяз-а-льн-ый;
3.Столяр→ столярничать; труд→ со-труд-ник→ со-труд-нич-а-ть.
|
|
| Разделите слова на группы по способу словообразования.
Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый.
| Морфологический способ, сложение основ соединительной гласной: умозаключение, лженаука, светловолосый, грязелечебница.
Неморфологический способ, слияние сочетания слов в одно слово: дикорастущий, здравомыслящий, долгоиграющая, высокооплачиваемый.
|
|
| Выберите правильный вариант и обозначьте в каждом слове окончание.
1)Инженеры-инженера; 2) килограмм помидор – килограмм помидоров; 3)докторы-доктора; 4) рота солдат- рота солдатов; 5) шоферы- шофера;
6) купить яблок- купить яблоков; 7) пара носок- пара носков; 8) пара чулок – пара чулков; 9) тонна апельсин- тонна апельсинов; 10) учителя – учители.
| ИнженерЫ; килограмм помидорОВ 3)докторА, рота солдат, шоферЫ, купить яблок, пара носкОВ, пара чулок, тонна апельсинОВ, учителя – учители.
|
|
| Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
1) Онегин, я тогда моложе, / Я лучше, кажется, была.
2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка.
3) Мы выбирали место поровнее.
4) О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.
5) Казалось, стучат двое: один – погромче, другой – потише.
6) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей.
| Выделенные в предложениях формы сравнительной степени имеют следующую грамматическую характеристику: 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – имя прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – имя прилагательное в роли несогласованного определения; 4 ) сильней – имя прилагательное, синтаксическая роль – сказуемое; 5) погромче, потише – наречия в функции обстоятельств;
6) душнее, тише, дремучей- слова категории состояния в роли главного члена односоставного (безличного) предложения.
|
|
| В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов?
Млеко, перст, древесина, злато, врата, глас, град, хлад, влачить, млад.
| Млечный путь, млекопитающее; перстень; древко, древесина; златокудрый, златотканый; привратник, отвратительный; гласный, гласность; градостроительство; прохладный, охладить; увлеченье, увлеченность; младенец.
|
|
| Найдите «четвертое лишнее» в каждой группе. Аргументируйте ответ.
1) Балованный, втридорога, заиндеветь, мизерный.
2) Донельзя, заржаветь, мельком, откупорить.
3) Тефтели, сливовый, подростковый, петелька.
| 1) заиндеветь, 2) мельком, 3) подростковый.
Ударние.
| 3+1
|
| В названии какой из пьес А.Островского имеется нарушение грамматических норм современного русского языка?
1) «Без вины виноватые», 2) «Грех да беда на кого не живет», 3) «За чем пойдешь, то и найдешь», 4) «Не было ни гроша, да вдруг алтын», 5) «Не так живи, как хочется»
| № 2).
«жить на кого»- нарушение нормы; при наличии двух однородных подлежащих, соединенных союзом ДА, уместнее употребление сказуемого во мн.числе: не живут.
|
|
| Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
По стенам навеш..(н, нн)о было весьма тесно и бе...толково несколько картин.: длинный пожелтевш...й гравюр какого(то) сражения с огромн..ми барабанами кричащ..ми солдатами в треугольных шляпах и тонущ...ми конями без стекла вставле(н, нн)ый в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками ибронзовыми(же) кружками по углам. (В)ряд с ними зан...мала (пол)стены огромная почерневшая картина писа(н, нн)ая масл...(н, нн)ыми красками изобр...жавшая цветы фрукты разреза(н, нн)ый арбуз кабан...ю морду и в..севш….ю головою (в)низ утку. С середины потолка в...села люстра в холсти(н, нн)ом мешке от пыли...делавшаяся похоже..ю на ш.. лковый кокон в котором сидит червяк. В углу комнаты была навал..(н, нн)а на полу куча того что (по)грубее и что (нё)достойно лежать на столах. Что именно находилось в куче решить было трудно ибо пыли на ней было в таком изобили... что руки всякого касавшегося становились похож...ми на перчатки; заметнее (про)чего высов..вался (от)туда отломле(н, нн)ый кусок деревя(н, нн)ой лопаты и старая подошва сапога. Никак нельзя было сказать чтобы в комнате сей об..тало живое существо если(бы) (н..)возв...щал его пр..быванье старый поноше(н, нн)ый колпак лежавший на столе. Пока он ра(с, сс)матривал всё странное убранство отворилась боковая дверь и взошла та(же) самая ключница которую встретил он на дворе. Но тут увидел он что это был скорее ключник чем ключница ключница по крайней мере не бре...т бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной провол..ки какою чистят на конюшне лошадей.
|
|
9. Напишите эссе на тему «Сложное предложение? Это совсем просто!»
|