Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пестель П.И. Русская правда 1 страница






РУССКАЯ ПРАВДА
или Заповедная Государственная Грамота Великаго Народа Российскаго
служащая Заветом для Усовершенствования Государственнаго Устройства России
и Содержащая Верный Наказ как для Народа так и для Временнаго Верховнаго Правления.

ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЯ ПОНЯТИЯ

§1. Всякое Общество имеет свою цель и избирает средства для достижения оной.

Всякое Соединение нескольких человек для достижения какой либо цели называется обществом. Побуждением к сему соединению или целью онаго бывает Удовлетворение общим нуждам, которыя, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех Людей одинаковы. Из сего следует что члены всякого общества могут единодушно согласиться в цели. Но когда они обратятся к Действию или к средствам, коими цель должна быть достигнута, тогда должны возродиться между ими сильные Споры и безконечныя Несогласия, потому что избрание средств не столько зависит от общих свойств природы человеческой, сколько от особеннаго нрава и личных качеств каждаго человека в особенности.

Нрав и личныя качества Людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет Непреклонен в своем мнении, не внимая мнению других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижения предназначенной цели; а тем еще менее устроить оныя, и к действио приступить. В таком случае ничего не останется делать как разрушить общество прежде всякаго Действия. А ежели члены не хотят общество уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего Действия быть избраны.

§ 2. Разделение Членов Общества на Повелевающих и Повинующихся.

Но кто представит такое окончательное мнение, кто изберет средства, кто определит способы, кто расположить Действие? Все сии Затруднения разрушаются двояким образом.

В первом случае Нравственное превосходство однаго или нескольких членов соглашаетвсе сии различныя Затруднения и увлекает за собою прочих силою сего превосходства, коему содействуют иногда и другия посторонния обстоятельства.

Во втором случае возлагают члены общества на однаго или на нескольких из них обязанность избирать средства, предоставляя им право распоряжать общим Действием.

В том и другом случае разделяются члены общества на Повелевающих и на Повинующихся. Сие разделение неизбежно и потому что происходит от природы человеческой, а следовательно везде существует и существовать должно. На естественном сем разделении основано различие в обязанностяхи правах тех и других.

§3. Разделение Государства на Правительство и Народ.

Все здесь сказанное об обществах вообще относится равным образом и до Гражданских обществ, которые, будучи устроены и в порядок приведены, получают название Государства. Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоить в Благоденствии всего общества вообще и каждого из членов онаго в особенности. В сей цели все согласны. Для достижения оной нужны средства или Действия. Действия сии разделяются на общия и частныя. Общим Действием называется то, которое касается всего Общества а следовательно и производится от лица всего общества. Частным то, которое составляет занятия и упражнения каждаго члена в особенности. Избрание Средств для достижения сказанной цели и Действие сообразное с сим избранием ведет к разделению членов Гражданскаго Общества на Повелевающих и Повинующихся. Действие от лица всего общества составляет обязанность первых; Действие от лица частных членов предоставляется вторым. Когда Гражданское общество получает название Государства, тогда Повелевающие получают название Правительства, а повинующиеся название Народа. Из сего явствует что Главныя или Первоначальныя составныя части каждаго Государства суть: Правительство и Народ.

§4. Взаимные отношения Правительства и Народа.

Правительство имееет обязанность распоряжать общим действием и избирать лутчия средства для доставления в Государстве Благоденствия всем и каждому; А по сему имеет оно Право требовать от Народа чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность Правительству повиноваться; но за то имеет право требовать от правительства чтобы оно непременно стремилося кобщественному и частному Благоденствие и только бы то повелевало что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута.

На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных Прав может существование какого бы то ни было Государства быть основано; а по сему и переходит Государство при потере сего равновесия из природнаго и здороваго своего Положения в состояние Насильственное и Болезненное. Установление сего Равновесия на твердых основах есть Главная цель сея Русской Правды и коренная обязанность каждаго Законодателя.

§5. Каждое Право основано быть должно на предшествующей обязанности.

Об обязанностях было упомянуто здесь прежде нежели о правах потому что право есть одно только последствие обязанности, и существовать иначе не может как основываясь на обязанности ему предшествовавшей.

Первоначальная обязанность Человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественнаго разума сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон Христианский: люби Бога, и люби ближняго, как самого себя, словами вмещающими и любовь к самому себе, как необходимое условие природы человеческой, закон Естественный, следственно, обязанность нашу. От сей обязанности происходить право пользоваться для пищи плодами и прочими произведениями природы. Человек имеет сие последнее право только потому что он обязан сохранять свое Бытие.

Точно так и во всяком случае может право, какое бы оно ни было только тогда существовать и признаваемо быть Действительным, когда оно бывает необходимо для выполнения той обязанности, которая оному праву предшествует, и на которой оно опирается или основывается. Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значить ничего и признаваемо быть должно одним только Насилием или 3ловластием.

§6. Основныя Понятия о Государственном Благоденствии и сопряженных с ним обязанностях.

Главное Дело в Государстве есть посему Понятие об обязанностях из коих каждая имеет соответствующее ей право. Обязанности в Государстве истекают из цели Государства. Цель же Государственнаго Устройства должна быть Возможное Благоденствие Всех и Каждаго. А посему все ведущее к Благоденствию есть обязанность. Но поелику понятия о Благоденствии бывают весьма различны и разнообразны, то и нужно сему положить некоторыя основныя или коренныя правила. Обязанности на человека от Бога посредством Веры наложенныя суть первейшия и непременнейшия.

Они связывают духовный Мир с Естественным, жизнь бренную со жизнию Вечною; и потому все Постановления Государственныя должны быть в связи и Согласии с обязанностями человека в отношении к Вере и Всевышнему Создателю Миров.

Сей первой род обязанностей касается мира Духовнаго. Оне нам известны изСвященнаго Писания.

Второй род обязанностей касается мира Естественнаго. Оне нам известны из законов природы и нужд Естественных. Бог творец Вселенныя есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии Законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, никто не в силах их низвергнуть и потому Постановления Государственныя должны быть в таком же Согласии с неизменными Законами природы как и со святыми Законами Веры.

Наконец Третий Род обязанностей порождается составлением Гражданских обществ или Государств.

Первое правило в сем деле состоит в том что всякое стремление в Государстве к доставлению оному Благоденствия должно быть согласно с Законами Духовными и законами Естественными.

Второе правило: что все Государственныя постановления должны стремиться единственно к Благоденствию Гражданскаго общества: при чем всякое Действие сему Благоденствию противное или ему вредящее признаваемо быть должно преступлением.

Третье правило: что Благоденствие общественное должно щитаться важнее Благоденствия частнаго и ежели оныя находятся в противуборстве, то первое должно получать перевес.

Четвертое правило: что Благоденствием общественным признаваемо быть должно Благоденствие совокупности Народа; из чего следуетъ что истинная цель Государственнаго Устройства должна непременно быть: Возможно Большее Благоденствие многочисленнейшаго числа Людей в Государстве; почему и должны всегда Выгоды части или однаго Нераздельнаго уступать Выгодам целаго: признавая целым Совокупность или Массу Народа.

Пятое наконец правило состоит в том что частный Человек, делая усилия к доставлению себе благоденствия не должен выступать из круга своего Действия и входить в круг Действия другаго; то есть что Благоденствие однаго человека не должно наносить вреда а тем еще менее гибели другому.

Коль скоро все Деяния как Правительства так и частных Людей на сих правилах основаны будут то Государство несомненно пользоваться будет Возможным Благоденствием. Все же Законы и Постановления Государственныя должны непременно с сими правилами в полной мере совершенно согласоваться.

§ 7. Основное Понятие о Народе и его Значении.

Выше пояснено что Государство состоит из Правительства и Народа. Народ есть совокупность всех тех Людей, которые принадлежа к одному и тому же Государству, составляют Гражданское Общество имеющее целью своего существования, возможное Благоденствие Всех и каждаго.

Непреложный Закон Гражданских обществ заключается в том что каждое Государство состоит из Народа и Правительства, следовательно Народ не есть Правительство, и каждое из оных имеет свои особенныя обязанности и права; однако же Правительство существует для Блага Народа и не имеет другаго основания своему Бытию и Образованию, как только Благо Народное; между тем как Народ существует для собственнаго своего Блага и для Выполнения Воли ВсеВышняго призвавшаго Людей на сей земле прославлять его Имя, быть добродетельными и щастливыми.

Сей Закон Божий постановлен для всех Людей в ровной мере и следовательно все имеют ровное право на его исполнееие.

А по сему Народ Российский не есть принадлежность или Собственность какаго либо лица или Семейства. На против того Правительство есть принадлежность Народа и оно учреждено для Блага Народнаго а не Народ существует для Блага Правительства.

§8. Основное Понятие о Правительстве и разделение онаго на Верьховную Власть и Государственное Правление.

Правительство есть Совокупность Всех лиц занимающихся отправлением Дел общественных. Оно поставлено в обязанность доставлять Народу Благоденствие и потому право имеет Государством управлять для достижения сей предназначенной цели. Обладая сим правом оно должно иметь и соразмерную власть дабы обязанность могла быть выполнена и право было бы действительным. Сия Власть посредством которой Правительство исполняет свою обязанность, употребляет свое право и достигает предназначенной цели есть Верьховная Власть. Из общаго Предмета или Состава Благоденствия Государства изтекают особенные предметы сей общей цели и как общей цели благоденствия соответствует Верьховная Власть, так должно соответствовать каждому особенному предмету: особенная обязанность, особенное право и особенная Власть.

Сии особенныя Власти изтекают из Верьховной, которая обьемлет всю цель учреждения Правительства; почему и должны особенныя Власти совершенно Зависеть от Верьховной и действовать по Направлению от нея исходящему. Совокупность всех сих особенных или частных Властей составляет Государственное правление, которое также названо быть может Чиноначальством.

Из сего явствует что правительство не может выполнить своей обязанности и Государству доставить Благоденствие естьли не будет иметь Власти соразмерной важности и обширности цели Гражданскаго общества и что сия Власть распространяет свое Действие по всем предметам на Целое Государство: имея при том много подчиненных Властей, кои уже действуют на отдельныя только предметы или на отдельныя только части онаго.

Общая Власть именуется Верьховною Властью а совокупность частных Государственным Правлением или Чиноначальством. Посему и разделяется всякое Правительство на Верьховную Власть и на Государственное Правление или Чиноначальство.

§9. Разделение Государственнаго Благоденствия на Безопасность и Благосостояние.

Государственное Благоденствие состоит из двух главных предметов: из Безопасности и Благосостояния. Отличительное и главное качество Безопасности есть охранение, а Благосостояния есть приобретение. Безопасность должна быть первою Целью правительства потому что может быть достигнута посредством общаго только Действия соединенных Сил и Волей: каковое Соединение в правительстве имянно и представляется и что она ответствует первоначальной обязанности человека состоящей в сохранении своего Бытия. Сверх того не может быть благосостояния естьли не существует Безопасности; а потому и служит она осно нием сооружению Государственнаго здания.

Благосостояние должно быть Второю Целью Правительства ибо понятия об оном до такой степени различны, что приобретение онаго должно быть предоставлено каждому члену Гражданскаго Общества особенно и что участие Прав в сем отношении должно быть ограничено дарованием защиты и удалением тех препятствий, которыя бы могли превышать силы и способы частных Людей: тем более что частные Люди собственными трудами могут доставить себе благосостояние, но не могут однеми частными своими силами утвердить Безопасность.

§10. Необходимость Россию переобразовать и Новые законы издать.

Таковы Коренныя Начальныя понятия на которых основаны быть должны существование, жизнь и образование всякаго благоустроеннаго Государства: дабы оное находилось под властью и управлением Законов общественных а не прихотей личных Властителей и доставляло бы Возможное Благоденствие Всем и каждому а не зловластвовало над всеми для Выгоды Единаго или нескольких. Все что от сих правил удаляется а тем паче оным противуречит есть 3ловластие,. испровержение прав и уничижение, нарекание наносящее и Гибель совершающее.

Применяя сии неизменныя и непреложныя Коренныя правила к России ясно видеть можно что самыя сии коренныя правила непременно требуют изменения существующаго ныне Государственнаго порядка в России и введения на место его такого Устройства которое было бы основано на одних только точных и справедливых Законах и Постановлениях, не предоставляло бы ничего личному самовл совершенной точности удостоверяло бы Народ Российский в том что он составляет устроенное Гражданское Общество а не есть и никогда быть не может чьею либо собственностью или принадлежностью.

Из сего явствуют две главныя для России необходимости: Первая состоит в совершенном Переобразовании Государственнаго порядка и Устройства а вторая в издании полнаго новаго Уложения или свода Законов, сох няя при том все полезное и уничтожая все вредное.

§ 11. О Необходимости Русской Правды и Временнаго Верьховнаго Правления.

Сия двойная Цель не может иначе с успехом быть достигнута как посредствомучреждения Временнаго Верьховнаго Правления и обнародования Русской Правды ко Всеобщему сведению. Причины тому суть следующия: предполагаемый новой Порядок, по обширности Государства и многочисленности статей и предметов переобразованию подлежащих не может быть введен вдруг одним разом.

Для сего нужно множество мер приуготовительных или переводных, которыя должны постепенно в ход и Действие быть приводимые дабы Государство не подверг лось безпорядкам, волнениями превращениям, которыя вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все произшествия в Европе в последнем полустолетии случившияся доказывают что Народы возмечтавшие о возможности внезапных Действий и отвергнувшия постепенность в ходе Государственнаго Преобразования впали в ужаснейшия бедствия и вновь покорены игу Самовластия и Беззакония.

Сие доказывает необходимость приступить к переобразованию Государства постепенными меропринятиями. Кому может быть поручено исполн сего важнаго Дела как не Временному Верьховному правлению: Прежняя Верьховная Власть довольно уже доказала враждебныя свои чувства противу Народа Русскаго; а представительный Собор не может быть созван ибо начала представительнаго Верьховнаго Порядка в России еще не существуют.

Но поелику Россия должна иметь залог в том что Временное Верьховное Правление точно будет действовать для однаго только Блага России и для Всевозможнаго Усовершенствования Положения и состояния ея по всем предметам и статьям, то необходимым оказывается издание Русской Правды в виде Наказа Верьховному Правлению.

С другой стороны составление Уложения или полнаго свода Законов есть Дело обширное, многотрудное, требующее много времени и больших соображений дабы все статьи онаго в совершенном между собою находились согласии и соответствии. А по сему и не может оное быть вдруг ныне издано. К тому же Государственное Уложение должно содержать одни только точные или положительные Законы и Постановления утверждающие Будущий Порядок в Государстве а следовательно и не должно оно содержать:

· 1) Ни воспоминания о ныне существующем порядке: ибо оный прекратит свое существование;

· 2) Ниже изложения переводных и приуготовительных меропринятий или средств коими нынешний порядок заменен будет предполагаемым новым: ибо приуготовительныя и переводныя меры суть Действия преходящия;

· 3) Ниже наконец пояснения основных умозрительных Соображений и Правил на коих Государственное здание имеет быть сооружено: ибо умозрения не могут входить в Состав Положительных Законов или Уложения.

Но поелику сии три предмета преимущественно важны и России непременно известны быть должны при самом начале Ея возрождения и Переобразовани я, то тем еще более оказывается Необходимость в Русской Правде, которая излагая коренныя Начала и основания сего Переобразования, содержала бы Указания на Целое Государство и на все онаго части члены и Отрасли.

§ 12. Определение: цель и Действие Русской Правды.

Русская Правда есть по сему Верьховная Всероссийская грамота определяющая все перемены в Государстве последовать имеющия, все предметы и Статьи уничтожению и низпровережению подлежащие и наконец коренныя Правила и начальные основы, долженствующия служить неизменным руководством при сооружении новаго Государственнаго порядка и составлении новаго Государственнаго Уложения.

Она содержит определение некоторых важнейших положительных законов и Постановлений будущаго порядка Вещей, изчисление главных предполагаемых переводных меропринятий и вместе с тем пояснение коренных Соображений, начальных причин и основных Доводов утверждающихпредполагаемое для России Государственное Устройство. И так Русская правда есть Наказ или Наставление Временному Верьховному Правлению для его Действий, а вместе с тем и обьявление Народу от чего он освобожд будети чего вновь ожидать может.

Она содержит Обязанности на Временное Верьховное Правление возлагаемыя и служит для России ручательством что Временное Верьховное Правление единственно ко Благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой Грамоте ввергнул многия Государства в Ужаснейшия бедствия и междоусобия потому что в оных Правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстяме и частным видам не имея пе собою яснаго и полнаго наставления коим бы обязано было ру воваться, и что Народ между тем никогда не знал что для нег принимают, никогда не видел ясным образом к какой цели стремятся Действия Правительства и волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями часто предпринимал безпокойныя Действия и наконец междоусобия производил.

Русская Правда отвращает своим существованием все сие Зло и приводит Государственное Переобразование в положительные ход и Действие тем что все определяет и на все предметы коренныя правила издает. По сему обязаны с нею в полной мере сообразоваться как Временное Верьховное Правление со всеми частями, от лями и степенями Правительства, так равно и весь Народ со всеми онаго членами или Гражданами.

Временное Верьховное Правление обязано новый Государственный Порядок Русскою Правдою определенный постепенными меропринятиями ввести и устроить а Народ обязан сему введению не только не противиться но на против того Временному Верьховному Правлению усердно всеми силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию Народнаго Возрождения и Государственнаго Преобразования.

§13. Разделение Русской Правды на Главы.

Для сего составлена Русская Правда из Десяти Глав:

Первая Глава разсуждает о границах Государства и о разделении земельнаго пространства онаго: она показываетгде обретается Российское Государство.

Вторая Глава разсуждает о Народе в отношении к различным племенам Российское Государство населяющим.

Третья Глава разсуждает о Народе в отношении к различным Сословиям в Российском Государстве обретающимся.

Четвертая Глава разсуждает о Народе в отношении к приуготовляемому для него Политическому или общественному Состоянию.

Пятая Глава разсуждает о Народе в отношении к приуготовляемому для него Гражданскому или частному состоянию.

Шестая Глава разсуждает о Правительстве в отношении к Устройству и образованию Верьховной Власти.

Седьмая Глава разсуждает о Правительстве в отношении к Устройству и образованию Государственнаго Правления.

Осьмая Глава разсуждает о Правительстве в отношении к Устройству Безопасности в Государстве.

Девятая Глава разсуждает о Правительстве в отношении к Устройству Благосостояния в Государстве.

Десятая Глава содержитНаказ для составления Государственнаго Уложения долженствующаго быть полным сводом всех Законов и всех постановлений.

Сверх сего содержит Русская Правда в виде Предисловия изложение общих Понятий и об основах всякаго Государственнаго Установления, а в Виде 3аключения краткое извлечение из Русской Правды, содержащее главнейшия определения и постановления русскою правдою учиненныя. При сем надлежит Заметить:

· 1) что Вторая, Третья, Четвертая и Пятая Главы разсуждают о Народе, а Шестая, Седьмая, Осьмая и Девятая Главы разсуждают о Правительстве.

· 2) Что из четырех глав разсуждающих о Народе первыя две касаются ныне еще существующаго порядка Вещей указывая на перемены которыя с оными воспоследовать имеют а последния Две касаются нововводимаго порядка Вещей с изложением коренных Оснований сего Новаго порядка и

· 3) Что из четырех Глав, разсуждающих о Правительстве, первыя две касаются Главных основ образования Правительства или общаго Учреждения онаго, а последния две касаются частных подробностей и Действий Правительства.

При разсуждении о каждом предмете в сих четырех Главах излагаются наставления как для изменения существующих Установлений, так и для введения новых с Целью Благоустроеннаго Государства сообразнейших.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. О ЗЕМЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА

§1. Право Народности и Права Благоудобства.

Определение границ Государству столь пространному и Великому какова Россия есть Дело Важное. Многочисленно Количество племен различных от Востока до Запада, от Юга до Севера Великому Народу Российскому подвластных и к Его Государству присоединенных. Не число их нужно умножать, не о распространении пределов помышлять, но единственно стараться о водворении Благоденствия в сих обширных владениях. Не менее того, поелику от хороших границ много зависит Безопасность Государства, а следовательно и Благоденствие онаго, то и надлежит пределы обстоятельно разсмотреть и с точностью постановить.

Естьли бы каждое Государство из однаго только племени или Народа состояло, то границы Его сами собою определялись бы пространством, на котором бы тот народ был поселен; но так как все почти большие Государства а тем паче Россия содержат в своем составе много различных племен, то и определение Границ соделывается труднейшим. От двух противуположных желаний происходит затруднительность.

Народы подвластные Большому Государству и произходящие не от Господствующаго в оном, но от других племен желают всегда для себя Независимости и отдельнаго политическаго существования: утверждаясь на праве составлять особыя Государства и называя оное Правом Народности.

С другой же стороны стремится всякое Большое Государство к установлению Границ крепких местным положением и сильных естественными оплотами, а вместе с тем стремится и к тому чтобы Силы маленьких народов его окружающих умножали силы собственныя его а не силы какого либо другаго соседственнаго большого Государства: основывая сие стремление и старание на праве и называя оное Правом Благоудобства.

Сии два противуположныя желания основанныя: одно на праве народности племен подвластных а другое на праве Благоудобства для Народа Господствующаго, в сущности своей оба Естественны но имеютъ однако же оба свои ограничения и во взаимных отношениях своих имеют случаи в коих одно другому уступать должно.

Сей перевес на сторону Права Народности или на сторону права Благоудобства должен определяться третьим правилом или третьим соображением состоящим в том что право Народности существует истинно для тех только Народов которые пользуясь оным, имеют возможность оное сохранить и что право Благоудобства принимается в соображение для утверждения Безопасности а не для какого либо тщеславнаго распространения пределов Государства.

Таким образом племена подвластные Большому Государству не могущие по слабости своей пользоваться самостоятельною политическою независимостью и долженствующие следовательно непременно состоять под властью или Покровительством котораго либо из больших соседственных Государств, не могут ограждаться правом Народности ибо оно есть для них мнимое и не существующее. К тому же маленькие Народы между большими находящееся, служат всегдашним поприщем Военным Действиям раззорениям и гибельным Бедствиям всякаго рода; А посему лутче и полезнее будет для них самих, когда они соединятся духом и обществом с большим Государством и совершенно сольют свою Народность с народностью Господствующаго Народа составляя с ним только один Народ, и переставая безполезно мечтать о Деле Невозможном и Несбыточном.

Сильное же Государство, опирающееся на Народ Великой, должно всегда помнить, что Могущество ему дано от провидения не для утеснения Соседей но для действий праведных и согласных с чистою справедливостью; и что хот оно конечно Неоспоримое право устанавливать для себя границы крепкия, присоединять к себе по Благоудобству племена немогущия пользоваться действительною Народностью и все то предпринимать и устроивать что для истинной его Безопасности необходимо, однакоже имеет вместе с тем и обязанность не распространять своих пределов для пресыщения одного только тщеславия, охотно принимать в свою Народность племена присоединенныя дабы они составляли в Государстве не только худоприлепленныя к нему части, но сливались бы совершенно в общий Состав, забывали бы свою прежную безсильную Народность и вступали бы с удовольствием в новую Величественнейшую Народность и наконец не должно противиться враждебными чувствами и Действиями правильному отдельному Существованию Народов могущих пользоваться полною политическою независимостью.

Из всего здесь сказаннаго явствует что для правильнаго и положительнаго Установления Границ надлежит непременно руководствоваться тем соображением что Право Народности должно брать верьх для тех Народов, которые могут самостоятельною политическою независимостью пользоваться; а что право Благоудобства должно брать верьх над теми Народами которые сею самостоятельною политическою независимостью пользоваться не могут и непременно должны состоять под властью какого либо сильнейшаго Государства.

§2. Распределение иноплеменных Народов на подлежащих правилу благоудобства и на подлежащих правилу Народности.

Обращая теперь Коренныя сии общия правила и соображения на Государство Российское, можно ясное и несомненное вывести заключение какия должны быть приняты меры в отношении ко всем Народам и Землям к России присоединенным, ея Государству подвластным и с ея пределами смежным, и что должно последовать с каждым из оных.

Финляндия, Естляндия, Лифляндия, Курляндия, Белоруссия, Малороссия, Новороссия, Бессарабия, Крым, Грузия, Весь Кавказ, Земли Киргизов, все Народы Сибирские и разныя Другия племена внутри Государства обитающие никогда не пользовались и никогда пользоваться не могут самостоятельною независимостью и всегда принадлежали или самой России или же по временам, естьли не России, то Швеции, Дании, Пруссии, Польше, Турции, Персии и вообще какому нибудь сильному Государству. Да и на будущая времена, по слабости своей никогда не могут составлять особых Государств; а по сему и подлежат все они Праву Благоудобства долженствуя при том на веки отречься от права отдельной Народности.

В следствие сего подводятся все вышеназванныя страны со всеми племенами в них обитающими под право Благоудобства для России и объявляются в удовлетворение оному и на основании онаго на вечныя времена оставаться имеющими в Составе Российскаго Государства

Что же до Польши касается, то пользовалась она в течении многих Веков совершенною Политическою Независимостью и составляла большое Самостоятельное Государство. Она могла бы и ныне сильное получить существование естьли бы соединила опять в общий Государственный Состав все свои части разобранныя могущественными соседами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал