Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пестель П.И. Русская правда 3 страница
Главная разница между первым и последующими оттенками Кореннаго Народа Русскаго состоит в том что Витебская, Могилевская, Черниговская, Полтавская, Киевская, Волынская и Подольская Губернии на особенных Правах ныне состоят и от прочих Великоросси йских Губерний образом своего Управления отличаются. Все вообще Устройство Правления в России имеет в частных и общих своих началах сильное получить изменение и когда будет оное в окончательное исполнение приведено, тогда все Губернии будут одинаковыми правами наслаждаться и Правление будет в оных одинаковым образом устроено. Сих Губерний теперешнее положение хотя и различно, но во всех оно будет для улутчения своего новым Положением заменено; а сие предполагаемое новое Положение будет одно и то же для всех Губерний. Коль скоро же сего различия более существовать не будет, то и вовсе никакого в государственном отношении существовать не может, ибо: · 1) Язык везде один и тот же: различны одни только наречия, а сии даже и в самых Великороссийских Губерниях не везде одинаковы, да и нету того большаго Народа, коего бы язык не имел различных наречий. · 2) Вера одна и таже Православная во всех сих Губерниях как и в Великороссийских, и хотя в некоторых местах Униятство еще исповедуется, но оно ничто иное есть как слабый остаток соблазна флорентийским собором предложенный, Иноземным насилием в нещастныя те времена введенный и ежедневно более и более изкореняющийся. Что же касается до Католиков, то не между Народом они в сих Губерниях находятся но между потомками некоторых пришельцов прежних времен пользующимися правом свою веру исповедывать подобно всем прочим Иноверцам в России находящимся, и · 3) Гражданское Состояние в сих Губерниях совершенно одинаково с таковым в Великороссийских Губерниях ибо те же Сословия с теми же правами существуют. Сверх того надобно и то еще заметить что вышеназванныя Губернии на особых правах состоящия принадлежали России в старинныя времена и от оной в те злополучныя обстоятельства отторгнуты были когда междоусобия малых Князей Удельных Государство обезсилили и раздорами своими случай дали Иноземцу с Успехом их воевать. Присоединив оныя опять к своему Составу, возвратила себе Россия древнее свое Достояние тем более для нее близкое что Колыбелью Российскаго Государства могут быть почтены в Северной стороне Новгород с окружающими его Губерниями а в Южной стороне Киев с Губерниями Черниговскою, Киевскою, Полтавскою, Подольскою и Волынскою сим древнейшим средоточием Российскаго Государства. Из сего явствует что никакаго истиннаго различия не существует между разрядами Коренной Народ Руссюй составляющими, и что малыя оттенки замеченныя должны быть слиты в одну общую форму. А по сему и постановляется правилом чтобы всех жителей населяющих Губернии Витебскую, Могилевскую, Черниговскую, Полтавскую, Курскую, Харьковскую, Киевскую, Подольскую и Волынскую истинными Россиянами почитать и от сих последних никакими особыми Названиями не отделять. §4. О Различных Племенах к Росии присоединенных. Народы составляющие различныя племена к Российскому Государству присоединенныя и в оном обретающияся могут на Десять Разрядов быть разделены: · 1) Племя финское. · 2) Племя Латышское. · 3) Племя Молдавское. · 4) Колонисты в России поселенные. · 5) Народы Кочующие. · 6) Племя Татарское. · 7) Народы Кавказские. · 8) Козаки. · 9) Восточные Народы Сибирские и · 10) Народ Еврейской. Сие разделение основано в отношении к народам Татарским, Кавказским и Кочующим не на одном разнородстве сих Племен, но более на соображении о различном их положении в общем Составе Государства. - Что же касается до Колоний, то не имеет Россия других кроме одних Северо-Американских, которыя столь малозначущи что нечего о них много и толковать. По сходству их с восточными Народами сибирскими подлежат они одинаковым с ними меропринятиям. Общее же правило в отношении Колоний состоить в том что ими надо управлять таким образом чтобы возможность была даровать им Независимость естьли оне достаточно сделаются сильными дабы оною пользоваться и потому надо ими управлять более в виде Покровительства чем в виде полнаго обладания. § 5. Племя Финское. Племя финское имеет три оттенка: Первый составляют жители Финляндию населяющие: сей край особое свое имеет правление, особыми пользуется правами и свои особые имеет Законы. Второй составляют Лопари и Остяки, два Народа Кочующие; что ниже сего сказано будет о всех Кочующих Народах вообще, то равным образом относится и до них; а посему здесь ничего особаго о них упомянуто не будет. Третий наконец составляют те финские Народы, которые по Северному пространству России разбросаны и в разных губерниях находятся; особенно в Вятской и Пермской. На щет перваго оттенка надлежит заметить что когда в прошедшем столетии часть Финляндии была Россиею приобретена, тогда введены были в оную Законы, Правление и Язык Российский и, так что Народ в оной обитающий в скором времени почти совсем обрусел. С приобретением остальной Финляндии в нынешнем столетии была старая Финляндия к новой присоединена и обеим дарованы Законы и Правление особые от прочих областей Россииских. Первой опыт доказал удобство с которым Финляндия может соделаться истинною частью России. Присоединяя к сему соображению решительное отвержение всякаго федеративнаго Устройства и непременное введение Политической Единообразности обязывается Верьховное Правление ввезти во все части Финляндии те законы и тоть образ правления, которые для самих Губерний Российских приуготовляются. Сей новой порядок будет для Финляндии благодетельнее и приятнее не только нынешняго Российскаго но и нынешняго Финляндскаго. Что же касается до Языка, то надлежит ввезти в Финляндию Российский Язык устроивая нужныя для сего Училища и принимая другия к той же цели ведущия меры по Усмотренио Верьховнаго Правления. На щет третьяго оттенка надлежит заметить что хотя оный по наружности и совершенно слит с остальною Россиею в Политическом отношении, но не менее того в существе своем от оной чрезвычайно различествует главнейше потому что мало обращено было внимания на действительное Положение сих маленьких Народов и от того они под тягостным угнетением местных начальств находятся и продолжают коснеть в Нищете и Невежестве. А по сему и вменяется в особенную обязанность Временнаго Верьховнаго Правления все меры принять для избавления сих племен от частнаго ига их правителей и для доставления им средств к улутчению их состояния и к водворению между ими просвещения; Особенное же приложить старание на щет правильнаго Действия Духовнаго чина. § 6. Племя Латышское. Племя Латышское имеет два оттенка: Первый составляют Латыши; Второе, Литва или Ляхи. Жители Губерний Естляндской, Лифляндской и Курляндской разделяются на два рода: на жителей Коренных и на Пришельцев. Жители Коренные суть Народ Латышской с давних времен сии места населявший. Пришельцы суть Немцы, завоевавшие некогда сии страны и разделившие в то время между собою Имущества и Лицы Народа ими побежденнаго. О сих немецких пришельцах будет в последствии говорено. Что же касается до Латышей, то находятся они в состоянии гораздо менее благоденственном нежели сами Крестьяне Русские, не смотря на мнимую вольность им дарованную. И потому обязывается Временное Верьховное Правление: · 1) большое обратить внимание как на их положение так и на то обстоятельство что феодальная Система свирепствовавшая с столь долгое время на западе Европы даже и сюда гнилые свои корни пустила и · 2) Все меры принять для совершеннаго окончательнаго изкоренения остатков феодализма и для приведения положения Латышей в согласие с коренными правилами долженствующими служить основанием всякому благому Устройству в Государстве. А по сему нынешнее политическое образование сих Губерний имеет быть заменено тем новым порядком, который введен будет в целом Государстве. Другой разряд Латышскаго племени составляют Литва или Ляхи населяющие Виленскую и Минскую Губернии. По близости сих Губерний с Витебскою и Могилевскою имеют оне с ними некоторое сходство и могут посему одинаковым с ними подлежат изменениям. Сие тем будет удобоисполнительнее, что от Виленской Губернии весьма малая часть а от Минской не более половины оным изменениям подвергнутся: ибо их остальныя части предполагаются к отделению в состав Польскаго Государства. § 7. Племя Молдавское. Молдаване населяют область Бессарабскую и Господарство Молдаванское. Сие последнее имеет быть приобретено и к России присоединено. Обе сии части Молдавской Земли должны получить то же самое Устройство какое и для всей России вообще предполагается. Все средства должны быть приняты дабы дать возможность сим двум областям совершенно обрусеть и сделаться однородными частями однаго и того же целаго, то есть Государства Российскаго. Сверх сего обязывается Временное Верьховное Правление расдачу земель в Бессарабии таким образом распорядить чтобы не могла сия роздача Земель препятствовать удобному образованию волостей на тех правилах, которыя для казенных крестьян изданы будут. §8. Колонисты в России поселенные. Во многих местах России поселены Колонисты разных народов; особенно Немцы, Болгаре и Волохи. Их можно всего удобнее на три разряда разделить: · 1) Колонисты южнаго края из трех вышеназванных народов состоящие и в Губерниях Екатеринославекой, Херсонской и области Бессарабской поселенные. · 2) Колонисты Волжского края из немцев по большей части состоящее и в губерниях Саратовской, Астраханской и Кавказской поселенные. · 3) Наконец Колонисты около Петербурга и в разных других местах поселенные. Первой и второй разряды имеют особыя свои Правления в Екатеринославле для южнаго края и в Саратове для Волжскаго Края: третий род состоит малыми количествами и разбросанными частями. В отношении ко всем сим Колонистам обязывается Временное Верьховное Правление: · 1) Составить Волости на основании общих Правил как и в самой России. · 2) Дележ Земель в каждой Волости совершить тем же образом как и в казенных волостях. · 3) С неизменною точностью все те временныя льготы им предоставить, которыя обещаны им были. · 4) Даровать им все те права и преимущества, которыя новой гражданской порядок всякому Россиянину даровать имеет. · 5) Подчинить их тем же начальствам и тому же образу Управления коим подчинены быть имеют все русския Волости вообще. · 6) Обратить старательное внимание на введение между ими русскаго Языка. - На предбудущее же время при вызове или принятии инностранных Колонистов надлежит таким образом их селить чтобы не составлять из них новых особых волостей, но вводить их в состав Русских Волостей уже существующих дабы они удобнее и скорее могли обрусеть. § 9. Народы Кочующие. Народы Кочующие разделяются на два рода: · 1) На такие, которые живут от скотоводства и · 2) На такие, которые живут от звериной и рыбной ловли. - Первые пребывание свое имеют в степях и климатах теплых; вторые в лесах, приморских берегах и климатах северных. Все Народы кочующие требуют для своего пропитания гораздо большаго пространства нежели народы земледельные, а между ими, народы ловлею занимающиеся еще более нежели Народы скотоводством промышляющие. Их кочевья не будучи никакими точными пределами обозначены к частным между ими распрям и друг на друга набегам случай подают; так что вечная война в самом Государстве существует. Понятие же о собственности, не имея между ими точной положительности, грабежи. воровства, обманы всякаго рода к общему их взаимному злодейству производит. А по сему священная возлагается на Временное Верьховное Правление обязанность глубокое обратить внимание на сии народы. Они суть люди полудикие, а некоторые даже и совсем дикие, Люди не знающие собственной своей пользы, в невежестве и уничижении обретающиеся; А следовательно по одному уже долгу християнскому надлежит заботиться об улутчении их положения; тем еще более, когда к сей причине присоединяется еще и то обстоятельство, что они в нашем Государстве, в нашем отечестве обитают, А потому да сделаются они нашими братьями и да перестанут коснеть в жалостном своем положении. Цель сия была бы большею частью достигнута ежели бы успеть можно было их на постоянныя жилища поселить и к земледелию обратить. Но поелику сего нельзя исполнить прямым меропринятием, то и надлежит. к сему предмету косвенно их вести. Для сего представляются три Главныя меропринятия взаимно друг друга подкрепляющия. Первое состоит в том чтобы каждому кочевью особое пространство назначить взирая на него как на волость и обращая внимание при распределении сих пространств на климат, на плодородие и на общее разделение Земельнаго пространства в Государстве. - Второе: чтобы открыть им свет православной Веры и лучи истиннаго просвещения: посылая к ним для того Миссионеров, которые бы кротостью и убеждением мало по малу нещастные сии народы просветили и успокоили. - Третье: чтобы на каждом таковом пространстве удобнейшее место выбрать для склада различных потребностей в коих сии Народы нуждаться могуть и тут же хлебные Магазейны устроить дозволяя им из оных пользоваться когда в собственной своей пищи нуждаться будут. Сии склады могуть со временем в Волостныя Селени я обратиться. К сим трем средствам может еще и четвертое присоединено быть состоящее в переселении могущее с пользою иногда по обстоятельствам предпринято быть. Когда меры сии достигнут своей цели и кочующие Народы преобразуются в земледельные, тогда должны они Волости составить на общих правилах и в общий Состав Государственнаго Устройства на общих же правилах поступить. - В отношении к Киргизам надлежит принять все меры дабы привезти их в то же положение, Устройство и образование как Донсюе козаки ибо им одинаковая предназначается цель как о том уже было упомянуто в главе о земельном пространстве Государства и на каковой конец уже и определен для них особенный Удел. Их можно переименовать в Аральские Козаки. Что же до Цыган касается, то предоставить им право или оставить Россию или приняв веру православную распределиться по Волостям входя в общий Состав. - Все подробныя, частныя, местныя и постепенныя соображения в отношении к Народам Кочующим предоставляются совершенно Усмотрению и Распоряжению Временнаго Верьховнаго Правления. § 10. Племя Татарское. Татарское Племя в России находящееся может разделено быть на три оттенка: Первой состоит из тех татарских народов которые на Кавказе живут. Они подлежат тем же замечаниям и тем же меропринятиям как и все вообще кавказские Народы. Второй состоит из кочующих татарских Народов, Они подлежат тем же замечаниям и меропринятиям как и все вообще кочующие Народы. Третий наконец состоит из всех остальных татарских народов в России живущих. В отношение к сим последним ветречаются следующие три обстоятельства: · 1) Они исповедуют Веру Магометанскую. Им дозволяется продолжать оной держаться и всякое Насилие воспрещается. Не менее того надобно всяким случаем пользоваться дабы дружелюбием и кроткими убеждениями их склонять к воспринятию святаго Крещения; на каковой конец полезно посоветоваться с их духовными чинами. · 2) У них заведено Многоженство. А так как обычай сей противен православной Вере то и должно многоженство быть на будущее время совершенно запрещено. Содержание же жен в заперти есть большая несправедливость противу сей половины рода человеческаго; А посему и надлежить употребить средства кроткия дабы Магометане обычай сей оставили. Так как Татаре и вообще Магометане в России живущие никаких неприязненных Действий не оказывают противу Християн, то и справедливо даровать им все частные гражданския права на ровне с русскими и продолжать возлагать на них одинаковыя с ними личныя и денежныя повинности, распределяя их по волостям на основании общих правил. Все подробности, временныя, местния и частныя соображения в смысле и духе сделанных здесь замечаний разрешается Временное Верьховное Правление по своему Усмотрению на меру положить и к исполнению привезти. § 11. Народы Кавказские. Кавказские Народы весьма большое количество отдельных владений, составляют. Они разныя веры исповедуют, на разных языках говорят, многоразличные обычаи и образ Управления имеют и в одной только склонности к буйству и грабительству между собою сходными оказываются. Безпрестанныя междоусобия еще более ожесточают свирепый и хищный их нрав и прекращаются только тогда, когда общая страсть к набегам их на время соединяет для усильнаго на Русских. нападения. Образ их жизни проводимой в ежевременных военных действиях одарил сии Народы примечательною отважностью и отличною предприимчивостью; но самый сей образ жизни есть причиною что сии Народы столь же бедны сколь и мало просвещенны. Земля в которой они обитают издревле известна за край благословленный где все произведения природы с избытком труды человеческие награждать бы могли и который некогда в полном изобилии процветал, Ныне же находится в запустелом состоянии и никому никакой пользы не приносит от того что Народы Полудикие владеют сею прекрасною Страною. Положение сего Края сопредельнаго Персии и Малой Азии могло бы доставить России самые значительнейшие Способы к Установлению деятельнейших и выгоднейших торговых Сношений с Южною Азиею и следовательно к обогащению Государства. Все же сие теряется совершенно от того только что Кавказские Народы суть столь же опасные и безпокойные Соседы сколь ненадежные и безполезные Союзники. Принимая к тому в Соображение что все Опыты доказали уже неоспоримым образом Невозможность склонить сии Народы к Спокойствию средствами Кроткими и Дружелюбными разрешается Временное Верьховное Правление: · 1) Решительно покорить все Народы живущие и все Земли лежащия к северу от Границы имеющей быть протянутою между Россиею и Персиею а равно и Турциею; в том числе и Приморскую часть ныне Турции принадлежащую. · 2) Разделить все Сии Кавказское Народы на два разряда: Мирные и Буйные. Первых оставить на их жилищах и дать им российское Правление и Устройство а Вторых Силою переселить во внутренность России раздробив их малыми количествами по всем русским Волостям и · 3) Завезти в Кавказской Земле Русския селения и сим русским переселенцам роздать все Земли отнятыя у прежних буйных жителей дабы сим способом изгладить на Кавказе даже все признаки прежних (то есть теперешних) его обитателей и обратить сей Край в спокойную и благоустроенную область Русскую. Все подробности сего меропринятия предоставляются распоряжению Временнаго Верьховнаго Правления. § 12. Козаки. Казаки не столько произхождением своим, сколько образом своего существования от прочих Россиян различествуют. Их пять родов имеется: · 1) Козаки Сибирские, · 2) Козаки Уральские, · 3) Козаки Кавказские, · 4) Козаки Черноморские и · 5) Козаки Донские. Козаки Сибирские составляют кавалерию отдельнаго Сибирскаго Корпуса. Козаки Уральские составляют кавалерию отдельнаго оренбургскаго Корпуса. Козаки Кавказские и Черноморские составляют кавалерию отдельнаго Кавказскаго Корпуса. Так как сии три Корпуса не имеют ныне другой Кавалерии то и должны Сии козаки оставаться в настоящем Положении до переобразования Сухопутных Войск. Потом имеют они или подвергнуты быть тем же меропринятиям как и все Поселенныя Войска, или оставаться в теперешнем Положении с возможным улутчением онаго или наконец что всего бы лутче было получить образование подобное Донским козакам и переселиться на прекрасныя места Аральскаго Удела, с переименованием в Аральские Козаки. Выбор сей и приведение онаго в исполнение предоставляются по обстоятельствам и по соображению желания самих сих Козаков Усмотрению и Решению Временнаго Верьховнаго Правления. Что же касается Донских Козаков, то они должны составлять особенной отдельный Округ под названием Донского Удела. Цель их образования должна быть снабжение Российской Армии столь отличною иррегулярною Конницею каковы суть Донские козаки. Довезти войско посредством екзерциции до сего рода совершенства никакой нет возможности: ибо оно есть последствие общаго образования не однаго военнаго, но преимущественно и гражданскаго их Состояния. Коренныя правила с коими надлежит Верьховному Правлению в отношении к Донским Козакам сообразоваться суть следующия: · 1) Вся Земля есть общая принадлежность и все Козаки составляют только одно Сословие. · 2) Составив Донской Удел из Десяти Начальств или Уездов разделить каждый Уезд по удобности на Волости или Станицы. · 3) Сохранить Иррегулярство Донских Козаков яко главную принадлежность сего рода Войска · 4) Разделить Донское Начальство на местное и Военное. Первое должно всегда существовать, второе должно действие свое иметь только во время воинской. службы. Первое должно Гражданским образом устроено быть, второе Воинским образом. Одно с другим не должно быть смешено. и · 5) В Мирное время быть всем козакам в своих домах исключая нескольких полков необходимых для пограничной стражи а в военное время идти им к Армиям сколько потребности состоять будет, и быть тогда устроенными на полки и отряды как то описано будет в Статье о Сухопутных Военных Силах. § 13. Народы Сибирские. Восточные Сибирское Народы от части поселены, от части кочуют. Сии последние подлежат тем же заключениям как и все Кочующие Народы вообще. Поселенные же мало занимаются 3емледелием и по большой части пропитываются от рыбной ловли. Много было сделано опытов для введения между ими хлебопашества, но почти всегда без успеха по причине суровости климата. При заботливости Верьховнаго Правления об улутчении состояния сих народов должно оно особенно иметь в виду: · 1) Что Распространение и Усиление Веры в истинно християнском Духе наиболее может способствовать к смягчению суровых Нравов и введению просвещения и образованности. · 2) Что Составление Волостей и устройство Правления на общих началах для России ныне вновь принимаемых есть надежнейшее средство к водворению между сими народами порядка и благоденствия. · 3) Что надобно продолжать средства изыскивать к введению Земледелия ибо после худых прежних Успехов, может быть, откроются ныне лутчия к тому способы, особенно когда обратить внимание на разныя овощи и преимущественно на картофель. · 4) Что самые Нещастные Народы суть те, которые управляются Американскою компаниею. Она их угнетает, грабит и нимало о существовании их не заботится; почему и должны непременно сии Народы от нея быть совершенно освобождены. §14. Народ Еврейский. Евреи обитают преимущественно в Губерниях Белорусских, Малороссийских, Новороссийских и Литовских и преимущественно тем отличаются от Всех прочих народов что неимоверно тесную связь между собою неизменно сохраняют, никогда друг друга не выдают ни в каких случаях и обстоятельствах и всегда готовы ко всему тому что собственно для их общества может быть выгодно или полезно. Главныя причины поддерживающия и Усиливающия сию тесную между Евреями связь суть следующия: · 1) Евреи собственную свою веру имеют, которая их уверяет что они предопределены все прочие Народы покорить и ими обладать; а тем самым она их отделяет от Всех прочих Народов, заставляет их все прочие Народы так сказать презирать и всякое смешение с каким бы то ни было другим Народом совершенно запрещает и невозможным делает. - · 2) Еврейския Духовныя лицы называемыя Рабинами содержат свой Народ в неимоверной от себя Зависимости: запрещая имянем веры всякое чтение каких бы то ни было книг кроме Талмута и некоторых других собственных своих духовных книг; народ немо[гу]щий просветиться останется всегда под властью предразсудков. · 3) Сия Зависимость от Рабинов происходит оттого что по Еврейскому Закону всякое деяние частнаго лица даже самое маловажное от духовнаго распоряжения зависит и сии распоряжения одними рабинами делаются. Еврей даже в яствах не может обойтиться без рабинскаго разрешения. · 4) зависимость Евреев от Рабинов идет так далеко что всякое приказание сими данное исполняется свято и безпрекословно: они даже жизнею Евреев располагают по своему произволу: Убитый по их приказанию пропадает без ведома Правительства ибо право им дано не уведомлять об умерших местнаго Начальства · 5) Рабины право имеют отчуждать от Общества Евреев найденных ими заслуживающими сие Наказание. К Отчужденному таким образом никто подойти не смеет и никто не может с ним никаких иметь Сношений до тех пор пока не сниметРабин с него произнесенное проклятие. Евреи чрезвычайно сего наказания страшатся. · 6) тесная между Евреями связь дает им средства большия Суммы накоплять или собирать для общих их потребностей особенно для склонения разных Начальств к лихоимству и ко всякаго рода злоупотреблениям для них Евреев полезным. Сии общественные с Евреев сборы весьма удобным образом делаются по распоряжению Рабинов чрез посредство общественных Резников. Каждый Еврей непременно должен по своему Закону в определенные Дни мясо есть и притом никто не можеть скотину и даже курицу зарезать кроме общественных их резников; при каковом случае и сбор взимается. · 7) Они ожидают прибытия Мессия, который должен будет их водворить в их царство и все остальные народы покорить. От сего ожидания укрепляется дружная между ими связь, ненависть их ко всяким иноверцам и Зависимость от Рабинов. Сия связь между Евреями имеет весьма замечательныя действия и последствия из коих о некоторых здесь упомянем. · 8) Ожидая Мессия, щитают себя Евреи временными обывателями края где находятся и потому никак не хотят земледелием заниматься, ремесленников даже отчасти презирают и большею частью одною торговлею занимаются. По причине же большаго их числа не может честная торговля всем доставлять достаточное пропитание; и потому нет тех обманов и фальшивых действий, коих бы они себе не позволяли; в чем им Рабины еще более способствуют, говоря что обмануть християнина не есть преступление и основывая на своем Законе право фальшивыя даже давать присяги есть ли только может то быть Еврею полезно. · 9) Дружная связь между ими то последствие имеет что коль скоро они в какое нибудь место допущены, то неминуемо сделаются монополистами и Всех прочих вытеснят. Сие ясно видеть можем в тех губерниях где жительство свое они имеют. Вся торговля там в их руках и мало там крестьян, которые бы посредством долгов не в их власти состояли; от чего и раззоряют они ужасным образом край, где жительствуют. · 10) Прежнее Правительство даровало им много отличных прав и преимуществ усиливающих зло, которое они делают. В числе главнейших упомянуть можно o о праве не давать Рекрут, o о праве не объявлять об умерших, o о праве иметь общественных Резников, o о праве воспитывать детей в каких правилах хотят, o о праве по усмотрению одних Рабинов книги Еврейская печатать, o о праве судиться между собою по приговорам Рабинов o и многия другия,
не говоря уже о том что сверх того они всеми теми же правами пользуются как и прочие Народы Християнские. Принимая все сии обстоятельства в полное Соображение ясным образом усмотреть можно что Евреи составляют в Государстве так сказать свое особенное совсем отдельное Государство и притом ныне в России пользуются большими правами нежели сами Християне. Хотя самих Евреев и нельзя винить ни в том что они сохраняют столь тесную между собою связь, ниже в том что пользуются столь большими правами коих даровало им прежнее Правительство, не менее того не может долее длиться таковой порядок вещей утвердивший неприязненное отношение Евреев к Христниянам и поставивший их в положение противное общественному порядку в Государстве. Для приведения сего порядка Вещей в надлежащее Состояше открываются два Способа. Первый состоит в совершенном изменении сего порядка. Изменение сие должно относиться до Всех тех предметов, которые в теперешнем их положении и Устройстве вредны и Злоупотребительны. Паче же всего надлежит иметь целью устранение вреднаго для Християн влияния тесной связи Евреями между собою содержимой ими противу Християн направляемой и от всех прочих граждан их совершенно отделяющей. Для сего может Временное Верьховное Правление ученейших рабинов и умнейших. Евреев созвать, выслушать их представления и потом меропринятия распорядить дабы вышеизьясненное зло прекращено было и таким порядком заменено который бы соответствовал в полной мере общим Коренным правилам имеющим служить основанием политическому зданию Российскаго Государства. Ежели Россия не выгоняет Евреев, то тем более не должны они ставить себя в неприязненное отношение к Християнам. Российское Правительство хотя и оказывает всякому человеку защиту и Милость но однакоже прежде всего помышлять обязано о том чтобы никто не мог противиться Государственному Порядку, частному и общественному Благоденствию. Второй Способ зависит от особенных обстоятельств и особеннаго хода Внешних Дел и состоит в содействии Евреям к Учреждению особеннаго отдельнаго Государства, в какой либо части Малой Азии. Для сего нужно назначить Сборный пункт для Еврейскаго Народа и дать несколько войска им в подкрепление. Ежели все русские и Польские Евреи соберутся на одно место то их будет свыше двух миллионов. Таковому числу Людей ищущих отечество не трудно будет преодолеть все Препоны какия Турки могут им Противупоставить и пройдя всю Европейскую Турцию перейти в Азиятскую и там заняв достаточныя места и Земли устроить особенное Еврейское Государство. Но так как сие исполинское предприятие требует особенных обстоятельств и истинно-генияльной предприимчивости то и не может быть оно поставлено в непременную обязанность Временному Верьховному Правлению и здесь упоминается только для того об нем чтобы намеку представить на все то что можно бы было сделать.
|