Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пестель П.И. Русская правда 4 страница






§ 15. Инностранцы Подданные и Неподданные.

Инностранцы в России находящиеся и к разным другим нациям принадлежащие могут на два класса быть разделены: 1) Подданные и 2) Неподанные. Первые суть те, которые постоянное свое пребывание в России основали и в подданстве присягнули. Вторые суть те, которые на время только в Россию приезжают или в подданстве не присягали. Первые нами потому не Русскими названы, что они сами себя Инностранцами щитают и что присягнули в Подданстве прежним Властелинам над Россиею, но не Россию за свое отечество признали. К сему разряду принадлежать: Немцы ость- зейских Губерний, Дворянство в оных составляющие; Поляки в Белорусских, Литовских и Новороссийских Губерниях живущие и в оных Дворянство составляющие; Армяне, Греки и Все другие подданные иноземнаго произхождения в разных местах живущие. -

В отношении ко всем сим лицам один только вопрос встречается. Желают ли они быт Русскими или хотят ли быть Инностранцами. Ежели кто из них не пожелает быть Русским, то обязан подать Временному Верьховному Правлению прошение об освобождении ето от подданства, каковое немедленно получив поступает он во второй разряд и всему тому подлежать будет чему сей второй разряд подвергнется. Ежели же кто из сих подданных в срочное время таковаго прошения не подаст, тот без всякаго дальнейшаго объяснения Русским признается. Сим образом будет сей первой Разряд совершенно уничтожен: члены онаго признаваемы будучи или совершенно Русскими или совершенно Инностранцами. -

Чтоже касается до втораго разряда, то есть до Неподданных Инностранцев, то всегда будет Россия всяким гостям рада и будет им всякое покровительство и всякую Любовь оказывать, но не могут они правом пользоваться:

· 1) Иметь в России какое бы то ни было Недвижимое Имущество.

· 2) Пользоваться в России правами Политическими предоставляемыми одним только Российским Гражданам и

· 3) Вступать в Государственную Службу или какую нибудь отрасль правления и продолжать оную, исключая Министерства Просвещения. -

Есть ли кто из сих Неподданных Инностранцев пожелаеткоторым либо из сих прав пользоваться то предварительно обязан вступить в Российское Гражданство. Вступив же в оное будет он уже тогда признаваться Русским. -

Пользующиеся ныне которым либо из сих прав и притом не состоящие в числе российских Подданных обязываются в срочное время прошения подать о принятии их в Российское подданство; а естьли сего не желают, то обязываются в срочное время имения свои продать и об увольнении из службы просить. Подробности сего мероположения и распорядка предоставляются соображению и благоусмотрению Временнаго Верьховнаго Правления.

§ 16. Все племяна должны слиты быть в один Народ.

Из всего содержания Главы сей явствует что при всех меропринятиях Временнаго Верьховнаго Правления в отношении к различным Народам и племенам Россию населяющим безпрестанно Должно непременную цель иметь в виду чтобы составить из них всех только Один Народ и все различные оттенки в одну общую массу слить так чтобы обитатели целаго пространства Российскаго Государства все были Русские. К сей цели ведут многоразличные Способы, могущие на два рода быть разделены: На средства общия и средства частные. -

Средства общия состоят главнейше в том чтобы

во первых на целом пространстве Российскаго Государства господствовал один только язык российский: Все сношения тем самим чрезвычайным образом облегчатся; Понятия и образ мыслей сделаются однородные; Люди обьясняющиеся на одном и том же языке теснейшую связь между собою возымеют и однообразные составлять будут один и тот же народ.

Во Вторых: Так как ныне существующее различие в названиях Народов и Племен, Россию населяющих всегда составлять будет из жителей Российскаго Государства отдельныя друг от друга массы и никогда не допустить столь для блага отечества необходимаго совершеннаго в России Единородства, то чтобы все сии различныя имена были уничтожены и везде в общее Название Русских во едино слиты.

В третьих: чтобы одни и те же Законы, один и тот же образ Управления по всем частям России существовали и тем самим в Политическом и Гражданском отношениях вся Россия на целом своем пространстве бы являла вид Единородства, Единообразия и Единомыслия. Опыты всех веков и всех Государств доказали что Народы везде бывают таковыми, каковыми их соделывают правление и Законы под коими они живуть. Вот главныя средства общия.

Что же касается до частных. то было о них упомянуто выше сего в отношении к каждому Народу или племени особенно. Соединяя общия средства с частными можно будет с полною уверенностью ожидать что цель будет достигнута и что все различные племена в России обретающиеся к общей пользе совершенно обрусеют и тем содействовать будут к возведению России на высшую степень Благоденствия, Величия и Могущества.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О СОСЛОВИЯХ В РОССИИ ОБРЕТАЮЩИХСЯ.

§ 1. Изчисление Сословий в России обретающихся.

Много существует различных Сословий, Состояний или Классов Людей в России. Каждое из оных имеет свои особенныя отличительныя виды и преимущества, свои особенныя определенные выгоды и ограничения. -

По соображению настоящаго Положения Вещей оказывается таковых Сословий в Народе до Двенацати различных, кои суть:

· 1) Духовенство.

· 2) Дворянство.

· 3) Купечество.

· 4) Мещанство.

· 5) Казенные Крестьяне.

· 6) Вольные Земледельцы.

· 7) Военные Поселяне.

· 8) Солдатские Дети.

· 9) Дворянские Крестьяне.

· 10) Дворовые Люди.

· 11) 3аводские Крестьяне и

· 12) Монастырские Крестьяне.

О каждом из сих Сословий говорено будет особенно и отдельно и меры изложены которыя с ними приняты быть имеют. Прежде же изложения сих меропринятий надлежит обстоятельно разсмотреть три суждения или соображения которыя служить имеют основанием и руководством Временному Верьховному Правлению при изменениях с Сословиями последовать долженствующих.

§2. Сословия Постепенности в Государственных Делах не образуют.

Много было разсуждаемо о необходимости чтобы Постепенность в Государственном Устройстве существовала; то есть чтобы Политическо отвлеченное пространство отделяющее Массу Народную от Верьховной Власти на разныя Степени было разделяемо и степени сии начинали бы от Массы Народной и восходили бы до Верьховной Власти. Мысль сия совершенно справедлива и таковой порядок конечно необходим; надлежит только истинные избрать средства к введению и установлению онаго.

Люди зловластие любящие уверяли что таковая Постепенность требует разделения Народа на многия Сословия таким образом чтобы низшее Сословие мало прав и никакой власти бы не имело, а начиная от него все прочия Сословия имели бы различное Количество прав, преимуществ и Власти смотря на удаленность их от Народа и Приближенность к Верьховной Власти.

Сии правила извлечены из феодальной Системы и совершенно в Существе Дела с истиною не согласны потому что теперешния Сословия никакой Постепенности не образуют ибо Постепенность в Государстве должна быть устанавливаема для того чтобы Верьховная Власть не была обременяема всеми Делами в Государстве без изьятия и Дела бы сии от части разрешались в низших Степенях, от части до нея восходили чрез посредство Степеней установленных между Верьховною Властью и разными местами где Дела возникать могут.

Из сего явствует что ежели бы Сословия постепенность Составляли, то Дела должны бы поступать от Крестьян на решение Мещан, от сих к Купечеству, от Купечества к Дворянству и так далее. А поелику сие бы слишком было безразсудно, то и не существует сего нигде а тем самим и доказывается что Сословия никакой в Государстве Постепенности не образуют, ибо не чрез их посредство Дела восходят до Верьховной Власти.

Напротив того, они разныя только отделения между Народом образуют, которыя вечно друг на друга враждуют. Истинную Постепенность в Государстве образует Чиноначальство состоящее из тех Чиновников, которые в службе находятся, разныя должности исполняют и разными званиями друг от друга отличаются. Сие Чиноначальство будучи распределено по разным Степеням общаго и частнаго Государственнаго Правления дает всем Делам Законное течение и доводить оныя от их начала до Совершения а ежели нужно то и до самой Верьховной Власти.

Кратко сказать: Постепенность в Государстве необходима и находится не в народных Сословиях но в Государственном Чиноначальстве, которое всегда может состоять совершенно от Сословий независимым ибо в Чиновнике нужны Способности, Знания и Добродетели, могущия быть найдены во всех Сословиях и не составляющия принадлежности котораго либо из них в особенности. Изложенное здесь понятие весьма важно и должно во всех случаях руководствовать соображениями всякаго благомыслящаго Правительства.

§3. Аристокрация Богатств.

Распределение Народа на Сословия занимающияся исключительно земледелием, изделиями или торговлею совершенно отвергнуто Политическою Економиею доказавшею неоспоримым образом что каждый человек должен иметь полную и совершенную свободу Заниматься тою отраслею Промышленности, от которой наиболее ожидает для себя выгоды и Прибыли лишь бы честен был и к Законам исполнителен.

Правительство должно конечно способствовать всеми мерами к Усовершенствованию Народнаго Богатства, но споспешествование должно состоять в разных законодательных и вспомогательных меропринятиях относительно промышленности а не в распределении Народа по отраслям Промышленности, которое на против того мешает повсеместному преуспеванию Народнаго Богатства. Сверх того надлежит при сем еще Заметить что все Сословия составляющияся чрез распределение частных Лиц по отраслям промышленности самыя суть безразсудныя и зловредныя потому что имея основанием своего бытия Богатство они все желания и Помышления обращают единственно на деньги, другаго отличия между людьми не знают как одне Деньги, Богатство ставят первейшим Достоинством превышающим все прочия и соделывая Народ ужасно падким к корыстолюбию производит неминуемую порчу в Нравах.

Известно что исключительная Любовь к деньгам граничит к скупости а сей порок более всякаго другаго соделывает человека жестокосердым, почему и по всей справедливости сказать можно что Таковыя Сословия суть самыя безчеловечныя, до чрезвычайности умножают число Бедных и Нищих и основывают свое влияние на Народ не на общем мнении но на Золоте и Серебре посредством коих подавляют общее мнение как хотят и приводят народ в совершенную от себя Зависимость.

Отличительная черта нынешнаго Столетия ознаменовывается явною борьбою между Народами и феодальною Аристокрациею во время коей начинает возникать Аристокрация богатств гораздо вреднейшая Аристокрации феодальной ибо сия последняя общим мнением всегда потрясена быть может и следовательно некоторым образом от общаго мнения зависит между тем как Аристокрация Богатств владея богатствами находит в них орудия для своих видов противу коих общее мнение совершенно безсильно и посредством коих она приводит весь Народ как уже сказано в совершенную от себя зависимость.

А потому обязано всякое Благомыслящее Правительство не только таковаго распределения народа не допускать, но даже и все меры принимать дабы таковыя Сословия отдельным от Массы народной Составлением сами собою бы не. устанавливались и не образовывались. А тем более обязано их уничтожать Ежели они где либо существуют.

§4. Все должны быть перед Законом ровны.

Все вышеупомянутыя Сословия составились в разныя времена и при разных обстоятельствах и разделив Народ на разные Классы произвели большия различия и разнородности в Гражданском положении Людей принадлежащих к одному и тому же Государству. Различия сии целью имеют не лутчее Устроение Государственнаго порядка, коего нельзя посредством их достигнуть и не удобнейшее доставление общественнаго блага всему Народу, но единственно дарование некоторымь Людям больших преимуществ противу Массы Народной и подавление сей последней в пользу и в Корысть Малейшаго Числа.

Гражданския общества а следовательно и Государства составлены для Возможно большаго Благоденствия Всех и каждаго а не для блага некоторых за устранением большинства Людей. Все Люди в Государстве имеют одинаковое право на все выгоды государством доставляемыя и все имеют ровныя обязанности нести все тягости нераздельныя с Государственным Устроением. Из сего явствует что все Люди в Государстве должны непременно быть перед Законом совершенно ровны и что всякое Постановление нарушающее сие равенство всех перед Законом есть нестерпимое 3ловластие долженствующее непременно быть уничтоженным.

Сверх того нарушают сии различия добрую между Гражданами связь разделяя их на несколько отделений имеющих совсем различные виды и выгоды а следовательно и образ Мыслей. Сколь же добрая связь между Гражданами важна для благоденствия Государства ясно доказано было в предыдущей главе и точно также нарушается различием сословий, как и разнородством племен. Сословия тем еще пагубны, что они только одним пристрастием дышат, что некоторым членам Народа выгоды дают в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой для Государства пользы, что для пресыщения корысти нескольких Людей жестокую оказывают Несправедливость против наибольшей части Народа и что противны цели Государственнаго Существования состоящей не в пристрастии к малому числу, но велико возможно большем благоденствии многочисленнейшаго числа Людей в Государстве.

А из всего вышесказаннаго следует что учреждение Сословий непременно должно быть уничтожено, что все Люди в Государстве должны составлять только одно Сословие могущее называться гражданским и что все граждане в Государстве должны иметь одни и те же права и быть перед Законом все ровны.

Изложив таким образом коренныя Соображения о Сословиях вообще, приступить теперь можно к изложению меропринятий коим каждое из них в особенности подвергнуться имеет.

§ 5. Духовенство.

1) Духовенство щитается ныне особым Сословием Российскаго Государства самым Несправедливым образом ибо особое Сословие составляют те только Люди или Класс Людей, которые признаны Законами государственными: пользующимися правом иметь в виду собственныя свои выгоды отдельно от Массы Народной.

Следовательно в том состоит отличительная черта всякаго Сословия что оно имеет целью своего существования собственное благо своих членов отдельно и независимо от Массы Народа и без внимания на нее.

Духовенство не находится в таковом положении: Цель его существования несут Мирские Выгоды Духовных Лиц но есть Священнослужение необходимое для блага Всех, и Духовных и Мирян. Из сего явствует что Духовенство не есть особое Сословие но есть особое Звание имеющее особыя занятия, исполняющее особыя должности. А по сему Духовенство должно быть признано частью Правительства и частью самою наипочтеннейшею. Оно есть ветвь Государственнаго Правления, отрасль чиноначальства и чем теснее связь между Духовными и Мирянами, тем щастливсе Народ, тем благополучнее Государство. Сами же Духовныя Лицы суть Чиновныя особы и вместе с тем Российские Граждане как и все вообще Чиновники занимающие какия либо должности в Государственном Правлении.

Духовныя Лицы яко Граждане должны быть приписаны к которой нибудь Волости и щитаться членами оной так точно как и все вообще Граждане, пользуясь на ровне с прочими Чиновниками правами Российскаго Гражданства. Точно так и Дети Духовных Лиц должны почитаться российскими Гражданами на общих для всех правилах без всякаго различия и отнюдь не составляя отдельнаго Сословия. Сие относится до Белаго только духовенства ибо Черное отрекается от сего света а с тем вместе и от всех прав Рос. Гражданства поступая на совсем особое положение.

Сверх того поелику Духовенство есть часть Правительства то и могут исполнять духовныя Должности одни только Рос. Граждане, Инностранцы же немогут к тому быть допускаемы. Посему обязывается Временное Верьховное Правление всегда иметь то Коренное правило в виду что Духовенство не есть отдельное Сословие Народа но есть отрасль Чиноначальства, часть Государственнаго Правления.

2) Соблазны, 3ловластие и Подобострастие прошедших времен ввели в церковь многия новости о коих православные Християне первых веков и понятия не имели, и которые противны Высоким Велениям прежних Церковных Отцов. К сему числу относится удаление Белаго Духовенства от Вышних званий церкви. В первыя Времена Християнства одно белое Духовенство украшалось знатнейшими Санами СвященноНачальства и чернаго Духовенства совсем не существовало во время жития святых Апостолов. Святой Василий Великий первый завел в 4-м столетии Монашество и предопределил ему жить в отдаленности от света никогда никакими общественными Делами не заниматься и всю жизнь проводить в одних молитвах отвергая всякую вещь могущую льстить самолюбию и служить поводом к возбуждению светских мыслей и желаний.

По сему Черное Духовенство никакия бы не должно занимать должности по Духовному Управлению исключая одних Монастырей и должно бы совершенно уступить белому Духовенству все Управляющия 3вания Священноначальства; Но принимая в соображение что внезапное удаление Чернаго Духовенства от Духовных Правлений лишило бы Церковь многих самих Достойнейших Мужей постановляются следующия правила коих обязывается Временное Верьховное Правление в Действие привезти:

· 1) Все особы ныне к Черному Духовенству принадлежащия не только остаются при своих званиях и Должностях но могут еще возвышаться и все Степени Священноначальства по прежнему проходить.

· 2) Все Миряне и Духовные которые в Монашество поступят после обнародования сего постановления не будут уже ни в какое Управляющее Звание назначаемы и всю жизнь свою оставаться будут в своих Монастырях.

· 3) Все Особы Белаго Духовенства могут от ныне и впредь замещать все без изъятия Должности и Звания по Духовному Правлению на том основании как сие Правление устроено будет; о чем в главе о Министерстве Духовных Дел обстоятельно изображено и

· 4) Ежели Святейший Правительствующий Синод за благоразсудит теперешнему Черному Духовенству дозволить переход в белое Духовенство вообще или частно то Временное Верьховное Правление Обязывается тому не противиться, а ровно и не принуждать впредь вдовцов из белаго Духовенства ко вступлению в Монашество.

3) Люди поступающие в Монашеское Звание отрекаются при вступлении в оное от сего бреннаго Света и клятву произносят в посвящении остальных Дней своих одному только благочестивому молению Всевышняго и умерщвлению плоти; а посему и должен образ их жизни смиренностью и чистотою своею соответствовать в полной мере высокому их предопределению. Взирая же на теперешнее житие Монахов оказывается что не везде сии правила с надлежащею точностью исполняются, а посему и возлагается обязанность на Временное Верьховное Правление старательное обратить внимание на сей предмет и с духовными отцами сердечно об оном пересоветоваться дабы глубокомысленно пересмотреть теперешнее положение Монашескаго чина и на меру положить каким образом утвердить оный на пути угодном в своих Действиях Богу и святым отцам Православныя Церкви, изкореняя непременно разврат и Злоупотребления.

С сею целью постановить надлежит между протчим следующия правила основанный на Древних велениях и Законах Церковных Отцов:

· 1) От ныне впред никто не может в монахи поступить прежде 60-го году от рождения.

· 2) В Бельцы никто не может поступить прежде 40-го года от рождения.

· 3) Лутчее испытание для Бельцов составляют Мисионерства.

· 4) Первой и второй Пункт относится как до Мущин так и до женщин.

4) Поелику Коренным Правилам постановлено что от ныне впредь никто не может в России духовныя обязанности исполнять и Духовныя Званья носить как только одни Российские Граждане в каком бы то ни было Исповедании или Вере ибо Духовенство признано частью Правительства а в службе Государственной могут находиться одни только Российские Граждане то и утверждается Постановление что естьли Духовенство какаго нибудь иноземнаго Исповеданияе признает или признавать будет над собою Начальство состоящее вне России, то должно оно или Россию невозвратно оставить или от своего Начальства отказаться и всякия с ним связи и Сношенья совершенно на всегда прекратить: ибо Россия никакаго не должна признавать Внешнего влияния; а тем еще менее внешнего Начальства над своими Гражданами в каком бы то ни было отношении.

По сему случаю разрешается Временное Верьховное Правление нужныя сделать и согласить Конкордаты и потом их в Действие привезти. Что же касается до Монашеских Чинов иноземных исповеданий то им не дозволяется пребывание в России ибо все сии ордены противны Духу Православной Веры и потому не могут в России быть терпимы.

5) Никакое звание не требует столь сильных Добродетелей как Духовное, долженствующее словом и Делом наставлять мирян в сей жизни и приуготовлять к будущей. Сверх того требует оно и больших. познаний; а по сему и должно всевозможное Старание быть приложено для доставления желающим вступить в Духовенство Воспитания и Учености соразмерных с высокою важностью сего Чина. На сей Конец должны с особенною разсмотрительностью быть правила постановлены для приуготовления к Духовному Сану; а равно и для вступления в оный

Духовныя Училища должны с отличнейшею бдительностью быть устроены при Университетах особыми Богословскими Лицеями в коих кроме иных наук надлежит непременно медицину преподавать дабы особенно Сельские священники могли больных пользовать соединяя таким образом врачевание нравственное с врачеванием Телесным. -

Что же касается до вступления в Духовную Службу, то каждый Россиянин может оную проходить на основании Церковных Законов лишь бы мог выдержать Лицейный Екзамен. На том же основании и Лицейные Ученики вступать должны в Духовную Службу. Естьли же кто из Духевных Чинов пожелает оставить сие звание то может от онаго быть уволен после чего поступает в число прочих Частных Людей не находящихся в Службе.

6) Наконец Обращая взоры на положение в коем находится ныне Российское Духовенство оказывается что сие положение горько и жалостно - оно едва имеет ныне Насущный хлеб а в Старости остается без всякаго должнаго призрения и хотя Духовенство конечно не должно о богатствах помышлять и в тяжкой скудости не должно переставать являть примеры строжайшей Добродетели и единственным своим занятием полагать Возвание к ВсеВышнему теплых и благочестивых своих молитв о спасении Душ наших, однако же чем чистосердечнее оно исполняетъ сии Добродетели, тем более должны и мы думать о Доставлении Ему жизни покойной и безсуетной. А по сему и обязывается Временное Верьховное Правление все Средства употребить для доставления почтенному Российскому Духовенству совершенно Приличнаго Содержания соответствующаго важности его 3анятий и въ полной мере его обезпечивающаго въ способах покойной жизни. Особенно же надлежит всемерно улутчить Состояние Приходских Священников дабы они не были принуждены сами заниматься Земледелием и безпокоиться о своем пропитаннии; и могли бы посвящать все свое время на усердное исполнение многозначительных своихъ обязанностей, доставляя вместе с тем и семействам своим приличное и достаточное содержание.

§6, Дворянство.

Дворянство есть то отдельное от массы народной сословие, которое свои особенныя имеет преимущества состоящия в следующих пяти предметах:

· 1) Дворянство обладает другими людьми как собственностью своею называя их своими крепостными е и право имеет составлять Майораты с разрешения Правительства.

· 2) Дворянство никакой подати не плотит и никаких вкладов в пользу общую не вносить.

· 3) Дворянство не подлежит телесным по суду наказаниям подобно прочим Росссиянам ниже за самыя ужаснейшияя преступления.

· 4) Дворянство не подлежит Рекрутскому набору и всякия звания и должностныя места в Государстве замещает за изключением прочих Россиян и

· 5) Дворянство называется Сословием Благородным имеет Гербы и присоединяет к сему различныя Титла.

Сии пять Преимуществ составляют Дворянство, в отношении к коему здесь употреблено слово преимущество а не слово право потому что упомянутые выгоды, коими пользуется Дворянство ни на какой предшествующей обязанности не основаны, ниже для исполнения какой либо обязанности нужными не бывают; почему и не могут правами быть признаны на основании §5 предисловия: тем более что сии Выгоды не только неоснованы на предшествующих обязанностях, но даже на против того от обязанностей избавляют и потому должны быть признаны Преимуществами а не правами.

Разсмотрим теперь должны ли таковыя преимущества в благоустроенном Государстве отдельному Сословию быть дарованы.

Первое. - Обладать другими Людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать Людей на подобие Вещей, употреблят их по собственному своему произволу без предварительнаго с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, Выгоды сии а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное Человечеству, противное законам Естественным, противное святой Вере Християнской, противное наконец Заповедной воле ВсеВышняго гласящаго в священном писании что Люди пред ним все ровны и что одни Деяния их и Добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать позволено одному человеку иметь и называть другаго своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено и Дворянство должно непременно на веки отречься от гнуснаго преимущества обладать другими Людьми.

Нельзя ожидать чтобы нашелся хотя один довольно злосовестной Дворянин чтобы не содействовать всеми силами к уничтожению рабства и крепостнаго состояния в России; но ежели бы паче всякаго чаяния нашолся изверг которой бы словом или Делом вздумал сему Действию противиться или оное осуждать то Временное Верьховное Правление обязывается всякаго таковаго Злодея безизьятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его строжайшему наказанию яко Врага отечества и изменника противу первоначальнаго кореннаго права Гражданскаго.

Сие Уничтожение рабства и крепостнаго Состояния возлагается на Временное Верьховное Правление яко священнейшая и непременнейшая его обязанность. Позывается оно к престолу ВсеВышняго на вечное посрамление естьли не устремится всеми силами на исполнение сего веления в скорейшем времени решительнейшими и Действительнейшими меропринятиями.

Что же касается до Майоратов, то должны теперешние непременно быть уничтожены и Составление новых на будущее время совершенно быть запрещено: ибо Дети должны быть все наделены ровными участками от родительскаго наследства и Установление Майоратов есть столь же гнусная сколь и явная Несправедливость. Уничтожение Теперешних Майоратов предоставляется распоряжению Временнаго Верьховнаго Правления.

Второе - Гражданское общество составлено для возможнаго Благоденствия всех и каждаго. Сие Благоденствие достигается разными средствами и действиями; в числе коих находится Необходимость и Подати собирать. А поелику все члены имеют ровное право на Благоденствие, то все члены имеют точно также ровную обязанность и содействовать водворенио онаго. Сверх того одно только зловластие можеть все тягости возлагать на одних а других всеми выгодами осыпывать: Честной Человек без угрызения совести не можеть пользоваться трудами и пожертвованиями ближних без всякаго с своей стороны возмездия или соучастия. А потому и не можеть Дворянство от Податей быть освобождаемо. Оно должно со всеми прочими Россиянами разделять не только все Государственныя выгоды, но равным образом и все Государственныя тягости. Временное Верьховное Правление обязывается при введении новой Государственной Финансовой системы подвергнуть Дворянство податям на ровне с прочими Россиянами.

Третье. - Род наказания должен ответствовать роду преступления а не сословию преступника ибо преступление есть произведение злых качеств человека а не причисления его к тому или другому сословию и хотя утверждают что одинаковое наказание для человека образованнаго и человека без воспитания будет большее страдание для перваго нежели для втораго но одинаковое преступление соделанное человеком образованным и человеком без воспитания заставляет предполагать более разврата и более унижения в первом нежели во втором а следовательно и должен первой быть наказан сильнее втораго чем равновесие и возстановится. К тому же, цель наказания не есть страдание преступника но есть исправление его а еще более удержание других посредством примера от подобных Деяний; почему и должно Наказание быть соображено преимущественно с действием на посторонных Людей. Из чего и явствует необходимость чтобы за одинаковыя преступления налагаемы были одинаковыя наказания: тем более что нет возможности сообразить наказание со степенью чувствительности наказываемаго и что Люди даже однаго и того же сословия столь же различны в отношении к сей чувствительности сколь и люди различных Сословий. А по сему и должно Дворянство на ровне со всеми прочими Россиянами за одинаковыя преступления одинаковым подлежать наказаниям и ежели и телесныя Наказания будут признаны необходимыми то должны оным быть подвергнуты Дворяне так точно как и все прочие Люди. Временное Верьховное Правление обязывается распорядить приведение сего в исполнение безупустительно с самаго начала вступления своего в Должность.

Четвертое. - Набор Ратников в войско есть учреждение необходимое для Государственной безопасности а следовательно и для Государственнаго бытия, и потому должно оно неминуемо существовать; Но поелику польза от Военной Силы происходящая на всех членов Гражданскаго общества распространяется одинаковым образом то и должны все Сословия одинаковым образом в Составлении сей Силы участвовать руководствуясь очередью и жребием как то объяснено будет в Главе осьмой, то есть одинаковыми для всех Россиян правилами на сей щет. А по сему и не может Дворянство от сей личной повинности быть освобождаемо и должно сие преимущество его быть уничтожено.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал