Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пестель П.И. Русская правда 6 страница






· 2) Во многих Селениях и Волостях населенных вольными Земледельцами принадлежит ныне вся Земля или большая часть оной Всему Обществу вообще, А поелику Общественная Земля имеет по новому предположению составлять только половинную часть всей Земли волости то в таковых волостях где общественная Земля более половины всей Земли составлять будетъ обязывается В. В. П. отделить от общественной Собственности ту часть Земли, которая половину всей Земли Волости превышать будет и сию отделенную часть раздать по ровным участкам в вечное потомственное владение членам того общества Вольных Земледельцов коему вся Земля принадлежит.

Ежели где нибудь необходимым окажется включить в Состав общественной собственности и частную Землю какаго нибудь Вольнаго Земледельца, то сей Вольный Земледелец имеет быть в полной мере за сию Землю вознагражден или денежною платою или выдачею ему в собственность из казенных Земель таковаго участка который бы в ценности своей равнялся участку земли у него отнятому. Все же земли принадлежащия ныне в частную собственность Вольных Земледельцов коих не нужным окажется включить в общественную Волостную Собственность имеют оставаться в вечном потомственном владении нынешних своих владельцов на основании общих Правил.

Все подробности сего распорядка имеет В. В. П. устроить Законодательными и исполнительными Действиями по внимательному соображению временных обстоятельств, частных случаев и местных Положений и руководствуясь неизменно и полномерно Правилами здесь изложенными.

§ 12. Казенные крестьяне.

Казенные Крестьяне разделяются ныне на три рода: Государственные или Економические, Удельные и наконец Арендные с Старостинскими.

Все Сии три рода Казенных Крестьян составляют ныне с землями и Заведениями к ним принадлежащими Государственныя Имущества и потому правилом постановляется чтобы от ныне впредь не различать сих Имуществ на Государственные, Удельные и Арендные, но даровать им всем одинаковое существование, образование. Управление и предназначение щитая их всех на одинаковых правилах Государственным имуществом; И потому подвергнуть их всех одинаковым изменениям и меропринятиям и привезти их всех в одинаковое Политическое Состояше или Положение. На сей конец открываются необходимыми следующия меропринятия:

· 1) Признать, объявить и провозгласить всех казенных и Удельныхъ Крестьян Вольными и никакаго рода Крепости более не подлежащими, включить их всех в общей Состав Российскаго Гражданства на основании общих Правил признавая их Российскими Гражданами и распространяя на них все Права Купечества и Мещанства, так чтобы они от ныне впредь особаго Сословия более не составляли но принадлежали бы к общему Сословию Российских Граждан.

· 2) Составить по общим правилам Волости из казенных и Удельных Селений или включить сии Селенья в состав других Волостей смотря на удобность и на обстоятельства и потом самих казенных и Удельных Крестьян распределить и расписать по Волостям на основании общих правил вводя в Сии Волости тот образ Управления которой в последствии сей русской Правды для всех Волостей вообще описан будет и подвергнуть казенных и Удельных Крестьян тем же законам и постановлениям, как и всех прочих Россиян.

· 3) Разделить все Земли в каждой Волости на две Половины; из коих одну отдать под названием общественной Земли в собственность Волостному обществу а другую под названием Казенной оставить собственностью Казны входящею в Состав Государственных Имуществ. Общественную Землю не должно Волостное Общество иметь право ни продавать ниже закладывать ибо она есть собственность неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной земле в виде частнаго Человека и потому казенныя земли продавать может

Конец текста 2-ой редакции " Русской Правды"

Начало публикуемого текста 1-ой редакции " Русской Правды"

... Верьховное Правление распорядиться о сем предмете таким образом чтобы Солдатское Дети получали от Казны Пропитание в продолжении всего времени что их отцы в службе находиться будуть. По выходе Сих последних в отставку должны они Детей своих брать с собою Военносиротския Отделения сделаются тем самим не нужными ибо Солдатское Дети оставаться будут в полках и Командах при своих родителях. Что же касается до службы, то должны солдатское Дети в сем отношении на ровне с протчими вольными людьми быть поставлены без всякаго с ними различия. Они принадлежать должны к тем Волостям к которым Отцы принадлежат и всеми правами в оных пользоваться на ровне с прочими Гражданами как о сих в последствии постановлено будет.

Сей порядок имеет быть введен в то время когда общее Государственное Устройство вызымеет новое свое Существование до того же времени могут Военно Сиротския Отделения употреблены быть на Составление из них Педагогических Институтов как то в Главе о Народном просвещенеи в последствии сея русской Правды объяснено будет.

8. Казенные Крестьяне.

В отношении к Крестьянам Казне принадлежащим обязывается Верьховное Правление следующия меропринятия в частном их применении сообразить и потом введение или Исполнение оных по лутчей местной Удобности распорядить, по усмотрению своему давая оным надлежащий Ход и Действие.

· 1) Не различать Казенных Поместий на Государственныя, Удельныя и Арендныя, но даровать им всем одинаковое существование, образование, управление и предназначение щитая их всех Государственным Имуществом.

· 2) Разделить сии Поместья на Волости по соображению местной удобности и местнаго положения и ввести в оныя Волостное Управление как оное в последствии сей Русской Правды описано будет.

· 3) Разделить все Земли в каждой Волости по угодьям на две Половины; из коих дать одной название общественной Земли, а другой казенной Земли. Общественную Землю отдать в Собственность Волостному Обществу а казенную Землю оставить Собственностью Казны то есть входящею в Состав Государственных Имуществ. Подробности сего Положения определить Верьховное Правление.

· 4) Крестьяне Казенных Поместий или Селении продолжают обработывать как общественныя так и казенный Земли теперешним порядком и платить казне тоть же оброк за оныя который и ныне платят.

· 5) Сей Порядок будет продолжаться Десять или Пятнадцать лет сряду а после сего срока не будут Крестьяне никакого оброка платить за общественную землю а за казенную которую пожелают для обработывания на откуп взять будут они деньги платить по назначению какое тогда имеет быть сделано и для котораго потребуются от крестьян предварительныя их предположения.

· 6) После Десяти или пятнадцати лет а есть ли удобно будет, то и прежде когда сей новый Порядок окончательное возымеет существование, Ход и Действие, будуть казенные Крестьяне пользоваться совершенною свободою и будут объявлены совершенно вольными, при чем общественная Земля никому не будет принадлежать частно, но всему Волостному обществу совокупно а казенная Земля останется собственностью казны, и Крестьянам будет отдаваться в откуп.

· 7) Волостное общество не должно иметь права общественную Землю продавать или Закладывать, она есть собственность в сем отношении неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной Земле в виде частнаго Человека и потому продавать казенныя Земли право имеет. Есть ли Крестьянин купить у Казны какую нибудь казенную землю или часть оной, тогда сей участок им купленной будет он иметь право, закладывать, продавать, дарить, в наследство и приданое отдавать и одним словом оным распоряжать по своей воле как совершенною частною собственностью своею.

· 8) Весьма будет полезно завести в каждой Волости по мере возможности маленькое банки и Ломбардты а равным образом и страховыя учреждения. Сие конечно вдруг или скоро воспоследовать не может и потому сказано что надлежит оное заводить по мере Возможности. Надлежит также распространить на Казенных Крестьян права Купечества и Мещанства о чем Верьховное Правление особое сделает распоряжение.

9. Монастырские Крестьяне.

Монастыри Православныя Грекороссийской Церкви не имеют никаких Поместий и никаких Крестьян между тем как из католических монастырей многие еще крестьян имеют. Сего различия по трем причинам существовать не должно. Во первых потому что Монашество инностраннаго Исповедания не должно пользоваться большими преимуществами как Монашество отечественнагоправославнаго Исповедания, во вторых потому что ежели Монашеской Чин с усердием все свои обязанности исполнять будет то ему не останется времени для управления поместьями а в третьих наконец потому что Звание требующее от вступающих в оное клятвы в бедности и умерщвлении плоти жизнь свою проводить не должно утопать в Богатстве и Пресыщении давая тем пример соблазна и Разврата. Православное Монашество чувствуя свое Высокое Предопределение давно уже никаких поместий более не имеет; почему же не последовать его примеру в отношении и к Иноверному Монашеству. А по сему в следствие всего здесь сказаннаго разрешается Верьховное Правление всех Монастырьских крестьян и Поместий присоединить к Государственным Имуществам и потом те же самыя меры в отношении к ним принять каковыя предполагаются для всех Казенных Крестьян и поместий вообще.

10. Вольные Земледельцы

В отношении к Вольным Земледельцам коих общества собственныя свои Земли имеют обязывается Верьховное Правление следующия сделать распоряжения и следующия устроить меропринятия:

· 1) Составить из них Волости с учреждением в оных Волостнаго Правления таким же точно образом и порядком как выше сказано о Казенных Крестьянах имеющих также быть со временем вольными Земледельцами.

· 2) Разделить земли каждой Волости по угодьям на две половины из коих одной именоваться общественною Землею а другой частною Землею. Общественная Земля имеет на тех же основаниях Волостному обществу принадлежать на коих сие пояснено в статье о казенных Крестьянах.

· 3) Частная Земля каждой волости имеет быть роздана Участками всем различным Семействам той волости в вечную и полную частную их собственность. Ежели кто из вольных Земледельцов перед сим уже купил какую нибудь для себя землю то остается полным обладателем оной.

· 4) По мере возможности завезти волостные Банки и Страховыя Учреждения: распространяя на Вольных Земледельцов права Купечества и Мещанства о чем Верьховное Правление особое сделает распоряжение.

· Все Подробности сего распорядка имеет Верьховное Правление устроить Законодательными и Исполнительными Действиями по соображению временных обстоятельств, частных случаев и местных положений, причисляя однодворцев в общем смысле к сему же разряду.

II. Дворянские Крестьяне.

Весьма различно положение, в котором находятся различные Дворянские Крестьянее. У самых добрых господ они соввршенным благоденствием пользуются. У самых Злых они в совершенном злополучии обретаются. Между сими двумя крайностями существует многочисленное Количество разнообразных Степеней злополучия и благосостояния. Различие сие произходитот того что участь Крепостных Людей в полной мере зависит единственно от мысли и воли их Господ, и что никакаго не существует определительнаго постановления взаимныя их отношения, обязанности и Права устанавливающаго, и положение Крестьянскаго Состояния ясно определяющаго. Сие доказывает необходимость таковаго Постановления дабы дурные Помещики принуждены были следовать примеру добрых Помещиков, и дабы Положение Крестьян елико возможно было улутчено и на твердых Началах и Правилах положительным образом основано.

Для составления таковаго Постановления имеет Верьховное Правление возложить на вышепомянутыя Грамотныя Дворянския Собрания обязанность представить ему проекты об оном и потом из всех сих проектов выбор сделать целое составить и оное в ход и Действие привезти. Все же предварительныя меры нужныя для составления и введения сказаннаго Постановления обязывается Верьховное Правление по своему усмотрению неукоснительно и решительно принять не останавливаясь никакими побочными соображениями.

Успехи общаго Просвещения повсюду более и более распространяющагося, лутчея понятия о взаимных отношениях всех членов и частей Государства, Дух времени стремящийся к Свободе на Законах основанной, все сие заставляет желать, чтобы Рабство было совершенно в России уничтожено, и чтобы полезное Сословие Крестьян не было забыто особливо в то время когда Россия стремится к установлению прочнаго Законнаго порядка и всем прочим своим сословиям и частям улутчение положения и Состояния их приобретает. Сверх того надобно также и о том в совести своей помыслить что право обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, заклады- вать, дарить и наследовать Людей на подобие Вещей, употреблять их по своему произволу без предварительнаго с ними соглашенияеи единственно для своей прибыли, Выгоды и Прихоти есть дело Постыдное, противное Человечеству, Законам Естественным, Святой Вере Християнской и заповедной Воли Всевышняго Творца Гласящаго в Священном Писании что все Люди пред ним ровны и что одни Деяния их и Добродетели разницу полагают. Но поелику таковое важное Предприятие тре- бует зрелаго обдумания и весьма большую в Государстве произведет перемену то не может оное иначе к успешному окончанию приведено быть как введением Постепенным. О сем предмете должно Верьховное Правление потребовать Проекты от Грамотных Дворянских Собраний и по оным меропринятия распорядит, руководствуясь следующими тремя Главными Правилами:

· 1) Освобождение Крестьян от Рабства не должно лишить Дворян дохода ими от Поместий своих получаемых

· 2) Освобождение сие не должно произвезти Волнении и Безпорядков в Государстве для чего и обязывается Верьховное Правление безпощадную строгость употреблять противу всяких Нарушителей общаго спокойствия.

· 3) Освобождение должно Крестьянам доставить лутчее положение противу теперешняго, а не мнимую свободу им даровать.

12. Дворовые люди.

Дворовые Люди суть самое жалкое Состояние в целом пространстве Российскаго Государства. Солдат прослуживни 25 лет получает по крайней мере по истечении сего срока свободу и избирает потом себе любыя занятия. Дворовый же человек всю жизнь свою служит своему Господину и ни на какую надежду права не имеет: одна воля Барина всю его участь составляет до конца его жизни. Таковой Порядок долее продлится не должен и все то что в предидущей статье сказано о Кре- стьянах относится также и до дворовых Людей. Верьховное Правление потребует также и на сей щет проекты от Грамотных Дворянских Собраний извлекая из оных средства к Постепенному освобождению от Рабства Дворовых Людей.

Здесь могут с удобностью два средства быть употреблены. Первое состоит в назначении числа Годов коих Господину своему прослуживши, дворовой человек делается Вольным. Второе состоит в назначении суммы Денег коих своему Господину заплатив Дворовой человек также делается вольным. Сии два способа могут различными распоряжениями быть соединены и в подкрепление одно другому поставлены. Назначение откупных Сумм должно быть сделано по соображению местных обстоятельств и по вниманию на разные Ремесла коим Господа Людей своих обучали. За сими распоряжениями будут всетаки еще Дво- ровые Люди Крепостными оставаться и для сих последних в особенности нужны вышепомянутые проекты Грамотных Дворянских Собрании.

13. Заводские Крестьяне.

Заводские Крестьяне суть или Дворянские или Казенные. Дворянские суть Люди крепостные и потому суждение об улутчении их состояния и о постепенном даровании им вольности принадлежит к статье о Дворянских Крестьянах где Действие свое иметь будуть Грамотныя Дворянския Собрания с окончательным утверждением и решением Верьховнаго Правления. Касательно же Казенных Заводских Крестьянах обязывается Верьховное Правление следующия меропринятия распорядить: соображая по своему Усмотрению все частные Случаи и местныя Обстоятельства

· 1) Всех Крестьян на Заводах работающих заменить Людьми вольнонаемными или что еще лутче преступниками разнаго рода; распределяя их по соображению важности преступления и тягости работы.

· 2) Всех заводских Крестьян обратить в первобытное Земледельческое Состояние устроивая для сего в случае надобности Переселения, и составляя из них Волости на тех же основаниях как выше сказано в статье о Казенных Крестьянах к коим и их причислить.

Из Политической Економии известно что те только Изделия полезны которыя заводимы быть могут без всяких Насильственных или принудительных Меропринятий, и которыя следовательно собственным своим избытком себя поддерживать могут. По сей причине одни Вольнонаемные Работники должны бые при всяких Заводах быть Употребляемы; но поелику в числе заводов находятся такие которые необходимы для Блага Государства а другие коих безразсудно бы было бросить после всех издержек для них сделанных, то и дозволяется Преступников на Заводах употреблять; тем более что никакаго не может быть лутчаго дано предназначения Людям преступлениями потерявшим право на Свободу как занятия к пользе Государственной служащия.

Из всего содержания Главы сей явствует:

· 1) что Духовенство не признается более особым Сословием Народа но особою отраслею Государственнаго Чиноначальства.

· 2) Что Дворянство обязывается под руководством Верьховнаго Правления пересмотреть свой Состав и Проекты об оном представить, и

· 3) Что Все Прочия Сословия соединяются в одно и сливаются в общее Сословие Российских Граждан имеющих пользоваться совокупно всеми теми правами и преимуществами коими до ныне каждое Сословие пользовалось отдельно. Сие общее Сословие долженствующее заменить все до ныне существовавшия имеет называться Гражданством.

При сем надлежит заметить

· 1) что с уничтожением Сословий и со введением Гражданства все уже Граждане одинаковым Законам подлежать будут и что должны они право иметь Земли и вообще всякую Движимую и Недвижимую Собственность приобретать но только не Крестьян и

· 2) что Люди оказавшие Отечеству большия Услуги должны быть отличены от тех, которые только об себе думали и только о частном своем благе помышляли. Таковыя Лицы должны особенными пользоваться правами и Преимуществами. Воть Главное Правило основанием Дворянству служащее.

О НАРОДЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ.
[ГЛАВА IV]

§1

Содержание сей Главы разделяется по существу предметов в оную входящих на три разряда. В первом имееть бытьразсуждаемо о политическом разделении общей Массы Народа на части, о произхождении Сословий и о распределении частных Лиц по Волостям. В Втором Разряде имеет быть разсуждаемо о составлении общественных Земель образующих общественную собственность всего Народа и о различии между землями и Собственностями частными и общественными. В Третьем наконец разряде имеет быть разсуждаемо об участии Народу предоставленному в правительственных или Государственных Делах и об учреждении Народных Собраний. Таким образом будут представлены в совокупном изложении коренныя правила Политическаго Состояния Народа: Первый разряд представит понятие о Народном Составе и его политическом распределении. Второй разряд представит Понятие о Народной Собственности и обезпечении каждаго в его Существовании. Третий наконец представить понятие об образе и порядке коим Народ имеет участвовать в общественных или Правительственных Делах. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 параграфы составляют первый разряд, 10, 11, 12 и 13 параграфы составляют второй разряд, 14, 15, 16, 17 и 18 параграфы составляют наконец Третий разряд.

§2.

Порядок Должен в Государстве существовать и не может быть иначе введен как разделением общей Массы Народа на части: так чтобы целость Гражданскаго общества составлялась из нескольких частных или подраздельных обществ. Сим средством приобретается возможность Благоустройство в Государстве установить соделывая Сношения Правительства с Народом удобными между тем как сии Сношенья до чрезвычайности бы затруднительны были естьли бы вся Масса Народа составляла только одно Целое Неразделенное. Сие Необходимое разделение Народа на части или общества бывает тремя образами в исполнение приводимо.

Первый образ или Распределение Сословное существует когда Народ разделен на Классы или Состояния, имеющия собственныя свои отличительный преимущества и особенныя Права. Сих Классов или Сословий бывает обыкновенно четыре: Духовенство, Дворянство, Среднее Состояние и Крестьяне,

Второй образ или распределение по Отраслям Промышленности существует когда Народ разделен на Состояния Земледельческое, Мануфактурное или Издельное и Торговое и каждое из сих Сословий опять из нескольких частных подразделений состоит както например, из Гильдий, Цехов, Мастерств, Товариществ, Компаний, Поденщиков, и так далее и каждый из сих Классов свои особенныя имеет права отдельно от прочих.

Третий образ или Распределение Местное тоже Земское существует когда Каждый Уезд разделен на некоторое Количество Волостей так что все жители каждой Волости составляют так сказать одно Политическое Семейство и каждый частный Человек непременно обязан к составу какой-нибудь Волости принадлежать и к оной приписанным Состоять.

В редком Государстве существует отдельно одно только из сих трех Разделений. По большой части бывают они совместны, самым иногда странным образом перемешаны и перепутаны.

Несправедливость и Недостаточность распределения Народа по Сословиям явственным образом выказывается при первом взгляде. Духовенство, как в предидущей Главе объяснено не должно быть признано за особенное Сословие в Народе, но за особенную отрасль Государственнаго Правления или Чиноначальства. Дворянство есть Установление справедливое когда основанием своего существования имеет Услуги им отечеству оказываемыя, но когда оно ни что иное есть как феодализм подобно как сие во многих Европейских Государствах установлено, тогда оно есть зло Безразсудное гибель Государству наносящее.

Среднее Сословие вмещает всех городских жителей, которые имеют особыя и отдельныя права от крестьянскаго Сословия вмещающаго всех Сельских Жителей. При сем надлежит заметить что кроме сего различия между средним и Крестьянским Сословиями существовало еще во всех Державах прежде и существует еще ныне в России то различие что Члены Средняго Сословия суть Люди Вольные, а члены Крестьянскаго Сословия суть Люди крепостные принадлежащие или Казне или Дворянам. В предидущей главе было объяснено почему для Государства вредно когда делается раз личие между правами Городскими и Сельскими и когда жители Городские разделяются на Купечество, Мещанство и так далее.

А Посему и следует из сего что Разделение Народа на Сословия не только никакаго Порядка не вводит, но на против того поводом служит к водворению многих коренных Неустройств и Злоупотреблений и следовательно не должно быть принято; а есть ли уже существует то непременно должно быть уничтожено как то пространно в предидущей главе показано.

§3.

Второе Распределение Народа на Состояния занимающиеся Земледелием и Изделиями или Торговлею совершенно отвергнуто Политическою Економиею доказавшею неоспоримым образом что каждый человек должен иметь полную и совершенную Свободу заниматься тою отраслею Промышленности от которой наиболее ожидает для себя выгоды и Прибыли; лишь бы честен был и к Законам исполнителен. Правительство должно конечно способствовать всеми мерами к Усовершенствованию Народнаго богатства, но споспешествование сие должно состоят в Законодательство относительно Промышленности а не в распределении Народа по отраслям Промышленности которое напротив того мешает преуспеванию Народнаго богатства.

Таковое Распределение Частных Лиц породило бы скоро новый Род отдельных сословий которыя бы имели основанием своего Большия Богатства. Таковыя Сословия самыя суть безразсудныя и зловредныя потому что оне самыя безчеловечныя, что оне умножают до чрезвычайности число Бедных и Нищих и что их влияние на Народ основание свое имеет не на общем мнении, но на Золоте и Серебре посредством коих они весь Народ приводят в совершенную от себя зависимость. А потому обязано всякое благомыслящее Правительство не только таковаго распределения Народа не допускать, но даже и все меры принимать дабы таковыя Сословия отдельным от Массы народной Составлением сами собою бы не Устанавливались и не образовывались а тем более обязано их уничтожать ежели они существуют. Сии Сословия однакоже могут ныне в России только тогда быть прекращены когда взимание податей на сем распределении ныне основанное, другим образом устроено будет.

§4.

Наконец Распределение Народа по Волостям соединяет все Выгоды и все Удобности отвращая все Несправедливости, и все 3атруднения. А посему и обязывается Верьховное Правление Сие Распределение ввести уничтожив ныне существующее и устанавливая новый сей Порядок на изложенных в последствии сей Главы коренных Правилах разрешаясь при том все подробности сего Положения по своему Усмотрению распорядить.

Прежде же приступа к изложению сих Коренных Правил надлежит представить весьма Важное Соображение о Постепенности в Государстве для порядка требуемой и вспомнить что Слово Волость означает всякое Городское, Сельское и вообще Земское общество. Города же, местечки, села и Деревни будуть посему совершенно одно и тоже, то есть Волости. Все различие будет состоять в большем или меньшем Количестве обывателей в Волостях как ныне различествуют города; а по сему и можно заменить сии Названия одним именем Селенье. Городом же может продолжать называться местопребывание Уезднаго Начальства. Из приписной Волости весьма легко можно сделать Цельную Волость предпринимая где удобно или где нужно перестройку или переноску обывательских или крестьянских Домов, и сим способом составляя из несколькихе Селении одно Селение. Сие в России часто ныне делается и потому меропринятие сие малым подлежить Затруднениям, оно даже полезным быть может ибо округлить Волости. Верьховное Правление обязывается обратить особенное внимание на сей предмет и по мере возможности или Удобности привезти оное в исполнение.

§5.

Много было разсуждаемо о необходимости чтобы постепенность в Государственном Устройстве существовала; то есть чтобы Политическо-Нравственное Пространство отделяющее Массу Народную от Верьховной Власти на разный Степени было разделяемо и степени сии бы начинали от Массы Народной и восходили бы до Верьховной Власти. Мысль сия совершенно справедлива и таковой порядок конечно необходим; надлежит только истинныя избрать средства к введению и Установлению онаго. Люди зловластие любящие объявляли что таковая Постепенность требует разделения Народа на многия Сословия таким образом чтобы нисшее Сословие мало прав и никакой власти бы не имело а начиная от него все прочия Сословия имели бы различное Количество прав, преимуществ и Власти смотря на удаленность их от Народа и Приближенность к Верьховной Власти.

Сии Правила извлечены из Феодальной Системы и столь же в применении своем пагубны сколь в существе с истиною не согласны. Они пагубны потому что одним только пристрастием дышат, что некоторым членам Народа выгоды дают в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой. е для Государства пользы, что для пресыщения Корысти нескольких Людей жестокую оказывают Несправедливость противу Наибольшей части Народа и что противны цели Государственнаго существования состоящей не в пристрастии к малому числу, но Елико возможно болышем Благоденствии многочисленнейшаго Количества Людей в Государстве.

С другой Стороны Они с истиною не согласны потому что никакой постепенности не образуют ибо постепенность в Государстве должна быть устанавливаема для того чтобы Верьховная Власть не была обременяема всеми Делами в Государстве без изъятия и Дела бы Сии от части разрешались в нисших Степенях, от части до нея восходили чрез посредство Степеней Установленных между Верьховною Властью и разными местами где дела возникать могут.

Из сего явствует что ежели бы Сословия Постепенность составляли, то Дела должны бы поступать от Крестьян на решение Мещан. От сих к Купечеству, от Купечества к Дворянству и так далее. А доелику Сие бы слишком было безразсудно то и не существует сего ни где а тем самим и доказывается что Сословия никакой в Государстве Постепенности не образуют ибо не чрез их посредство Дела восходят до Верьховной Власти. На против того они разныя только отделения между Народом образуют, которыя всегда друг на друга враждуют.

Истинную Постепенность образует в Государстве Чиноначальство состоящее из тех Чиновников, которые в Службе находятся, разныя должности исполняют и разными званьями друг от друга отличаются. Сие Чиноначальство Будучи распределяемо по разным Степеням общаго и частнаго Государственнаго Правления дает всем Деяниям законное их течение и доводит оныя от их Начала до Совершения а ежели нужно то и до самой Верьховной Власти. Кратко сказать: Постепенность в Государстве необходима, и находится не в Сословиях Народа, но в Государственном Чиноначальстве, которое всегда может быть от Сословий совершенно независимо ибо в Чиновнике нужны Способности, Знания и Добродетели могущая быть найдены во всех Сословиях.

§6.

Порядок должен в Государстве существовать и не может быть иначе введен как разделением Государственнаго Пространства на части; почему и имеет вся Россия быть разделена на области. Каждая область на несколько Губерний. Каждая Губерния на несколько Уездов. Каждый Уезд наконец на несколько Волостей, дальнейшее же разделение Каждой Волости на частныя Имущества или Поместья не есть уже разделение Политическое или общественное но есть разделение Гражданское или частное Из сего явствует что при разделении Земельнаго Пространства Государства на части Волость должна быть признана политическою Единицею. Сему разделение ответствует образование Правления и установление Степеней Чиноначальства Вверху над оными находится Верьховная Власть, а внизу под оными весь Народ Верьховная Власть управляет целым Пространством Государства а Народ весьма естественным образом распределяется по Волостям, то есть по политическим Единицам Государственнаго Пространства. Политическое Благоустройство состоит в полной соразмерности и совершенном соответствии между образом политическаго существования частных Лиц Народ составляющих и образом Устроения Правительства со всеми различными отраслями Государственнаго Правления.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал