Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второе слово Спасителя на Кресте







Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил ecи, Господи; и мене древом крестным просвети и спаси мя.
Эксапостиларий во Св. и Вел. Пяток утра

Иисус Христос был распят и вознесен на Крест около 12 часов дня по нашему исчислению. По еврейскому времени той эпохи шел 6-й час, так как время дня евреи считали от восхода солнца. Мы уже видели, что все насмехались и издевались над Господом - кто по злобе, кто по легкомыслию, кто по примеру других. В таких обстоятельствах всеобщей ненависти и хулы бросить камень в невинного - совершенно обычное дело. Наоборот, всякое проявление сострадания или хотя бы сочувствия в такое время считается если не преступлением, то, во всяком случае, малодушием и излишней чувствительностью... Но если можно еще как-то понять насмешки и хулу, которую выражали посторонние зрители, толпа, - то как понять хулу на Господа от двух злодеев, распятых вместе с Ним? От них скорее следовало ожидать понимания и сострадания - ведь и сами они находились точно в таком же положении!

Увы, опыт жизни свидетельствует, что человек, придя во глубину зол, не становится сострадательнее к товарищам по несчастью. Тюрьма, это огромное собрание всяческих преступников, не мирит их между собой.

То же самое происходило теперь с распятыми разбойниками. Особенно неистовствовал один из них. Для него ничего не значила его теперешняя близость к Искупителю. Солнце всегда одно и то же по своей природе. Но, светя на воск, оно размягчает его; светя на глину, превращает ее в камень. Не размягчилось и сердце злого разбойника, хотя совсем рядом находилось теперь Само Солнце Правды - Христос. Как и вся беснующаяся толпа, он отчаянно вопил к Спасителю и издевался над Ним: " Если Ты Христос, спаси Себя и нас" (Лк. 23, 39).

Итак, казалось, что весь мир выступил против Искупителя. Ему буквально не на ком было остановить Свой измученный взор. А близкие Его затерялись далеко в толпе и сами требовали утешения.

Между тем вокруг Креста Христова начали совершаться необычайные знамения. Наступило затмение солнца. В людях пробудился страх, а вместе со страхом - совесть. Шум, насмешки и ругательства мало-помалу прекратились. Все погружалось в безмолвие, как будто ожидая чего-то необыкновенного.

Что стало причиной покаяния второго разбойника? Эта внезапная тишина и страшное небесное знамение? А может быть, молитва Спасителя к Своему Отцу о прощении грехов поносящих Его?

Так или иначе, благодать Господня коснулась его сердца и размягчила его. Теперь он уже не мог быть на стороне ненавидящих и поносящих Спасителя; теперь он был уже защитником Праведника.

Будучи распятым, потеряв почти все свои силы, этот разбойник не мог, конечно, произносить громких публичных речей, не мог унимать толпу. Но он мог унять хотя бы своего нечестивого товарища. Так он и сделал, сказав: "...или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал" (Лк. 23, 40-41).

В сущности, эти слова благоразумного разбойника уже были исповеданием. Он исповедал в них свою веру в Иисуса Христа как в Праведника, страдающего безвинно. Но, очевидно, его сердце почувствовало неполноту такого исповедания; оно же подсказало ему главные слова, которые он должен был сказать своему Спасителю. " И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! " (Лк. 23, 42).

Именно в этих словах разбойник исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа как в Бога, как в Хозяина Царства Небесного. В сущности, именно с этого мгновения он уже перестал быть разбойником и стал кающимся христианином... " Мал глас испусти разбойник на кресте, - воспевает наша Святая Церковь, - но велию веру обрете, во едином мгновении спасеся, и первый райская врата отверз, вниде" (антифон во Св. и Вел. Пяток утра).

Разбойник, никогда не быв среди учеников Спасителя, в эти минуты как будто становился его учеником, исповедуя одну из главных Христовых истин: " Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7, 1). Обращаясь ко Господу, он просил у Него не избавления от казни и страданий (так как знал, что страдает справедливо!) - нет, он просил у Христа, чтобы Господь помянул его в Небесном Царствии, в будущей жизни и дал ему хотя бы последнее место среди Своих избранных.

Он просил - и веровал, веровал - и надеялся, что получит просимое. И Спасителю отрадно было услышать такую просьбу от разбойника. Ведь это был ответ Отца Небесного на Его сыновнюю молитву. Это было началом великого искупления человечества, освобождаемого из рук человекоубийцы.

Искупитель людей с любовью смотрел на первый плод Своей великой Жертвы. Молитва кающегося разбойника была услышана. " И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 43).

Господь умолк. Молчали оба разбойника. Но теперь заговорило Небо...


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал