Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. 1. История как наука. Объект, предмет
1. История как наука. Объект, предмет. Методы, принципы. Самое общее определение: история – это наука о прошлом человеческого общества. Само понятие «история» возникло в глубокой древности, и, в переводе с древнегреческого, означает «рассказ о прошлом». Со времен античности наука о прошлом становится относительно самостоятельной, системообразующей областью человеческих знаний. Постепенно формировалось представление об истории народов и государств как связанной последовательности основных событий. Историческая наука в современном ее понимании – как исследовательское направление и учебная дисциплина – сложилась значительно позже. В настоящее время история делится на всеобщую, или всемирную, историю, в рамках которой изучается происхождение человека и его развитие, а также историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней, включая и отечественную историю. В России история как наука сложилась в XVIII в. Как любая наука, история решает три взаимосвязанные задачи: а) познавательную, б) прогностическую, в) практическую. Структуру исторического знания можно разделить на два уровня, соответствующие уровням сознания чувственному и абстрактному: а. фактологический (изучение конкретных фактов, их систематизация, обобщение и т.д.) б. теоретический (выработка теорий и гипотез на основе фактологического материала). В структуре исторических знаний выделяются несколько относительно самостоятельных направлений, без которых невозможно представить себе историю как науку в целом. Это, прежде всего, источниковедение, которое разрабатывает теорию, методику, изучение и использование исторических источников. В рамках источниковедения получили развитие вспомогательные, или специальные исторические дисциплины. Археология – наука, изучающая историю общества по вещественным памятникам, материальным остаткам жизни и деятельности людей, орудиям труда и т.д. Палеография, изучающая памятники письменности по их внешним особенностям, сфрагистика – наука о печатях, историческая хронология, изучающая системы летоисчисления и календари др. Важной исторической дисциплиной являются историография, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки. Надо уметь характеризовать объект, предмет истории, методы и принципы исторической науки. Объектом в изучении истории являются вся совокупность фактов, событий, явлений, характеризующих жизнь общества в прошлом и настоящем. Предмет истории предполагает выделение главного в изучении исторического процесса (социального, политического аспектов, экономической истории, истории города и др.). Методология – это система научных принципов и методов исследования, основанных на диалектико-материалистической теории исторического познания. Диалектико-материалистическая теория исходит из того, что общество надо рассматривать в постоянном развитии, а источником этого развития являются внутренние противоречия самого общества или рассматриваемого общественного явления. Основные методы, используемые при изучении истории: а) хронологический, б) проблемный, в) ретроспективный, г) системно-структурный. Используются также и другие методы, причем обычно несколько методов комбинируются между собой (например, проблемно-хронологический). Сформулируйте основные черты каждого из основных методов. Принципы – это главные, фундаментальные положения науки. Основные принципы исторической науки: а) объективность, б) историзм, в) всесторонность. Необходимо определить, каково содержание каждого из этих принципов применительно к истории.
|