Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. 1.Мобилизационный характер советской экономики






1.Мобилизационный характер советской экономики. Индустриализация и коллективизация. Сущность сталинизма. Конституция 1936 г.

При подготовке к первому вопросу важно отметить, что во второй половине 1920 года перед СССР стала задача ускоренной модернизации. Лозунг построения социализма в одной отдельно взятой стране ставил страну перед реализацией немыслимых по сложности задач: превращения СССР из аграрной в индустриальную державу, технического перевооружения всего народного хозяйства, создания целого ряда энергоёмких отраслей, прекращения зависимости от импорта в кратчайшие сроки. Логичным продолжением этой политики являлась коллективизация сельского хозяйства.

Отметьте, что НЭПовская политика решила важную задачу - восстановления народного хозяйства, но не накопила достаточных ресурсов для проведения таких масштабных преобразований. В условиях ограниченности времени, сложной международной обстановки индустриализация проводилась за счет, прежде всего, деревни. Ухудшение материально – бытовых условий жизни населения, обострение социальной напряженности привели к усилению репрессивных мер, созданию внесудебных органов, созданию основ тоталитарного государства.

Подробно остановитесь на причинах, ходе и итогах индустриализации. Покажите лозунги, задачи и итоги первых пятилеток. Объясните, почему в исторической науке результаты выполнения двух пятилеток остаются дискуссионными? Покажите, были достигнуты плановые показатели или нет? Как оценивают результат историки? Ваша точка зрения?

Определите особенности индустриализации. Среди них:

сжатые сроки,

- первоочередное развитие не легкой, а тяжелой промышленности (в том числе – приоритет оборонно-промышленному комплексу), что потребовало значительных государственных капиталовложений,

- отсутствие внешних источников накоплений, что вело к жесткому режиму экономии, в том числе отказу от ряда социальных программ (например, отказ от перехода к бесплатному среднему образованию) и практике широкомасштабных займов у населения,

- ускоренное создание новых промышленных районов (в основном на окраинах страны).

Объясните, почему индустриализация приняла форсированный характер? Отметьте достижения и издержки индустриализации.

Покажите взаимосвязь и зависимость процесса индустриализации с массовой коллективизацией. Определите задачи, этапы, итоги и последствия массовой коллективизации. Подумайте, была ли альтернатива коллективизации?

В заключение отметьте, что в результате первых пятилеток в СССР была создана целостная административно-командная система экономики, жестко контролировавшая все отрасли хозяйства, что позволяло обеспечивать высокие темпы экономического развития. Это была система, способная эффективно работать в экстремальных условиях, что было ярко продемонстрировано в годы Великой Отечественной войны.

Раскрывая проблемы форсированной индустриализации и сплошной коллективизации, необходимо уяснить, были ли альтернативы индустриализации и коллективизации? Изучите, как в ходе внутрипартийной борьбы были устранены носители этих альтернатив.

Подчеркните, что борьба с оппозицией и установление диктатуры Сталина, становление монополии партии на власть станут важнейшими предпосылками формирования тоталитарной командно – административной системы. Дайте характеристику тоталитаризма. Объясните, почему всякое инакомыслие в партии и обществе преследовалось. Почему репрессии вытекали из созданной в ходе преобразований вт.пол.1920 – 1930 гг. системы. Надо знать, какие политические процессы и репрессии проводились государством с конца 20-х годов. Отметьте, что для обоснования необходимости репрессий власть стала использовать тезис об обострении классовой борьбы. Следует знать, как проходило сопротивление сталинскому режиму. Назовите таких активных борцов против сталинской системы как М.Н. Рютин, С.И.Сырцов, Ф.Ф.Раскольников. Остановите внимание на анализе личности И.В.Сталина и на его деятельности по формированию и укреплению режима личной власти.

Дайте подробную характеристику Конституции 1936 года. Аргументируйте, стало ли по Конституции 1936 г. Советское государство правовым? В чем были главные ценности общества в данную эпоху? Каковы итоги развития и общества ко второй половине XXвека? Почему с точки зрения советской идеологии социализм был построен в основном? Что означала данная характеристика?

Давая заключение по проблеме тоталитаризма в СССР, опираясь на теоретические источники и фактологический материал, сформулируйте собственные выводы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал