![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К совершенствованию личности и только на пути делания Добра
возможно совершенствование Человека» [42]. Наряду с утверждением нравственности как ведущего ис- Точника развития личности русской общественной мысли всегда Была присуща идея социальной справедливости. Уже в ранних Русских утопиях, отмечает Ю.В. Василькова, мы находим упоми- нание о земном рае – «ирье» [43]. Мечты о новом обществе, в ко- Тором будут учтены интересы каждого человека, присутствуют в Литературных памятниках XV—XVI вв. у Афросина, Ф. Косого и Ермолая Эразма. Проекты идеального общества появляются в XVII столетии у В.А. Левшина, М.Д. Чулкова и др., находя своё Продолжение в трудах революционеров-демократов XIX в. Став важнейшей составляющей культурной отечественной Традиции, тема нравственного совершенствования и социального Равенства проявилась и в формировании нравственных и педаго- гических взглядов народа. В том, что П.Ф. Каптерев называл «пе- дагогическим народным самосознанием»: «педагогические взгля- Ды народа неизбежно создаются условиями внешней среды или природы, среди которой живёт данный народ, социальными ус- ловиями и, в частности, религией» [44]. М.А. Демков, П.Ф. Кап- Терев и другие исследователи нравственной, педагогической тра- Диции России видели в ней две важнейшие составляющие, при- сущие всему укладу русской жизни и мировоззрению: господство Жизненного общинного строя и сострадательная христианская позиция при решении социальных вопросов. Отсюда – теснейшее Единство таких основополагающих народных понятий, как нрав- Ственность, благотворительность и педагогика, которые форми- Ровались в России неразрывно и наряду со стихийной и органи- Зованной, светской и церковной, индивидуальной и массовой Практикой воспитания и призрения в семье и общине. Русская православная церковь была тогда основой органи- Зации всего общества. Церковь веками выполняла общечеловече- Скую, общегосударственную, общенациональную функцию со- Циокультурной организации людей, стремясь органически соеди- Нить личное и общественное. Существовавшие в истории религи- Озные системы нравственного воспитания (монастырская и цер- Ковно-приходская) представляли собой конкретно-историческую Социально-педагогическую форму общественной жизни. Мона- Стырская система воспитания органично соединяла осязаемые, Прозаические проблемы народного бытия с нравственным воспи- танием конкретного человека в духе христианских догматов – Братолюбия, нищелюбия, послушания, умения отдавать всего се-
|