Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К совершенствованию личности и только на пути делания Добра






возможно совершенствование Человека» [42].

Наряду с утверждением нравственности как ведущего ис-

Точника развития личности русской общественной мысли всегда

Была присуща идея социальной справедливости. Уже в ранних

Русских утопиях, отмечает Ю.В. Василькова, мы находим упоми-

нание о земном рае – «ирье» [43]. Мечты о новом обществе, в ко-

Тором будут учтены интересы каждого человека, присутствуют в

Литературных памятниках XV—XVI вв. у Афросина, Ф. Косого и

Ермолая Эразма. Проекты идеального общества появляются в

XVII столетии у В.А. Левшина, М.Д. Чулкова и др., находя своё

Продолжение в трудах революционеров-демократов XIX в.

Став важнейшей составляющей культурной отечественной

Традиции, тема нравственного совершенствования и социального

Равенства проявилась и в формировании нравственных и педаго-

гических взглядов народа. В том, что П.Ф. Каптерев называл «пе-

дагогическим народным самосознанием»: «педагогические взгля-

Ды народа неизбежно создаются условиями внешней среды или

природы, среди которой живёт данный народ, социальными ус-

ловиями и, в частности, религией» [44]. М.А. Демков, П.Ф. Кап-

Терев и другие исследователи нравственной, педагогической тра-

Диции России видели в ней две важнейшие составляющие, при-

сущие всему укладу русской жизни и мировоззрению: господство

Жизненного общинного строя и сострадательная христианская

позиция при решении социальных вопросов. Отсюда – теснейшее

Единство таких основополагающих народных понятий, как нрав-

Ственность, благотворительность и педагогика, которые форми-

Ровались в России неразрывно и наряду со стихийной и органи-

Зованной, светской и церковной, индивидуальной и массовой

Практикой воспитания и призрения в семье и общине.

Русская православная церковь была тогда основой органи-

Зации всего общества. Церковь веками выполняла общечеловече-

Скую, общегосударственную, общенациональную функцию со-

Циокультурной организации людей, стремясь органически соеди-

Нить личное и общественное. Существовавшие в истории религи-

Озные системы нравственного воспитания (монастырская и цер-

Ковно-приходская) представляли собой конкретно-историческую

Социально-педагогическую форму общественной жизни. Мона-

Стырская система воспитания органично соединяла осязаемые,

Прозаические проблемы народного бытия с нравственным воспи-

танием конкретного человека в духе христианских догматов –

Братолюбия, нищелюбия, послушания, умения отдавать всего се-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал