Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определяющую черту в идеале русского народа. Находясь между
двумя культурными полюсами – западным и восточным – и впи- Тывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида ро- Довому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное Отношение к личности. Соборность неотделима от православия, Которое отличается большей веротерпимостью. В свою очередь, Веротерпимость православия зиждется на идее соборности. Опре- деляющим признаком соборности служит принцип «единство во множественности». В православном понимании понятие «собор- ный» раскрывает возможность соединения людей на основе ду- Ховной общности. Она есть следствие свободного человеческого начала «свободы воли человека» и божественного начала. Соборность – это общество свободных индивидуальных Душ, свободное братство вечных личных духов, свободное едине- Ние свободных личностей. С.Л. Франк, определяя соборность как внутреннюю гармонию «между живой личной душевностью и на- диндивидуальным единством» [41], отмечал её органичность для русских: непредставимость жизни иначе как коллективно-общий Порядок и совместное пользование всеми благами жизни для всех Сограждан. В основе этого явления С.Л. Франк выделял чувство «Мы», образующее основу духовной жизни и бытия. «Мы» мыс- Лилось им как неразложимое первичное единство, из которого вы- растает «Я», благодаря которому оно и возможно. Эта соборность, «Мы-мировоззрение», органическое единство человеческого со- Общества проявлялось во всечеловечности и открытости русского Человека, развивала ощущение братства, любви, милосердия, т. е. Признание ценности другого человека. С Трубецкой выдвинул из- вестную формулу «соборной природы сознания»: мы, люди, во всех актах «держим внутри себя сбор со всеми». С выяснением особенностей русского характера, самобытно- Сти России связана и философская традиция отечественной куль- Туры. Антропоцентризм, соборность, проблемы нравственного Долга и служения человека, поиск способов совершенствования души – вот некоторые ведущие темы русской философии. Обоб- Щив нравственные и философские искания россиян, Л.И. Но- Викова выделила особое философское мировоззрения, ориентиро- ванное на поиски «правды-истины», которое требует своей реали- Зации в мире, т.е. неотделимо от делания Добра. Добро изначально присуще Бытию, как выражение его полноты: «человек, познавая Мир, призван осуществлять Добро. Но достичь этого он может че- рез нравственное деяние. Это значит, что совершение Добра ведёт
|