![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Беспрекословного подчинения. Вместе с тем, заявляя свое ис-
Ключительное право на господство над личностью, он тем самым в той или иной мере высвобождал её из семейных и сословных Рамок и связанных с ними надличностных установок, рационали- Зировал отношения между личностью и обществом. Поэтому XVII век, век абсолютизма, был одновременно веком крайнего Рационализма и индивидуализма. С особой силой эта вторая важ- Нейшая особенность эпохи сказалась в Англии, где капитализм Получил наибольшее развитие и где одним из последствий бур- Жуазной революции середины XVII века было становление поня- Тия индивидуальной свободы (Билль о правах 1688 г.). Происходило становление нового общества, формирующего Новый тип личности. В середине XVII в. распространение связан- Ного с мануфактурным производством и растущим обществен- Ным разделением труда рационалистического представления о Природе и обществе привело к становлению нового, механисти- Ческого мировоззрения. Его сторонники воспринимали природу Не как чувственно постигаемую реальность (точка зрения Ф. Бэкона, Я.А. Коменского и др.), а как гигантский механизм по- Знания законов, действия которого недоступны чувствам и могут Быть поняты лишь разумом. Новый взгляд на природу и человека (который должен был привести и привел к пересмотру педагоги- Ческой аксиоматики) с наибольшей силой выразился в филосо- Фии Рене Декарта. Ее отправная точка очень характерна для Но- вого времени – это мыслящий индивидуум. Человек в трактовке Декарта – это, прежде всего, отдельная личность, а не собира- Тельный (универсальный) общественный человек. Этот анализ Неразрывно связан с критикой чувственного восприятия и дове- Ряющего ему обыденного опыта. Обманчивость чувственных Впечатлений, которые утверждаются в человеческой душе в дет- Стве благодаря слабости разума, укрепляются и превращаются в Убеждения и, в конечном счете, служат основным источником Человеческих заблуждений. Идея «естественного права», ставшая основной в эпоху Просвещения, декларировала равенство всех людей, их свободу выбора. Отдельный человек – творец всей культуры, в том числе И общественных отношений. Общество, по мнению просветите- лей – творение великих законодателей, превративших несоциаль- Ную жизнь в социальную путем соглашения с себе подобными («общественный __________договор»). Общая тенденция Просвещения фор- мировала новую «естественную педагогику», основанную на ес- Тественных свободах человека. Философы эпохи Просвещения (Монтескье, Дидро, Гельвеций), вступая в дискуссию с религиоз-
|