Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кие другие условия народной жизни. Школа должна выполнять
связующую роль в обществе, из неё должны выходить молодые Люди, подготовленные к общественной нравственности, без кото- рой никакое общество не может быть крепко: «Нравственное зна- Чение русской школы можно определить только тесной связью с обществом» [88]. В.Я. Стоюнин предполагает также, что школа Призвана удовлетворять общественные потребности. И поскольку Одной из основ общества является свободный труд, то школа, раз- Вивая физические, умственные и нравственные силы учащихся, должна направлять их к производительному труду, чтобы из неё Выходили в общество люди, готовые на труд по своим силам. От- Мечая положительную роль реформ 1860-х гг., которые признали Земство как народную силу и положили начало новому граждан- Скому обществу, В.Я. Стоюнин подчеркивал, что важнейшие осно- вы, из которых должно развиваться новое русское общество – это __________свободный труд, общественное самоуправление, наука и гласность. Важную роль в формировании гуманистической направлен- Ности отечественной педагогики вообще, социальной в частно- Сти, сыграло педагогическое творчество Л.Н. Толстого. Педаго- Гические идеи Л.Н. Толстого впервые привлекли к педагогиче- Ским вопросам всеобщее внимание, впервые заставили общество Думать о детях и о воспитании. Концепция школы, по Л.Н. Тол- стому, должна была создаваться для ребёнка, помогать его сво- Бодному развитию. Но гуманистическая идея полной свободы ре- бёнка предполагала существование подлинно народной школы, Построенной на основании близкого знакомства с народом, его вкусом и требованиями. «Есть в школе что-то неопределённое, Почти неподдающееся руководству учителя, что-то совершенно Неизвестное в науке педагогике и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения – это дух школы» [89]. Этот дух Устанавливался в зависимости от настроения крестьян, их уклада Жизни, отношения родителей к школе. Яснополянская школа бы- Ла построена по принципу социо-и культуросообразности, явля- ясь предвестником не только будущей теории «свободного вос- питания», но и социально-педагогических экспериментов («воль- ных школ», «сельских гимназий», «земледельческих колоний» и Т.п.) начала XX в. Широкое участие общества в решении основного социально- Педагогического вопроса в России середины XIX в. проявилось в Деятельности по созданию комитетов и обществ содействия рас- Пространения грамотности. Ведущую роль среди них играли Мос- Ковский и Петербургский комитеты грамотности. Их деятельность Была направлена на пропаганду идеи о пользе и необходимости
|