![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок государственных ценных бумаг
Рынок государственных ценных бумаг, входящий в состав фондового рынка позволяет решать следующие задачи: • заимствование временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее образовавшихся долговых обязательств; • обеспечение денежно-кредитной политики ЦБ РФ; • регулирование ликвидности коммерческих банков и финансовых институтов. Выпущенные государством ценные бумаги можно классифицировать по ряду признаков: 1) по субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления; 2) по месту размещения — внутренние и внешние государственные займы; 3) по обращению на рынке — рыночные и нерыночные государственные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Нерыночные не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов; 4) по сроку привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше) государственные займы. Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти — муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев; в Японии — на 60 дней; в Великобритании — на 91 день. В Германии казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. 184___________ II. Централизова н ные государствен ные и терри ториальные финансы В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погашения в 2—3 года, в США — от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций; 5) по обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Такие облигации наиболее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации; 6) по характеру выплачиваемого дохода — долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главный вид облигаций — процентные, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов; они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных, и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном; 7) по методу определения дохода — долговые обязательства с твердым или с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам становится причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента; 8) по обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, — заемные обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выра- 7, Государственный и муниципальный кредит___________________ 185 жены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется размер платежа по данным государственным ценным бумагам. Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта РФ, должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте. Условные денежные единицы и драгоценные металлы могут использоваться в качестве соответствующей оговорки. Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, ^рока обращения, не допускается. Рынок федеральных ценных бумаг. Отказ от использования средств ЦБ для финансирования дефицита федерального бюджета РФ и ориентация на финансовый рынок означали развитие рынка государственных ценных бумаг. В то же время неуклонный рост дефицита бюджета, необходимость погашения ранее выпущенных займов за счет новых выпусков (рефинансирование долга) привели к быстрому наращиванию этого сегмента рынка ценных бумаг. Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного дефицита занимали государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Задолженность РФ по выпущенным ГКО-ОФЗ на 1 июня 1998 г. составила 435, 3 млрд руб. Впервые ГКО были выпущены в 1993 г., став краткосрочным заемным инструментом. Первоначально они выпускались на три месяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев. Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В целях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номиналу. Погашение проводится ЦБ РФ по номиналу. Таким образом, доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реализации (или ценой погашения) и ценой покупки. В 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился еще двумя — ОФЗ и облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Для активного привлечения средств населения ОГСЗ были выпущены в документарной форме на предъявителя и предоставляли их владельцам право получения дохода сначала раз в четыре месяца, а затем — раз в шесть месяцев. Сначала ОФЗ и ОГСЗ выпуска- 286 II. Централизованные государственные и территориальные финансы
В середине 90-х годов на фондовом рынке РФ возникла парадоксальная ситуация: расцениваемые инвесторами как самые надежные, государственные бумаги были одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие, основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бумагами, шла не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. В условиях исчерпания внутренних ресурсов для финансирования новых выпусков ГКО и ОФЗ решено было привлечь к операциям с ними иностранных инвесторов. Последние, привлеченные высокой доходностью государственных ценных бумаг, стали активно наращивать свои вложения в них. Затяжной кризис на финансовых рынках, в который Россия вошла с ноября 1997 г., резко осложнил ситуацию. Иностранные инвесторы стали отзывать свои ресурсы сначала с рынка корпоративных ценных бумаг, а потом и с рынка государственных ценных бумаг. Для привлечения инвесторов пришлось резко увеличить доходность ценных бумаг. В результате показатель бюджетной эффективности рынка ГКО-ОФЗ в ноябре 1996 и 1997 гг. снизился соответственно с 37, 3 до 8, 9%, т.е. в четыре с лишним раза. В ноябре 1997 г. на погашение основной части долга и выплату купонного дохода было затрачено 98, 5% всех поступлений, а в декабре пришлось брать деньги из бюджета (0, 6 трлн руб). По итогам 1997 г. статья федерального бюджета «обслуживание государственного долга» была перевыполнена на 60%. Из страны вывезено 5 млрд долл. в результате массовой распродажи нерезидентами государственных ценных бумаг. В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Было принято решение о проведении новации: ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпушенные в обращение до 17 августа 1998 г. обменивались на новых выпусков государственные ценные бумаги со сроком погашения 3 года, 4 года и 5 лет; 10% выдавалось в виде денежных средств. Решение Правительства РФ стало критическим для рынка государственных ценных бумаг и его участников. Банки, сосредоточившие у себя значительные суммы ГКО и ОФЗ, понесли колоссальные убытки. Объемы операций на рынке резко сократились. Новый этап развития рынка государственных ценных бумаг начался в 2000 г., когда определенная стабилизация финансов государства 7. Государственный и муниципальный кредит 187
К началу августа 2000 г. объем ГКО и ОФЗ, фактически обращающихся на рынке, составил 256 млрд руб. (на 1 января 2000 г. он равнялся 267 млрд руб.). Первый выпуск ОГСЗ после августовского кризиса 1998 г. состоялся в июле 2000 г. Облигации были выпущены на 1 год с 20.07.00 по 19.07.01 с номинальной стоимостью 500 руб. с двумя купонами. Однако в отличие от ГКО и ОФЗ первые выпуски ОГСЗ не пользовались спросом и эти ценные бумаги не получили распространения. Первый после августа 1998 г. аукцион по размещению среднесрочных облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) с погашением в июне 2004 г. был проведен Минфином в июне 2001 г. После этого последовали регулярные выпуски. Для укрепления нормативной базы рынка государственных ценных бумаг и его развития был дополнительно подготовлен ряд нормативных актов. Приказом Минфина от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн, зарегистрированном в Минюсте 27 декабря 2000 г., № 2510, были утверждены условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Приказом Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 112н, зарегистрированном в Минюсте 28 декабря 2000 г., № 2514, были утверждены условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, которые гласят, что ОФЗ являются именными купонными среднесрочными (от 1 до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами. Для привлечения средств страховых организаций, НПФ, инвестиционных фондов, управляющих компаний ПИФ постановление Правительства от 6 ноября 2001 г. № 771 утвердило «Генеральные условия эмиссии государственных сберегательных облигаций». ГСО — именные ценные бумаги. Они выпускаются в документарной форме и подлежат обязательному централизованному хранению. Владелец ГСО может получать доход и предъявлять облигации к погашению, но на вторичном рынке они не обращаются, их залог не допускается. Агентом Минфина является кредитная организация, заключившая соглашение с Минфином и выбранная на основе открытого конкурса. Приказ Минфина, зарегистрированный Минюстом 12 ноября 001 г., № 3024, утвердил «Условия эмиссии и обращения облигаций 188___________ II. Централизованные государственные и территориальные финансы федерального займа с постоянным купонным доходом». Это именные купонные ценные бумаги, среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) номиналом 1 тыс. руб. Владелец может получать доход и предъявлять облигации к погашению. На вторичном рынке не обращаются, залог не допускается. Агент — кредитная организация, заключившая соглашение с Минфином, выбирается на основе открытого конкурса. Приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н (зарегистрирован в Минюсте 13 мая 2002 г., № 3427) утверждены условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга. Облигации — именные купонные, среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) — предоставляют их владельцам право на: 1) получение номинальной стоимости, погашение номинальной стоимости осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций; 2) получение дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную часть номинальной стоимости. Номинальная стоимость облигаций — 1 тыс. руб. Погашение номинальной стоимости частями (амортизация долга) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций. Первый аукцион по размещению амортизационных облигаций состоялся в конце мая 2002 г. Были размещены облигации со средней доходностью 17, 41% на сумму 10 млрд руб. с датой погашения 15 ноября 2006 г. По мнению Минфина, прошедшее размещение говорит о высоком потенциале рынка амортизационных бумаг и о возросшем интересе участников рынка госдолга к облигациям с большим сроком обращения, что свидетельствует о том, что на рынок пришли инвесторы, обладающие «длинными» деньгами. Свидетельством улучшения ситуации на российском рынке государственных ценных бумаг является и решение международного агентства Standard & Poor's, повысившего рейтинг российских долгосрочных облигаций, номинированных в национальной валюте, с ССС+ до уровня В—. В июне 2001 г. это же агентство увеличило рейтинг до В. До этого же уровня поднялся рейтинг Москвы и Санкт-Петербурга. По прогнозам Минфина, объем рынка государственных ценных бумаг вырастет с 217 млрд руб. в начале 2003 г. до 300 млрд руб. в конце. При этом будут выпущены гособлигации на 250 млрд руб. по номиналу. В их числе новые бумага — десятилетние государственные сберегательные облигации на сумму 10 млрд руб. Кроме того, будет переоформлена задолженность Центральному банку России на сумму 300 млрд руб. Кроме указанных выше сумм, Минфин предполагает также выпустить ОФЗ на сумму 25 млрд руб. для инвестирования средств Пенсионного фонда. 7. Государственный и муниципальный кредит____________________________ 189 Профицит федерального бюджета РФ негативно повлиял на рынок государственных ценных бумаг. Он обусловил низкий объем эмиссии, что привело к снижению объема рынка, ликвидности государственных ценных бумаг, а также их доходности. По этим причинам рынок остается малопривлекательным для инвесторов, основными игроками на нем остаются Сбербанк и Пенсионный фонд РФ. Рынок субфедеральных ценных бумаг. Облигационные займы для многих региональных администраций в РФ давно стали нормой. В числе прочих долгов обязательства по облигациям составляли около 18% у субъектов РФ (на начало 2000 г.) и около 2% у муниципальных образований. Несмотря на августовский кризис 1998 г., а скорее именно по этой причине, территории продолжали выпускать ценные бумаги. Со второй половины 1999 г. наиболее массовой стала регистрация новых проспектов эмиссии для переоформления задолженности по ранее выпущенным облигациям, причем некоторые эмитенты делают это многократно. Например администрация Оренбургской области провела пятикратную реструктуризацию своих краткосрочных облигаций. Не раз обращалась к подобной практике и Новосибирская область. Долг ее перед кредиторами на начало 2000 г. составил почти 50% доходной части бюджета. Субъекты Федерации в основном выпускали средне- и краткосрочные ценные бумаги. Заемные инструменты делились следующим образом: по типу ГКО — 58, 9%; инвестиционные облигации — 12, 9%; жилищные облигации — 10, 5%; многоцелевые облигации — 10, 1%; казначейские обязательства — 1, 6%; казначейские сертификаты — 1, 3%; телефонные облигации — 0, 2%; прочие обязательства — 4, 5%. Не у всех субъектов, вступивших на путь региональных заимствований, все проходило гладко. За исключением займов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Нижегородской областей, неудачи большинства эмитентов заключались в том, что им не удавалось разместить выпуски целиком, что, во-первых, снижало ожидаемый объем бюджетных поступлений, а во-вторых, не позволило реализовать программы, под которые и осуществлялись заимствования. Наконец, многие столкнулись с трудностью своевременного погашения долговых обязательств, что дестабилизировало финансовый рынок. Среди общих причин неудач субфедеральных займов можно выделить следующие: • отсутствие мониторинга емкости регионального рынка; • недостаточно профессиональное размещение и непроработанность андеррайтинга; • давление со стороны более конкурентоспособных ГКО; • региональная замкнутость при размещении займов и отсутствие выхода на сопредельные территории; 190 II. Централизованные государственные и территориальные финансы
В целях установления контроля за ценными бумагами субъектов РФ было принято постановление Правительства от 30 сентября 2000 г. № 754 «О государственной регистрации нормативных правовых актов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмиссии». Необходимость в таком постановлении назрела давно. Практика регистрации в Минфине проспектов эмиссии региональных ценньгх бумаг возникла еще в 1994 г. Но ее формально-разрешительный характер и отсутствие требования представлять отчеты о результатах размещения бумаг как раз и привели к тому, что контроль над этим процессом со стороны федерального центра оказался утерянным. Сказалось и то, что бюджетный процесс в регионах часто носил формальный характер. Законы о бюджете в регионах не содержали статей о лимитах на внутренние и внешние заимствования, сама задолженность порой вообще нигде не отражалась. Отчеты о результатах размещения ценных бумаг в Минфин не представлялись. В результате проконтролировать объем долгов того или иного региона не могли ни сами руководители субъекта РФ, ни федеральная власть. Теперь для регистрации всех ценных бумаг субъектов РФ и муниципалитетов требуется представить в Минфин РФ: заявление, условия выпуска ценных бумаг, копию закона субъекта или решения органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, данные о величине и структуре долга субъекта (муниципалитета); выполнение эмитентом ограничений, установленных бюджетным законодательством по величине долга и дефицита бюджета; наличие просроченной задолженности. Во исполнение этого постановления был издан приказ Минфина от 6 апреля 2001 г. № ЗОн (зарегистрирован Минюстом 21 мая 2001 г., № 2718), который утвердил стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов РФ или муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг.
|