![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Внутренние кредиты. Бюджетный кодекс РФ разграничивает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит определяется как «форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах». Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: 1) бюджетные учреждения. Бюджетный кодекс РФ (ст. 118) предусматривает, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов; 2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;
3) юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями; 4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов; 5) отдельные категории граждан. 198 II. Централизованные государственные и территориальные финансы
Обязательное условие предоставления бюджетного кредита — проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления определяются при утверждении бюджета на очередной финансовый год. До 2001 г. Федерация активно использовала бюджетные кредиты для поддержки отдельных отраслей экономики, в первую очередь сельского хозяйства и угольной промышленности. Затем программы кредитования стали сворачиваться, и в настоящее время федеральный бюджет предоставляет кредиты предприятиям в крайне ограниченных пределах. Причинами отказа от широкого использования бюджетного кредитования стали низкая эффективность выданных кредитов и массовый невозврат средств по ним. Агентом Правительства по возврату выданных кредитов были назначены Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк. Последний работает с задолженностью по кредитам, предоставленным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации, первый — с задолженностью по всем остальным кредитам. Субъектам РФ беспроцентные бюджетные ссуды из федерального бюджета могут быть предоставлены в пределах финансового года на покрытие: • временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ; • временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах субъектов РФ в связи с несовпадениями сроков возврата заемщиками средств в региональные фонды государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов по ранее предоставленным ссудам и сроков закупки и доставки грузов в указанные районы и местности. Для задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом, как и для предприятий, характерна проблема неплатежей. По этой причине в Законе о федеральном бюджете РФ регулярно под- 7. Государственный и муниципальный кредит
• введение формализованной процедуры и критериев предоставления субъектам РФ бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов. • пролонгация (реструктуризация) просроченной задолженности субъекта РФ перед федеральным бюджетом, которая может проводиться в исключительных случаях при условии получения субъектом РФ, в соответствии с законодательно установленными критериями и процедурой, статуса «региона, находящегося в финансовом кризисе» (с временным ограничением налоговобюджетных полномочий региональных администраций). Кредиты субъектов РФ. В отличие от Федерации субъекты РФ продолжают в настоящее время активно использовать бюджетные кредиты для поддержки различных отраслей экономики. Например в Законе о бюджете г. Москвы на 2003 г. отмечается намерение Москвы и дальше развивать практику бюджетного кредитования. В ст. 35 Закона определены лимиты предоставления бюджетных кредитов в части сроков возврата, выходящих за пределы 2003 г., по следующим основным направлениям: • поддержки малого предпринимательства — до 90 млн руб.; • продовольственное обеспечение города — до 773 млн руб.; • поддержки промышленности — до 1620 млн руб.; • осуществления инвестиционной деятельности — до 2000 млн руб.; • поддержка туризма — до 90 млн руб. Бюджетное кредитование осуществляется при условии взимания процентов за пользование бюджетными средствами исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент предоставления кредита, но не менее 1/4 этой ставки. Внешние кредиты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 122) государственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. 200 II. Централизованные государственные и территориальные финансы
В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков на конец 80-х годов перед СССР — 90 млрд руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар равнялся 0, 67 руб.). Для облегчения взимания долгов ведущие страны-кредиторы объединились в Парижский клуб кредиторов. Вступление России в члены Парижского клуба (клуба кредиторов) означало новый этап построения ее взаимоотношений с должниками (меморандум о вступлении России был подписан 22 сентября 1997 г.). При расчетах с должниками РФ использует различные формы погашения долга. В частности, большое распространение получила поставка товаров в счет погашения государственных кредитов, предоставленных СССР и РФ. По товарам, ввозимым в РФ в этих целях, установлены налоговые льготы. Экономический рост, наблюдавшийся в РФ в 2000—2002 гг., позволил увеличить в 2003 г. объем предоставляемых зарубежным странам кредитов. Закон о федеральном бюджете на 2003 г. предусматривает кредитование стран дальнего зарубежья в размере 725 млн долл., в то время как в предыдущие годы он был на уровне 400—500 млн долл. Более 87% всех кредитов предназначается трем странам — Китаю, Вьетнаму и Индии, поскольку они аккуратно выполняют свои обязательства. Одновременно несколько уменьшается объем кредитов странам СНГ. Из них кредиты предусмотрены только Молдавии и Украине в объеме 75, 5 млн долл. Остается ограниченной сфера кредитования. В основном это энергетические проекты, в том числе строительство атомных электростанций. Среди них: АЭС «Козлодуй» в Болгарии, «Куданку-лам» в Индии, «Ляньюнган» в Китае, плотина «Сиди-эль-Беррак» в Тунисе, гидроэнергетический комплекс «Аль Вахра» в Марокко, ГЭС «Плейконг» и «Сесан 3» во Вьетнаме. Практически все кредиты являются связанными, т.е. они предназначаются для финансирования поставок и услуг российских предприятий и таким образом способствуют развитию производственной базы в самой России. Среди головных компаний, которые получат 7. Государственный и муниципальный кредит 201
Вопросы для повторения 1. 2. В чем заключаются особенности государственного кредита? 3. Какие функции выполняет государственный кредит и как они проявляются на практике? 4. Назовите положительные и отрицательные черты государственного кредита как в целом для экономики, так и для отдельных граждан. 5. Какие органы могут быть эмитентами государственных займов? 6. Как делятся государственные займы в зависимости от места размещения? 7. Какие органы осуществляют управление государственным кредитом? 8. Какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом?
10. Как можно определить государственные внутренние займы, в чем их отличие от внешних займов государства? 11. Что означает государственная гарантия? 12. Кому могут предоставляться гарантии и поручительства РФ? 13. Что такое бюджетные кредиты и бюджетные ссуды? 14. Что может считаться обеспечением возвратности бюджетного кредита?
|