Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы оценки совокупной стоимости предприятия






Оценка стоимости бизнеса – это акт или процесс формирования выводов оценщика и подсчета стоимости бизнеса, ЦИК или связанных с ним прав. Группирования методов оценки стоимости бизнеса приведенные в приложении Б.

1. Имущественный (затратный подход с точки зрения аккумуляции активов) имеет как положительные, так и отрицательные черты. Он единственно возможный для некоторых видов предприятий, но не учитывает стоимость некоторых нематериальных активов, не учитывает будущие ожидания, а также эффективность использования активов.

Основные методы этого подхода:

1. Метод балансовой оценки совокупной стоимости предприятия осуществляется на основе данных последнего его отчетного баланса. В основе этого метода лежит определение стоимости чистых активов, то есть совокупности активов, сформированных за счет собственного капитала предприятия.

Разновидности этого метода:

1.1. Оценка по фактически отражаемой стоимости активов.

Такая оценка получила большое распространение в процессе приватизации государственных предприятий для определения их начальной цены при проведении аукционов и конкурсов.

Расчет проводят по формуле:

Ач ф = S А – ФЗ

 

Ачф – фактически отражаемая балансовая стоимость чистых активов предприятия;

Σ А – фактически отражаемая балансовая стоимость валовых активов предприятия;

ФЗ – финансовые обязательства всех видов (II и III разделы пассива баланса предприятия).

Этот метод в условиях инфляционной экономики существенным образом занижает реальную стоимость чистых активов предприятия, поскольку стоимость отдельных их видов в отчетном балансе отображенная с учетом предыдущей их переоценки и к моменту осуществления оценки она возрастает под действием инфляции.

 

1.2. Оценка по обновленной стоимости активов.

Расчет проводится по формуле:

 

Ачв = S А ± РПа – ФЗ или Ачв = Ачф ± РПа

 

Ачв – обновленная стоимость чистых активов предприятия;

Рпа – результаты переоценки отдельных видов активов предприятия с учетом индекса инфляции.

Этот метод оценки позволяет получить более точную минимальную стоимость чистых активов предприятия, тем не менее он не всегда реально учитывает уровень морального износа отдельных видов материальных и нематериальных активов, не учитывает характер их использования.

1.3. Оценка по стоимости производительных активов.

Расчет проводятся по формуле:

 

Ачп = S А ± РПа – Ан + Аа – ФО

 

Ачп – стоимость чистых производительных активов предприятия;

Ан – реальная стоимость непроизводительных активов предприятия, отражаемых в его балансе;

Аа – реальная стоимость, используемая предприятием арендованных активов, отражаемых на его забалансовых счетах.

 

2. Метод оценки стоимости замещения (затратный метод).

2.1. Оценка по фактическому комплексу активов.

В процессе этого метода оценки калькулируются все виды затрат, связанных со строительством, приобретением и установкой каждого вида активов (стоимость проектных работ, материалов, оплаты труда и т.п.). Оценка осуществляется по следующим этапам:

1 – из общего комплекса активов выделяются те их виды, которые не требуют стоимости замещения (денежные активы в национальной и иностранной валюте, дебиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения и др.).

2 – всю совокупность материальных и нематериальных активов предприятия структурируют по отдельным элементам, которые различаются по способам осуществления оценки.

3 – используя дифференцированные подходы к оценке разных элементов активов, определяют полные затраты на их производство в современных условиях. (Методические подходы к оценке разных видов движимого и недвижимого имущества освещенны в специальной литературе).

4 – от полных затрат на воспроизведение отдельных элементов активов отнимают стоимость всех форм износа.

5 – На основе суммирования стоимости воспроизведения отдельных элементов материальных и нематериальных активов (с учетом стоимости всех форм их износа), а также фактической стоимости финансовых активов определяют полную стоимость замещения (воспроизведения) активов ЦИК.

Алгоритм расчета по указанным этапам выражается формулой:

 

Паз= S(Паi - За и) + ФА

 

Паз – полная стоимость замещения активов предприятия;

Паі – полная стоимость замещения конкретного материального или нематериального актива;

Заи – стоимость всех форм износа конкретного материального или нематериального актива;

ФА – совокупная стоимость всех финансовых активов предприятия.

 

2.2. Оценка стоимости замещения с учетом гудвилла.

Одной из методологических проблем анализа рыночной стоимости бизнеса является оценка гудвилла предприятия, значимость которого для некоторых сфер бизнеса очень большая. В частности, это касается сферы торговли и услуг, где стоимость гудвилла значительно выше, чем стоимость материальных активов.

Гудвил — это величина, на которую стоимость бизнеса превышает стоимость его материальных активов.

Гудвил — это совокупность тех активов предприятия, которые стимулируют клиентов пользоваться товарами или услугами именно этого предприятия и приносить прибыль свыше той величины прибыли, которая может быть получена от активов, в отдельности идентифицированных и оцененных. В отличие от других активов, гудвил не может быть продан в отдельности от предприятия.

Гудвил определяется ценой, какую покупатель готовый заплатить за предприятие свыше рыночной стоимости ее активов.

Совокупность активов, которые представляет собой гудвил, условно разбивается на несколько групп, наиболее типичные из которых приведенные ниже.

Группа 1. Нематериальные активы, неотделимые от предприятия (наличие обученного персонала; система управления предприятием; наличие постоянной клиентуры; преодоленные стартовые трудности; удобное местоположение; достижения в сфере рекламы и продвижения товаров на рынок, репутация предприятия).

Группа 2. Нематериальные активы, неотделимые от работника ( личная репутация работников и собственников; личные профессиональные качества работников; предпринимательские способности персонала и собственников).

Группа 3. Нематериальные активы, в общем случае отделенные от предприятия ( торговые марки; фирменные знаки; технические библиотеки; авторские права; архивы; лицензии; патенты; контракты, заключенные на рекламу, поставки; списки и адреса клиентов).

а) оценка гудвилла на основе середнеотраслевой суммы прибыли.

 

Г = Пч ср – (Аср * Nра)

 

Г – сумма гудвила на основе оценки по фактической суммы прибыли предприятия;

Пчср – среднегодовая сумма чистой прибыли предприятия;

Аср- среднегодовая стоимость активов предприятия;

Nра – середнеотраслевая норма рентабельности активов, коэффициент.

 

б) оценка гудвила на основе объема реализации продукции.

 

Г = Пчср – (Врср * Кр)

 

Врср – среднегодовой объем реализации продукции предприятием;

Кр – середнеотраслевой коэффициент рентабельности реализации продукции.

Стоимость оценки замещения активов с учетом гудвила определяется по формуле: Паг = Паз + Г

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал