![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Легенды якутов Верхоянского края
№ 174. Первый переселенец в Верхоянский край
Верхоянский край впервые был открыт якутом Суоджааком. О нем он узнал от тунгусов (омук), которые говорили, что здесь можно иметь много всякой промысловой добычи. Прибыв в местность Сатагай, Суоджаак пустил пал и сказал: «Если моему потомству суждено поселиться здесь, пусть этот огонь не гаснет до моего возвращения!» Когда он возвратился через три года, огонь в трех местах еще тлел. Рассказывают, что в местности Сатагай будто бы и поныне стоит коновязь, вкопанная когда-то Суоджааком. По какой причине он переселился из Якутского края, об этом у нас не рассказывают. [Рассказчик на мои вопросы об Эллэе и Омогоне ответил]: Никаких рассказов об Эллэе и Омогоне я не слышал. У нас о них никто не рассказывает.
Сухарев Гавриил, 30 лет, 1-го Юсальского наслега Верхоянского улуса. Январь 1924 г., с. Кюсююр.
№ 175. Заселение якутами Верхоянского края
В древности Верхоянский край имел сплошь тунгусское население, якутов еще не было. По преданиям, первым сюда из Якутского края прибыл якут Элгэс-Ороону с двумя товарищами. У тунгусов того времени имелись будто бы свои вожди и начальники, которые назывались хосунами. По прибытии в Верхоянский край якуты стали кормить тунгусов якутскими продуктами. Коровье молоко очень понравилось тунгусам. Якуты с умыслом говорили им: «Мы масло делаем, выдаивая своих коров, и вы можете получить масло от своих оленей. Но для этого нужно кормить их травой. Вот у вас кругом много тайги, пустите пал, тогда высохнут леса и образуются хорошие сенокосы!» Затем якуты показали тунгусам разные орудия, выкованные из железа, — топоры, ножи, наконечники стрел и т. д. Якуты, прожив среди тунгусов около месяца, возвратились в свой край, обещая вернуться через три года. Тунгусский хосун дал своим людям приказ выжигать леса. От лесных пожаров сгорел весь олений мох. Олени стали погибать от бескормицы. Тогда только тунгусы сообразили, что обмануты якутами. Они собрали воинский отряд из 100 человек. По прошествии трех лет Элгэс-Ороону вернулся из Якутского края во главе 30 вооруженных людей. Он приказал своим людям остановиться в одном месте и выждать, когда тунгусы заставят камлать шамана. Он говорил: «После камлания шамана все тунгусы крепко заснут, а мы, улучив момент, неожиданно нападем па них!» И действительно, тунгусы пригласили шамана и заставили его камлать беспрерывно в течение трех дней и ночей. Когда они крепко заснули, якуты напали на них и всех перебили. Якуты пригнали с собой скот и заселили эти места. Услышав от первых переселенцев о новом крае, стали прибывать и другие якуты. Абый также был открыт Элгэс-Ороону.
Стручков Николай, 24 лет, Борогонского наслега Верхоянского улуса. Ноябрь 1923 г., с. Кюсююр.
№ 176. Легенда о заселении якутами реки Омолоя (О происхождении якутов Борогонского наслега)
В Якутском крае когда-то в далекую старину жили два человека, одного из них звали Чокуйа, а другого Мангыс. Последний был шаман. Однажды они косили траву горбушами. В это время шел дождь. Как-то случайно горбуша у Чокуйа вырвалась из руки и порезала насмерть его тетку. Боясь ответственности за этот проступок, Чокуйа с шаманом Мангысом и еще с третьим товарищем бежали на дальний север. Они поднялись на хребет [Верхоянский] по проходу Буос-Ыт-Аартыга. В начале пути шаман, совершив камлание, прозревал так: «На берегу Ледовитого океана есть озеро; на северной оконечности его растут семь лиственниц, а на восточной стороне — три крупные лиственницы; на восток от озера находятся три кургана. Подле озера, не далее пяти ручных махов, протекает речка. Если спустить воду этого озера, получатся хорошие покосы и размножится наше потомство». Беглецы ехали три года. Наконец они добрались до речки Омолоя. Одна речка, впадающая в Омолой, была богата рыбой; здесь в глубоких водоемах они ловили ее сачком. Эту речку назвали Кураанах. На речке Аргаа-Юрэх [тоже приток Омолоя] они нашли то озеро, которое провидел шаман, и, прорыв, спустили его воду. Эта местность теперь известна под названием Хаартыйа. В этих краях и тогда жили тунгусы. От этих беженцев и размножились якуты Борогонского наслега Верхоянского улуса. От упомянутого шамана произошел род, который теперь называется Элгэс.
Паспортные данные те же, что и у текста № 175.
№ 177. Сюжеты об Омогое у верхоянских якутов
В древности в Верхоянском крае жил очень богатый человек по имени Бёрюс [или Бэрис]. Он считается предком 1-го Юсальского наслега. У него было девять жен. В те времена якуты еще не были крещены. Однажды одну из его жен, когда она ходила на последних днях беременности, лягнула кобылица. Женщина от полученного ушиба вскорости умерла. Бёрюс пришел в бешенство и, будучи в сильном гневе, изрубил пальмой девять жеребят, привязанных на сэлэ, и еще жеребца рыже-гнедой масти. Затем он стал метаться, как сумасшедший. После такого буйства он крепко уснул. Проснувшись, он рассказал виденный им сон: «Дух-покровитель жеребца вознесся на небо, сказав: «Я возвращусь на землю через девять человеческих поколений!» Затем он добавил: «Видимо, я совершил деяние, чреватое в будущем возмездием судьбы? Почему вы не связали меня!» После этого случая он распорядился выливать в свое озеро молоко кобылиц и коров, чтобы сделать его молочным. При этом он говорил: «Пусть в грядущем поминают мое имя, бедные и неимущие питаются молоком этого озера!» Это озеро существует и теперь. Рассказывают, что вода в нем до недавней поры была белесоватой. У Бёрюса был бедный сосед, по имени Тэкки. У него была одна-единственная кобылица с годовалым жеребенком. Потомки его живут среди нас и ныне. Однажды этот Тэкки устроил ысыах и позвал на празднество своего богатого соседа Бёрюса. Последний хотя и пришел на зов, но остановился позади камелька. Стоя тут, он скривил одно колено, одну руку отвел за спину, а один глаз насмешливо прищурил. Этим он хотел сказать хозяину: «Ты, будучи таковым, равняешься со мной и приглашаешь гостем?» Затем, не приложившись к пище, он вышел. Тэкки сказал вслед уходящему: «В грядущем твое потомство прервется, а мое — опередит других людей, хотя теперь я ниже многих!» И действительно, позже поколение Бёрюса обнищало и вымерло, а потомство второго ширится и множится.
Сухарев Гавриил, 30 лет, 1-го Юсальского наслега Верхоянского улуса. Январь 1924 г., с. Кюсююр.
№ 178. Старые местожительства долган и жиганских якутов
В старину долгане жили по реке Удже [правый приток Анабара], на запад переселились позже. Наш 4-й Хатыгинский наслег раньше жил по речке Молодо. Наши деды жили там. Мой отец рассказывал, что он и родился там. От разных эпидемий и бед они обеднели и переселились на север. В нашем наслеге три рода — Джобулга, Ньымчаал... [«Джобулга» — наименование одного рода в 1-м Мальжегарском наслеге Западно-Кангаласского улуса.]
Барамыгин Василий, 4-го Хатыгинского наслега Жиганского улуса.
ЛЕГЕНДЫ О НАРОДЕ «ХОРО»
|