Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Легенды якутов Верхоянского края






 

№ 174. Первый переселенец в Верхоянский край

 

Верхоянский край впервые был открыт якутом Суоджааком. О нем он узнал от тунгусов (омук), которые говорили, что здесь можно иметь много всякой промысловой добычи. Прибыв в мест­ность Сатагай, Суоджаак пустил пал и сказал:

«Если моему потомству суждено поселиться здесь, пусть этот огонь не гаснет до моего возвращения!»

Когда он возвратился через три года, огонь в трех местах еще тлел.

Рассказывают, что в местности Сатагай будто бы и поныне стоит коновязь, вкопанная когда-то Суоджааком.

По какой причине он переселился из Якутского края, об этом у нас не рассказывают.

[Рассказчик на мои вопросы об Эллэе и Омогоне от­ветил]:

Никаких рассказов об Эллэе и Омогоне я не слышал. У нас о них никто не рассказывает.

 

Сухарев Гавриил, 30 лет, 1-го Юсальского наслега Верхоянского улуса. Январь 1924 г., с. Кюсююр.

 

 

№ 175. Заселение якутами Верхоянского края

 

В древности Верхоянский край имел сплошь тунгусское насе­ление, якутов еще не было.

По преданиям, первым сюда из Якутского края прибыл якут Элгэс-Ороону с двумя товарищами. У тунгусов того времени име­лись будто бы свои вожди и начальники, которые назывались хосунами. По прибытии в Верхоянский край якуты стали кормить тунгусов якутскими продуктами. Коровье молоко очень понрави­лось тунгусам. Якуты с умыслом говорили им:

«Мы масло делаем, выдаивая своих коров, и вы можете полу­чить масло от своих оленей. Но для этого нужно кормить их тра­вой. Вот у вас кругом много тайги, пустите пал, тогда высохнут леса и образуются хорошие сенокосы!»

Затем якуты показали тунгусам разные орудия, выкованные из железа, — топоры, ножи, наконечники стрел и т. д.

Якуты, прожив среди тунгусов около месяца, возвратились в свой край, обещая вернуться через три года.

Тунгусский хосун дал своим людям приказ выжигать леса. От лесных пожаров сгорел весь олений мох. Олени стали поги­бать от бескормицы. Тогда только тунгусы сообразили, что обма­нуты якутами. Они собрали воинский отряд из 100 человек. По прошествии трех лет Элгэс-Ороону вернулся из Якутского края во главе 30 вооруженных людей. Он приказал своим людям оста­новиться в одном месте и выждать, когда тунгусы заставят кам­лать шамана. Он говорил:

«После камлания шамана все тунгусы крепко заснут, а мы, улучив момент, неожиданно нападем па них!»

И действительно, тунгусы пригласили шамана и заставили его камлать беспрерывно в течение трех дней и ночей. Когда они крепко заснули, якуты напали на них и всех перебили.

Якуты пригнали с собой скот и заселили эти места. Услышав от первых переселенцев о новом крае, стали прибывать и другие якуты. Абый также был открыт Элгэс-Ороону.

 

Стручков Николай, 24 лет, Борогонского наслега Верхоянского улуса. Ноябрь 1923 г., с. Кюсююр.

 

 

№ 176. Легенда о заселении якутами реки Омолоя

(О происхождении якутов Борогонского наслега)

 

В Якутском крае когда-то в далекую старину жили два чело­века, одного из них звали Чокуйа, а другого Мангыс. Последний был шаман.

Однажды они косили траву горбушами. В это время шел дождь. Как-то случайно горбуша у Чокуйа вырвалась из руки и порезала насмерть его тетку. Боясь ответственности за этот проступок, Чокуйа с шаманом Мангысом и еще с третьим това­рищем бежали на дальний север. Они поднялись на хребет [Вер­хоянский] по проходу Буос-Ыт-Аартыга. В начале пути шаман, совершив камлание, прозревал так:

«На берегу Ледовитого океана есть озеро; на северной око­нечности его растут семь лиственниц, а на восточной стороне — три крупные лиственницы; на восток от озера находятся три кур­гана. Подле озера, не далее пяти ручных махов, протекает речка. Если спустить воду этого озера, получатся хорошие покосы и раз­множится наше потомство».

Беглецы ехали три года. Наконец они добрались до речки Омолоя. Одна речка, впадающая в Омолой, была богата рыбой; здесь в глубоких водоемах они ловили ее сачком. Эту речку на­звали Кураанах. На речке Аргаа-Юрэх [тоже приток Омолоя] они нашли то озеро, которое провидел шаман, и, прорыв, спустили его воду. Эта местность теперь известна под названием Хаартыйа. В этих краях и тогда жили тунгусы.

От этих беженцев и размножились якуты Борогонского на­слега Верхоянского улуса. От упомянутого шамана произошел род, который теперь называется Элгэс.

 

Паспортные данные те же, что и у текста № 175.

 

 

№ 177. Сюжеты об Омогое у верхоянских якутов

 

В древности в Верхоянском крае жил очень богатый человек по имени Бёрюс [или Бэрис]. Он считается предком 1-го Юсальского наслега. У него было девять жен. В те времена якуты еще не были крещены.

Однажды одну из его жен, когда она ходила на последних днях беременности, лягнула кобылица. Женщина от полученного ушиба вскорости умерла. Бёрюс пришел в бешенство и, будучи в сильном гневе, изрубил пальмой девять жеребят, привязанных на сэлэ, и еще жеребца рыже-гнедой масти. Затем он стал ме­таться, как сумасшедший. После такого буйства он крепко уснул.

Проснувшись, он рассказал виденный им сон:

«Дух-покровитель жеребца вознесся на небо, сказав: «Я воз­вращусь на землю через девять человеческих поколений!»

Затем он добавил:

«Видимо, я совершил деяние, чреватое в будущем возмездием судьбы? Почему вы не связали меня!»

После этого случая он распорядился выливать в свое озеро молоко кобылиц и коров, чтобы сделать его молочным. При этом он говорил:

«Пусть в грядущем поминают мое имя, бедные и неимущие питаются молоком этого озера!»

Это озеро существует и теперь. Рассказывают, что вода в нем до недавней поры была белесоватой.

У Бёрюса был бедный сосед, по имени Тэкки. У него была одна-единственная кобылица с годовалым жеребенком. Потомки его живут среди нас и ныне.

Однажды этот Тэкки устроил ысыах и позвал на празднество своего богатого соседа Бёрюса. Последний хотя и пришел на зов, но остановился позади камелька. Стоя тут, он скривил одно ко­лено, одну руку отвел за спину, а один глаз насмешливо прищу­рил. Этим он хотел сказать хозяину:

«Ты, будучи таковым, равняешься со мной и приглашаешь гостем?»

Затем, не приложившись к пище, он вышел.

Тэкки сказал вслед уходящему:

«В грядущем твое потомство прервется, а мое — опередит других людей, хотя теперь я ниже многих!»

И действительно, позже поколение Бёрюса обнищало и вы­мерло, а потомство второго ширится и множится.

 

Сухарев Гавриил, 30 лет, 1-го Юсальского наслега Верхоянского улуса. Январь 1924 г., с. Кюсююр.

 

 

№ 178. Старые местожительства долган и жиганских якутов

 

В старину долгане жили по реке Удже [правый приток Анабара], на запад переселились позже.

Наш 4-й Хатыгинский наслег раньше жил по речке Молодо. Наши деды жили там. Мой отец рассказывал, что он и родился там. От разных эпидемий и бед они обеднели и переселились на север.

В нашем наслеге три рода — Джобулга, Ньымчаал...

[«Джобулга» — наименование одного рода в 1-м Мальжегарском наслеге Западно-Кангаласского улуса.]

 

Барамыгин Василий, 4-го Хатыгинского наслега Жиганского улуса.

 

 

ЛЕГЕНДЫ О НАРОДЕ «ХОРО»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал