Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафедра молекулярной биологии и генетикиСтр 1 из 60Следующая ⇒
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.Д.АСФЕНДИЯРОВА Кафедра: молекулярная биология и генетика ДиСциплина: молекулярная биология и медицинская генетика Специальность: «общая медицина» - 5В130100 объем часов: 135 часов (3 кредита) Курс: 1 Семестр: первый, второй АЛМАТЫ, 2015 СОДЕРЖАНИЕ СИЛЛАБУС ………………………….…..… 4-30 ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС.………… 31-40
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ.......….……….. 41-127 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ …………………………… 128-206
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ....…………….……... 207-260
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА……………………..………….... 261-286
Карта учебно-методической ОБеспеченности дисциплины…… 287-290 Приложение…………………………… 291-295
СИЛЛАБУС По молекулярной биологии и медицинской генетике MBMG 1201 специальность 5В130100 – общая медицина
Кафедра молекулярной биологии и генетики
Курс первый Семестры первый, второй
Лекции – 5 часов
Практические (семинарские) занятия – 40 часов Всего: 45 часов (1 кредит)
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (СРСП) – 45 часов (1 кредит)
Самостоятельная работа студентов (СРС) – 45 часов (1 кредит)
Всего: 135 часов (3 кредита)
Форма контроля: экзамен
Алматы, 2015 Силлабус по молекулярной биологии и медицинской генетике разработан в соответствии с рабочей программой профессором, д.м.н. Куандыковым Е.У., доцентом Альмухамбетовой С.К., старшим преподавателем Нурпеисовой И.К., обсужден и утвержден на заседании кафедры от «15» мая 2015 г., протокол № 16.
Заведующий кафедрой, профессор Куандыков Е.У.
Общие сведения 4.1.1. Наименование вуза – Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова Кафедра молекулярной биологии и генетики 4.1.3. Дисциплина «Молекулярная биология и медицинская генетика», код дисциплины MBMG 1201 4.1.4 Специальность: 5В130100 – Общая медицина 4.1.5 Объем учебных часов –135 часов (3 кредита) 4.1.6 Курс и семестры изучения –курс первый, семестры первый и второй – по цикловому методу 4.1.7 Сведения о преподавателях:
4.1.8 Контактная информация: г. Алматы, улица Мауленова, 71. Тел.292-74-39 E-mail: molbioligen@mail.ru
4.1.9 Политика дисциплины: Преподаватели кафедры молекулярной биологии и генетики осознают ответственность за высокое качество преподавания и гарантируют доброжелательное отношение к каждом студенту и объективную оценку его знаний. Преподаватели кафедры гарантируют соблюдение всех пунктов кодекса чести преподавателя КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и желают от студента соблюдения Кодекса чести студента: - не опаздывать на занятия; - не пропускать занятия без уважительной причины; - приходить на занятия и лекции только в белых халатах; - участвовать активно в учебном процессе; - выполнять все задания практических занятий и оформлять их соответственно требованиям; - с разрешения деканата отрабатывать пропущенные занятия в определенное время, назначенное преподавателем; - СРСП является внеаудиторным видом работы обучающихся, которая выполняется ими в контакте с преподавателем; - СРСП выполняется по отдельному графику, который не входит в общее расписание учебных занятий; - в часы СРСП проводятся консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, коллоквиумов, контроль семестровых работ, отчетов и других видов заданий; - формы проведения и контроля выполнения заданий по СРСП определены в УМКД; - все занятия СРСП не оцениваются; - выполнять задания по СРС и сдавать их в установленные сроки; В связи с реализацией программы трехязычия в КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова и разработкой Университетской модели медицинского образования, основанной на компетентностно-ориентированном подходе, включающем формирование языковой компетенции, в политику дисциплины кафедры вводятся следующие дополнения: - Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 10 баллов - Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устног о доклада результатов работы на кружке или научной конференции на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 5 баллов - Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском и втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 15 баллов - Студентам, выполнившим научно-исследовательскую работу в кружке или индивидуально на английском и втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, при условии устного доклада результатов работы на кружке или научной конференции на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок засчитываются 2 СРС с максимальной оценкой и к оценке 1 коллоквиума добавляется 10 баллов - Студентам, ответившим по своему желанию на английском языке на вопрос билета или устно на «хорошо» или «отлично», без допущения грубых грамматических и лексических ошибок добавляется 10 баллов к итоговой оценке на 2 этапе экзамена - Студентам, ответившим по своему желанию на втором языке на вопрос билета или устно на «хорошо» или «отлично», без допущения грубых грамматических и лексических ошибок добавляется 5 баллов к итоговой оценке на 2 этапе экзамена - Студентам, выполнившим и защитившим СРС по собственному желанию на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 10 баллов к оценке - Студентам, выполнившим и защитившим СРС по собственному желанию на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 5 баллов к оценке - Студентам, выполнившим СРС по собственному желанию на английском и втором языке; защитившим СРС по собственному желанию на английском или втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, добавляется 15 баллов к оценке - Студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные упражнения и ситуационные задачи к теме занятия на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 10 баллов - Студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные упражнения и ситуационные задачи к теме занятия на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 5 баллов - Студентам, имеющим собственные конспекты или выполненные упражнения и ситуационные задачи к теме занятия на трех языках (английский, казахский и русский), к оценке за соответствующее занятие прибавляется 15 баллов - Студентам, имеющим собственные конспекты и выполненные упражнения с ситуационными задачами к теме занятия на английском языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 15 баллов - Студентам, имеющим собственные конспекты и выполненные упражнения с ситуационными задачами к теме занятия на втором языке без грубых грамматических и лексических ошибок, к оценке за соответствующее занятие прибавляется 10 баллов Преподаватель вправе снизить баллы (до 10) за: - опоздание студента на 15 минут и больше; - присутствие на занятиях без халата; - отсутствие альбома. 4.2. Программа:
4.2.1 Введение Молекулярная биология изучает строение и функции нуклеиновых кислот, принципы и механизмы реализации наследственной информации, а также молекулярные основы структуры и функций клеток, процессы роста, развития, деления, опухолевой трансформации и гибели клеток. Медицинская генетика изучает причины возникновения и развития наследственных болезней, их диагностику, профилактику и лечение. При интегрированном подходе к преподаванию в медицинских вузах, изучение молекулярной биологии создает базу для изучения молекулярных основ строения и функционирования клетки, регуляции экспрессии генов, необходимых для понимания, как нормальных процессов жизнедеятельности, так и их нарушений, приводящих к возникновению многих заболеваний, в том числе наследственных, связанных с мутациями в генах и хромосомах, что составляет содержание медицинской генетики. Такая фундаментальная подготовка позволит уже, начиная с первого курса, сформировать у студентов клиническое мышление. Студент, изучая молекулярную биологию и медицинскую генетику, познает механизмы нарушения процессов жизнедеятельности на молекулярном, генетическом и клеточном уровнях, их роль в формировании и клиническом проявлении патологических состояний, а также основы их диагностики и профилактики. Таким образом, изучение молекулярной биологии и генетики создает теоретическую базу для последующего изучения биологической химии, гистологии, физиологии, патологической физиологии, общей иммунологии, фармакологии, педиатрии, неврологии, акушерства и гинекологии и других клинических дисциплин.
4.2.2 Цель дисциплины: В процессе изучения молекулярной биологии и генетики использовать новую модель медицинского образования, основанную на компетентностно-ориентированном подходе, это: - формирование у студентов современных знаний об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма (когнитивные компетенции); - эффективное использование теоретических полученных по молекулярной биологии и генетике знаний в процессе выполнения практических заданий, решении типовых и ситуационных задач, составлении схем, таблиц; - обучение навыкам начального уровня коммуникативных компетенций: умение выстроить взаимоотношения с преподавателем, с коллегами в группе, поддерживать атмосферу, благоприятную для достижения цели занятия; - знание нормативно-правовых документов в РК в области здравоохранения и фармации (правовые компетенции); - развитие самосовершенствования через создание собственного портфолио.
4.2.3 Задачи: · сформировать понимание роли молекулярно-генетических и клеточных механизмов функционирования организма в норме и патологии для эффективной диагностики, профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний; · сформировать представление об основных принципах применения современных молекулярно-генетических методов и технологий в теоретической и практической медицине; · научить распознавать основные признаки наследственных патологий для их своевременной диагностики и профилактики; · дать представление об этических и правовых нормах использования достижений молекулярно-генетических исследований в медицине; · научить навыкам работы с научной литературой и электронными базами данных по наследственным болезням.
4.2.4 Конечные результаты обучения: Студент должен показать свои конкретные достижения – это совокупность знаний, пониманий, навыков, умений: - сформировать когнитивные компетенции – знания и представления: · об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах функционирования организма, структурно-функциональной организации наследственного материала на молекулярном уровне (ДНК); · о направлении и механизмах передачи наследственной информации в живых системах, их роли и значении в функционировании живых организмов в нормальных и патологических условиях; · о молекулярных механизмах реализации наследственной информации; · о структурно-функциональной организации наследственного материала на генном, хромосомном и геномном уровнях; · о причинах и механизмах возникновения наследственной изменчивости и их роли в формировании наследственной патологии человека и врожденных пороков развития; · о сущности наследственности, типах наследования признаков (болезней), контролируемых генами и их применении в практической врачебной деятельности для распознавания наследственного характера заболевания; · об основных молекулярно-генетических и клеточных механизмах реакции организма на лекарственные препараты; · о молекулярных основах синтеза и применения лекарственных препаратов; · о молекулярно-биологической и генетической терминологии на международном языке; · о правовых аспектах проблем профилактики наследственной патологии, врожденных пороков развития. - сформировать умения и навыки – практические, коммуникативные, правовые компетенции и навыки самосовершенствования: · использовать знание молекулярно-генетических процессов для объяснения механизмов развития заболеваний; · распознавать наследственный характер заболевания человека; · дифференцировать различные типы хромосом и распознавать нормальные и патологические кариотипы человека; · применять генеалогический метод для установления наследственного характера заболевания; · использовать специальный справочный материал, молекулярно-биологическую и генетическую терминологию, электронные генетические базы данных и т.д.; · владеть навыками написания рефератов; · владеть навыками написания эссе; · владеть навыками написания тезисов; · владеть навыками подготовки презентации доклада и умение выступления перед аудиторией; · работать в команде; · навыки лидерства; · ораторские способности; · организаторские способности. С учетом внедрения трехъязычного обучения по завершении изучения молекулярной биологии и генетики у студентов будут сформирована: коммуникативная компетенция: студент будет способен выражать свои мысли с использованием профессиональных терминов на трех языках на уровне А2 – В1 и выше, вступать в контакт по профессиональным вопросам
4.2.5 Пререквизиты и постреквизиты. Пререквизиты: школьный курс общей биологии, органическая химия, гистология, нормальная физиология, медицинская биофизика, введение в клиническую медицину Постреквизиты: биохимия, микробиология, патологическая физиология, фармакология. 4.2.6 Краткое содержание дисциплины: Предмет и задачи, основные направления развития молекулярной биологии и медицинской генетики. Место молекулярной биологии и медицинской генетики среди других медико-биологических дисциплин. Молекулярные механизмы реализации наследственной информации. Клеточный цикл и его молекулярные механизмы регуляции. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Роль мутаций в развитии наследственной патологии человека. Молекулярно-генетические методы исследования и их применение в практической медицине. Электронные базы данных и биомедицинские сайты. Молекулярно-генетические механизмы возникновения наследственных болезней человека. Методы диагностики и профилактики наследственных болезней. Генетические механизмы индивидуального развития. Основы популяционной генетики. Основы экогенетики. Основы фармакогенетики. Основы онкогенетики. Тематический план лекций, практических занятий, СРПС и СРС Тематический план лекций
Тематический план практических занятий
Тематический план СРСП
Тематический план СРС
Форма выполнения: подготовка рефератов, подготовка презентаций, составление клинического случая, составление глоссария. 4.2.8 Задания для самостоятельной работы студентов: Темы самостоятельной работы студентов: 4.2.8.1. Биоинформатика: молекулярная биология между пробиркой и компьютером 4.2.8.2. Современные представления о репликации ДНК 4.2.8.3. Метилирование ДНК 4.2.8.4. Эпигенетика 4.2.8.5. Современные данные о мутагенных факторах 4.2.8.6. Современные данные о канцерогенных факторах 4.2.8.7. Генетическая природа онкогенеза 4.2.8.8. Хромосомная теория наследственности 4.2.8.9. Генетика групп крови по системе АВО 4.2.8.10. Современные данные о тератогенных факторах 4.2.8.11. Экологические болезни 4.2.8.12. Каталог наследуемых признаков и болезней 4.2.8.13. Неонатальный скрининг 4.2.8.14. Предиктивная медицина, таргетная терапия 4.2.8.15. Современные методы ДНК-диагностики наследственных болезней
|