Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Россия и Европейский Союз14.3. Расширение НАТО и СНВ-2
До 1993 г. Запад не услышал от России «нет» ни по одному значимому вопросу международной жизни. Министр иностранных дел Российской Федерации А.В. Козырев видел ошибку советской дипломатии в том, что она слишком много внимания уделяла защите национальных интересов в ущерб общим интересам мирового сообщества. Перелом наступил в 1994 г. В январе этого года президент США У. Клинтон указал на возможность расширения НАТО за счет бывших членов Организации Варшавского договора. Это было настолько неожиданно, что пребывавший в Польше с государственным визитом Б.Н. Ельцин сказал, что «ничего не имеет против». Но по возвращении в Москву он заявил о наступающем «холодном мире». В период 1994—1996 гг. Россия пыталась узнать, чем она могла «напугать» усиливающийся западный военный союз. Расширение НАТО и увеличение числа членов Европейского союза во всей остроте ставили вопрос о подлинном месте России в Европе. При этом Россия не вышла из процесса сокращения стратегических вооружений, поддерживать баланс которых с США ей становилось все тяжелее. Еще президент США Дж. Буш-старший выдвинул идею подписания Договора о стратегических наступательных вооружениях-2 (Договор СНВ-2). Ельцин считал нужным основывать безопасность своей страны не на оружии устрашения, а на постоянном смягчении напряженности и дружбе с США. Первое конкретное обсуждение проблем заключения Договора СНВ-2 состоялось на первой встрече на высшем уровне Буш — Ельцин в феврале 1992 г. и завершилось созданием единого документа через 11 месяцев, в январе 1993 г. Согласно Договору СНВ-2 обе страны согласились на сокращение на 2/3 стратегических ядерных потенциалов (по Договору СНВ-1 сокращение на 1/3). Были оговорены инспекции на местах. Предполагалось к 2003 г. уничтожить все тяжелые ракеты (типа СС-18 и СС-19), все многозарядные стратегические ракеты. К 2000 г. общая численность триады боезарядов не должна была превышать 4250 единиц, а к 2003 г. — 3500 единиц. Договор СНВ-2 не прошел ратификацию в Верховном Совете России. Многие депутаты не желали расставаться с последним признаком великодержавности страны, средством ее самозащиты. В 1995 г. Россия и США продлили на все обозримое будущее запрет на испытание всех видов ядерного оружия. В 1997 г. НАТО приняло решение о вступлении 10 новых государств в его состав. Россия предъявила свои возражения, апеллируя к достигнутым еще М.С. Горбачевым договоренностям о том, что НАТО не будет расширяться. Но поскольку эти договоренности носили устный характер, они не были приняты в расчет. Правда, в силу взаимных интересов Запад не планировал открыто идти на обострение отношений с Россией, но и Россия не могла существенно противодействовать расширению НАТО. В мае 1997 г. между Россией и НАТО был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. В документе говорилось о том, что стороны не рассматривают друг друга в качестве противников. Но надо понимать, что этот документ всего лишь декларация, которая не содержала никаких обязывающих положений. 7 февраля 1992 года в небольшом голландском городке Маастрихте лидеры 12 государств, составлявших так называемое Европейское сообщество, подписали договор о создании Европейского союза. Это - Бельгия, Дания, Германия, Испания, Греция, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Великобритания. Документ фактически заложил основы политического и валютного союзов, принципы общей внешней политики, разграничил полномочия между общеевропейскими и национальными институтами. Как показывают опросы, спустя 20 лет, европейцы в целом позитивно оценивают политическую интеграцию. Экономическая же часть Маастрихтского договора вызывает ожесточенные споры. В ней прописаны критерии, которым должны были соответствовать экономики стран, вступающих в ЕС и еврозону. Речь идет о знаменитых ограничениях: дефицит бюджета не более 3% ВВП, госдолг менее 60%, ограничение инфляции и доходности по гособлигациям. Вот только механизм контроля за финансовой дисциплиной в документе отсутствовал, что и привело к дальнейшим проблемам. 25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997)
|