Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В каждой субгруппе и средних значений центроидов






Названия кластеров % испытуемых Время нахождения простой фигуры в сложной, в с Коэффициент имплицитной обучаемости
1.«Мобильные ПЗ» 46, 7 35, 9 0, 28
2. «Фиксированные ПНЗ» 8, 8 21, 0 -0, 44
3. «Мобильные ПНЗ» 37, 7 19, 6 0, 61
4. «Фиксированные ПЗ» 6, 7 57, 8 -0, 08

Таким образом, в изученной нами студенческой выборке преобладают ПЗ и ПНЗ лица с выраженной мобильностью соответствующего стилевого свойства. Обращает на себя внимание отчетливое различие между испытуемыми, находящимися на полюсе ПНЗ: при выполнении второй половины методики (формы В) успешность деятельности одних значительно снижается («фиксированные ПНЗ»), тогда как других — столь же значительно увеличивается («мобильные ПНЗ»).

Представляет интерес характер различий в стилевых и продуктивных характеристиках интеллектуальной деятельности лиц с учетом «расщепления» стилевых полюсов. В таблицах 13 и 14


Когнитивные стили

приводятся значимые различия между субгруппами на полюсе полепезависимости и полюсе полезависимости. В верхней части таблицы указываются количество образующих данную субгруппу испытуемых, средние арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик (в скобках приводится их среднее арифметическое значение) с указанием уровня достоверности различий.

Таблица 13 «Расщепление» полюса поленезависимости

«Мобильные ПНЗ»(п = 17) «Фиксированные ПНЗ» (п-4) Значение Р
М времени выделения простой фигуры в сложной 19, 6 с М времени выделения простой фигуры в сложной 21, 0 с Не значимо
М коэффициента обучаемости 0, 61 М коэффициента обучаемости -0, 44 0, 01
Быстро выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (85, 5) Медленно выполняют конфликтную карту в тесте Струпа, с (110, 7) 0, 001
Делают много выборов в графах «слабо-средне» по СД (35, 2) Делают мало выборов в графах «слабо-средне» по СД (19, 2) 0, 001
Высокий индекс сформированности понятийных структур (1, 54) Низкий индекс сформированности понятийных структур (-1, 02) 0, 01
Слабая интерференция в методике Струпа, с (31, 1) Сильная интерференция в методике Струпа, с (54, 7) 0, 001

Судя по данным таблицы 13, интеллектуальное поведение «фиксированных ПНЗ» (заметим, что таких испытуемых по выборке в целом очень мало) отличается высокой скоростью структурирования поля при явном снижении способности к непроизвольному контролю собственной интеллектуальной деятельности: у этой субгруппы проявления имплицитной обучаемости при выполнении методики «Включенные фигуры» не только отсутствуют, но, более того, во второй половине теста успеш-


i Глава 5. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей ______________201

ность их деятельности значимо снижается. Аналогичный результат был отмечен и в другом исследовании: при выполнении методики «Стержень-рамка» некоторые испытуемые, которые вначале показывали незначительное отклонение стержня от вертикали, при продолжении эксперимента резко ухудшали свои показатели (Hansson, Ryden, Johnson, 1986). По мнению авторов, это те испытуемые, которые с трудом интегрируют свое восприятие со средой (контекстом). Поэтому, когда они оказываются в противоречивой ситуации, последняя может вызвать, у них интеллектуальные затруднения.

В нашем исследовании подобный эффект был продемонстрирован при «расщеплении» полюса ПНЗ: у фиксированных ПНЗ в условиях когнитивного конфликта в тесте Струпа замедля-. ется время выполнения конфликтной карты и более выражен эффект интерференции. Не менее важен и тот факт, что в этой субгруппе отмечается низкий уровень сформированное™ понятийных структур, отвечающих за контроль процессов переработки семантической информации. Дополнительным аргументом в пользу этого утверждения является низкое количество выборов в графах «слабо» и «средне» семантического дифференциала, что также свидетельствует о слабом категориальном контроле меры дифференцированного участия чувственно-сенсорных впечатлений в процессе анализа содержания понятий. Создается впечатление, что фиксированные ПНЗ — это тип людей, о которых можно сказать: они быстро соображают, но плохо думают.

Напротив, у «мобильных ПНЗ» наличествует некий механизм непроизвольной регуляции интеллектуальной деятельности: они эффективнее справляются с конфликтом словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций при выполнении третьей карты методики Струпа (соответственно, у них менее выражен эффект интерференции), у них более дифференцирован процесс участия чувственно-сенсорных впечатлений при анализе содержания понятий, выше показатели сформированное™ понятийных структур (соответственно, выше возможности категориальной регуляции процессов переработки информации). По-видимому,


Когнитивные стили

интеллектуальное поведение мобильных ПНЗ предполагает некоторые ментальные усилия, связанные с подключением контролирующих метакогнитивных структур их ментального опыта.

Таким образом, у «фиксированных ПНЗ» ментальные репрезентации строятся по принципу «мгновенного схватывания» (акты собственно мышления свернуты), тогда как у «мобильных ПНЗ» ментальные репрезентации выстраиваются постепенно и относительно медленно в силу действия механизма непроизвольного интеллектуального контроля. В связи с этим обращает на себя внимание весьма характерная деталь: если в субгруппу «мобильных ПНЗ» попали главным образом студенты с наиболее высокими реальными учебными достижениями, то группу «фиксированных ПНЗ» составили испытуемые, имеющие репутацию слабых студентов (согласно оценкам преподавателей).

Таблица 14 «Расщепление» полюса полезависимости

«Мобильные ПЗ» (п= 21) «Фиксированные ПЗ» (п= 3) Значение Р
М нахождения простой фигуры в сложной 35, 9 с М нахождения простой фигуры в сложной 57, 8с 0, 001
М коэффициента обучаемости 0, 28 М коэффициента обучаемости -0, 08 0, 001
Создают больше групп при сортировке слов (7, 9) Создают меньше групп групп при сортировке слов (5, 0) 0, 01
Быстро называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (56, 7) Медленно называют цвет во 2-й карте методики Струпа, с (73, 0) 0, 001
В большей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т21 (1, 33) В меньшей мере скоординированы словесно-речевые и сенсорно-перцептивные функции, величина Т21 (1, 60) 0, 01

Глава 5. феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей ______________ 203

Согласно таблице 14, «фиксированные ПЗ» (в студенческой выборке ярко выраженных «фиксированных ПЗ» всего три человека из 45) при установлении сходства между значениями слов в большей мере склонны использовать глобальные критерии, тогда как «мобильные ПЗ» — аналитические критерии. Кроме того, они испытывают явные затруднения при вербализации цветовых впечатлений, что находит свое отражение в росте показателя дискоординации словесно-речевых и сенсорно-перцептивных функций. Наконец, в данном случае имеет место отчетливое проявление эффекта крайних позиций: именно «фиксированные ПЗ» имеют на стилевой оси экстремально большие значения времени нахождения простой фигуры в сложной.

Итак, «расщепление» полюсов когнитивного стиля ПЗ/ПНЗ имеет свою специфику в выборке студентов университета: среди них крайне мало «фиксированных» ПЗ и «фиксированных ПНЗ». «Расщепление» полюса ПНЗ, судя по всему, идет по линии степени сформированное™ непроизвольных контролирующих стратегий. «Расщепление» полюса ПЗ обусловлено — наряду со степенью сформированности непроизвольного интеллектуального контроля — степенью интеграции словесно-речевой и сенсорно-перцептивной форм опыта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал