Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В выборке с IQ £ 110






Быстрые/точные (п= 39) Импульсивные (п= 75) Значения Р
М времени первого ответа 21, 0с М времени первого ответа 30, 0 с 0, 05
М количества ошибок 10, 5 М количества ошибок 17, 8 0, 05
Низкий показатель А2 (109) Высокий показатель А2 (ИЗ) 0, 05
Низкий показатель A3 (102) Высокий показатель A3 (НО) 0, 05
Низкий показатель А6 (108) Высокий показатель А6 (115) 0, 05
Высокий показатель А7 (122) Низкий показатель А7 (115) 0, 05
Высокий показатель А8 (135) Низкий показатель А8 (128) 0, 05
Низкий уровень ассоциативного кодирования (5, 5) Высокий уровень ассоциативного кодирования (14, 0) 0, 01
Высокий уровень предметного кодирования (87, 5) Низкий уровень предметного кодирования (78, 0) 0, 01
Низкий показатель преобразования стимула в тесте Торренса «Круги» (0, 78) Высокий показатель преобразования стимула в тесте Торренса «Круги» (0, 90) 0, 01
Высокая интерференция (33, 0) Низкая интерференция (24, 0) 0, 01

Примечание. Буквой А обозначены субтесты интеллектуальной шкалы Амтхауэра: А2 — субтест «Определение общих признаков понятий» (способность к понятийной абстракции); A3 — субтест «Аналогии» (способность выявлять смысловые связи между словами); А6 — субтест «Ряды чисел» (способность устанавливать закономерность в числовых рядах); А7 — субтест «Составление фигур» (способность строить целостные пространственные представления); А8 — субтест «Кубики» (способность к пространственной ротации объекта). Ассоциативное кодирование означает преимущественное использование субъективных, эмоционально-личностных описаний неопределенных геометрических объектов (мягкий, веселый, угрожающий т. д.); предметное кодирование — использование предметных описаний (разбитое зеркало, игрушка, одуванчик и т. д.) по методике Артемьевой.


218 _____________________________________________________ Когнитивные стили

образовавших каждый кластер; средние арифметические основного и дополнительного показателей. В основной части таблицы — перечень продуктивных и стилевых характеристик интеллектуальной деятельности (в скобках приводятся их средние значения) с учетом уровня достоверности различий.

Таким образом, «быстрых/точных» отличает преобладание пространственных способностей над вербальными с преимущественной опорой на предметную стратегию кодирования неопределенных перцептивных стимулов. Любопытно, что именно быстрые/точные демонстрируют относительно более выраженный эффект интерференции, что является еще одним доказательством в пользу нашего предположения о продуктивной составляющей эффекта интерференции в методике Струпа.

Напротив, для «импульсивных» (быстрых/неточных) является типичным преобладание вербальных способностей над пространственными в сочетании с преимущественной опорой на ассоциативную стратегию кодирования неопределенных перцептивных стимулов. Весьма характерным представляется следующий факт: по набору представленных в таблице 20 интеллектуальных качеств «быстрые/точные» почти полностью идентичны «рефлективным». Другими словами, черты сходства имеют лица, находящиеся на разных полюсах стилевой оси импульсивность/рефлективность (этот факт уже неоднократно отмечался в предыдущих главах книги).

Рассмотрим доказательства «расщепления» полюса гибкости (в традиционной терминологии) когнитивного стиля ригидность/гибкость познавательного контроля с точки зрения значимых различий в интеллектуальных характеристиках между соответствующими субгруппами (гибкими и неинтегрирован-ными) в общей выборке испытуемых с высоким IQ (п = 149) (Кострикина, 2001). В таблице 21 приводятся значимые различия в интеллектуальных характеристиках соответствующих субгрупп. В верхней части таблицы указаны: количество испытуемых, образовавших каждый кластер; средние арифметические основного и дополнительного показателей. В основной части


Глава 5. феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей ______________ 219

таблицы — перечень продуктивных и стилевых характеристик (в скобках приводятся их средние значения) с учетом уровня достоверности различий.

Таблица 21


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал