Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-правовые взгляды французских просветителей






В центр французской философско-правовой мысли XV1I1 века были поставлены проблемы человека и его благополучия в усло­виях «разумного» государства, возглавляемого просвещенным правителем.

Наиболее четко эти идеи выразил первый мыслитель эпохи Про­свещения Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ; 1694—1778). Будучи воинствующим атеистом, он объявил религию главным ис­точником невежества, порождающего все беды народа, но выгодно­го церкви, феодалам и аристократам.

Вольтер выдвинул концепцию «просвещенного монарха», суть которой сводится к обоснованию того, что несправедливость, царя­щую в обществе, может исправить умный, просвещенный (образо­ванный) правитель. В его власти установить равенство всех перед за­коном, отменить пытки, учредить свободу слова и вероисповедания, неприкосновенность частной собственности, гласность суда и иные правовые нормы.

Другой французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689— 1755) выступил с критикой теории Гоббса «войны всех против всех» как естественном состоянии людей и провозгласил, что человек от природы не агрессивен, а боязлив. Его естественным состоянием яв­ляется стремление к миру, равенству, к «жизни сообща». На заре своего развития он опирается на естественные законы — сохранение мира, добывание пищи и др. Среди них Монтескье особо выделяет желание жить в коллективе, в сообществе, на основе которого и воз­никает государство.

Однако объединение людей в государство, по мнению Мон­тескье, приводит к нарушению их естественного равенства и к угро­зе войны. Поэтому, в дополнение к естественным законам, люди во имя общего блага создают «человеческие законы». Этот процесс за­конотворчества зависит от многих факторов, но прежде всего от нра­вов, обычаев, религиозных верований, численности населения и природных условий — климата, почвы, полезных ископаемых и пр. В силу преувеличения роли географической среды в правовой реаль­ности концепция Ш. Монтескье получила наименование «философско-правовой натурализм».

Духом любого закона, полагал Монтескье, должно быть право, только такие законы формируют свободу.

Одна из наиболее ярких фигур французского Просвещения — Жан-Жак Руссо (1712 —1778), вошедший в историю философско-правовой мысли как автор целого ряда оригинальных концепций — свободы и равенства, равенства и неравенства, естественного состо­яния и общественного договора, политического права и политичес­ких законов, общей воли и юридических законов.

Руссо, в частности, считал, что конец естественному и справедли­вому состоянию общества положила частная собственность, она по­родила страх, войну, имущественное расслоение.

Не менее оригинально Руссо трактовал происхождение государ­ства. По его мнению, богатые предложили учредить государство на основе общественного договора, предусматривавшего всеобщее ра­венство перед законом. Однако они обманули бедных, создав такое государство и установив такие законы, которые защищают интересы только богатых. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах — резюмирует философ.

Он был убежден, что права человека в условиях политического и экономического неравенства могут защитить только законы. Люди подчиняют свою волю «общей воле», «общему Я», народу, единст­венному, кто обладает суверенитетом. Кроме «общей воли», представляющей общие интересу, существует еще и «воля всех», кото­рую Руссо рассматривал как частные интересы общества.

Важнейшим правом человека Руссо полагал свободу: лишить че­ловека свободы означает лишить его нравственности.

Обращались к философско-правовой проблематике и другие французские просветители так, Клод Адриан Гельвеции (1715 — 1771) утверждал, что «гениальными людьми не рождаются, а стано­вятся» под воздействием социальной среды. Поддерживая идею природного равенства людей, он провозглашал и их правовое равен­ство как равенство всех перед законом.

Примечательно, что философско-правовые взгляды Гельвеция неразрывно связаны с идеями гуманизма. Отмечая, что «законы все­сильны, они могут все», он призывал направить их действие на со­блюдение и защиту интересов отдельного человека. Даже временное ущемление личного интереса во имя общественного Гельвеции счи­тал неправомерным, однако «верховное благо» — это единство, гар­мония личных и общественных интересов.

Творчество французских просветителей подготовило философско-правовую «почву» Великой французской революции. Их идеи получили широкое распространение во всем мире — от России до Америки. Концепция общественного договора, в частности, была воспринята русским мыслителем Н.А. Радищевым.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал