Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия права Г. Гегеля






Вершина классической немецкой философии — Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831); по существу он является родоначаль­ником философии права как систематизированного научно-фило­софского знания. «Философия права» — одна из основных работ, в которой автор реализовал, применительно к праву, свою главную философскую концепцию — идеалистическую диалектику.

Как известно, Гегель подразделяет дух на три части: субъектив­ный дух (антропология, философия духа и психология), объектив­ный дух (право, моральность, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия).

Всю эту триаду пронизывает идея свободы. Под субъективным ду­хом Гегель понимал свободу личности «в-себе», под объективным — свободу не только «в-себе», но и «для-себя», т.е. наличное бытие. И если свобода «в-себе» — лишь идея права, то свобода «в-себе и для-себя» — это правовая реальность как инобытие идеи права.

Поэтому Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью.

Само право, согласно триаде, существует в трех ипостасях: идея права, которая проявляется как свобода воли; особое право — как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государ­ства; и позитивное право — как закон.

Предметом философского рассмотрения права Гегель считал толь­ко первую его ипостась, т.е. идею права. В процессе своего диалекти­ческого развития идея права проходит три ступени.

Абстрактное право — это право свободной, правоспособной лич­ности. «Право как таковое есть формальное, абстрактное право» аб­страктного лица. На этой стадии еще нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Личность реализует свою свободу в собственности, отношения по поводу которой ведут к дальнейшему развитию идеи права — до­говору. Однако множество отношений, случайность договорных свя­зей могут породить видимость права, право против нарушенного права или проще — неправо. Зачастую люди неправо считают пра­вом, ошибочно принимая за право то, что хотят получить. К основ­ным формам неправа Гегель относит: непреднамеренное нарушение права, обман, преступление.

По мере развития права обнаруживается различие между абст­рактным правом и субъективной волей, которое «снимается» в сле­дующей ступени — моральности.

Моральность проявляется уже не в мыслях, а в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различить добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера морально­сти — это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

Третья ступень развития идеи права — нравственность, существу­ющая в формах семьи, гражданского общества и государства. Это уровень развития свободы, ставшей природой (семьей), формальной (гражданским обществом) общностью и, наконец, органической действительностью (государственным устройством).

В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак — это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная соб­ственность движется на нравственном интересе.

Под гражданским обществом Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все другие — суть ничто. Субстанцией личности в граж­данском обществе является частная собственность. Своеобразие по­требностей и возможностей их удовлетворения, оригинальность це­лей, интересов, духовного развития личностей выступает основани­ем для разделения труда, возникновения формальной культуры, об­разования различных сословий и формального права.

Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство населения относится к «среднему сословию» с высо­ким уровнем правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона — значимого для всех и известного всем.

Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности. Право в государстве может быть внутрен­ним (конституция), внешним и всемирным. Последнее выступает как право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравст­венность.

Всю сферу права Гегель рассматривал сквозь призму свободы: право — это свобода, произвол — это «смешение свободы и несвобо­ды», а закон — это разум и свобода. Любые проявления свободы (в том числе и право) имеют различную степень абстрактности, но в своей совокупности, посредством своего «снятия», дают возмож­ность реализовать свободу как «благо в его определенной особенно­сти». Именно во благе в итоге аккумулируется и воплощается любое проявление свободы — свобода воли личности, свобода гражданско­го общества, свобода государства.

Право и свобода у Гегеля неразрывны и зависят от устоев общест­ва. Более того, именно право отражает состояние общества. Если об­щество нестабильно, то суровые наказания призваны укрепить его, а если экономически и политически благополучно, то оно снисходи­тельно относится к правонарушениям. Отсюда следовал вывод: пра­во необходимо рассматривать в развитии, во взаимосвязи с другими социальными феноменами, т.е. диалектически.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал