Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия права Г. Гегеля
Вершина классической немецкой философии — Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831); по существу он является родоначальником философии права как систематизированного научно-философского знания. «Философия права» — одна из основных работ, в которой автор реализовал, применительно к праву, свою главную философскую концепцию — идеалистическую диалектику. Как известно, Гегель подразделяет дух на три части: субъективный дух (антропология, философия духа и психология), объективный дух (право, моральность, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия откровения и философия). Всю эту триаду пронизывает идея свободы. Под субъективным духом Гегель понимал свободу личности «в-себе», под объективным — свободу не только «в-себе», но и «для-себя», т.е. наличное бытие. И если свобода «в-себе» — лишь идея права, то свобода «в-себе и для-себя» — это правовая реальность как инобытие идеи права. Поэтому Гегель и рассматривал философию права как науку о свободе, как философское осмысление всего, что связано с правом, долженствованием, нормативностью. Само право, согласно триаде, существует в трех ипостасях: идея права, которая проявляется как свобода воли; особое право — как конкретные права социальных субъектов: личности, семьи, государства; и позитивное право — как закон. Предметом философского рассмотрения права Гегель считал только первую его ипостась, т.е. идею права. В процессе своего диалектического развития идея права проходит три ступени. Абстрактное право — это право свободной, правоспособной личности. «Право как таковое есть формальное, абстрактное право» абстрактного лица. На этой стадии еще нет позитивных законов, здесь действует принцип «будь лицом и уважай других в качестве лиц». Личность реализует свою свободу в собственности, отношения по поводу которой ведут к дальнейшему развитию идеи права — договору. Однако множество отношений, случайность договорных связей могут породить видимость права, право против нарушенного права или проще — неправо. Зачастую люди неправо считают правом, ошибочно принимая за право то, что хотят получить. К основным формам неправа Гегель относит: непреднамеренное нарушение права, обман, преступление. По мере развития права обнаруживается различие между абстрактным правом и субъективной волей, которое «снимается» в следующей ступени — моральности. Моральность проявляется уже не в мыслях, а в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различить добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел, намерение, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности — это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло. Третья ступень развития идеи права — нравственность, существующая в формах семьи, гражданского общества и государства. Это уровень развития свободы, ставшей природой (семьей), формальной (гражданским обществом) общностью и, наконец, органической действительностью (государственным устройством). В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак — это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность движется на нравственном интересе. Под гражданским обществом Гегель понимал социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все другие — суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность. Своеобразие потребностей и возможностей их удовлетворения, оригинальность целей, интересов, духовного развития личностей выступает основанием для разделения труда, возникновения формальной культуры, образования различных сословий и формального права. Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство населения относится к «среднему сословию» с высоким уровнем правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона — значимого для всех и известного всем. Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности. Право в государстве может быть внутренним (конституция), внешним и всемирным. Последнее выступает как право абсолютное, как народный дух, как подлинная нравственность. Всю сферу права Гегель рассматривал сквозь призму свободы: право — это свобода, произвол — это «смешение свободы и несвободы», а закон — это разум и свобода. Любые проявления свободы (в том числе и право) имеют различную степень абстрактности, но в своей совокупности, посредством своего «снятия», дают возможность реализовать свободу как «благо в его определенной особенности». Именно во благе в итоге аккумулируется и воплощается любое проявление свободы — свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства. Право и свобода у Гегеля неразрывны и зависят от устоев общества. Более того, именно право отражает состояние общества. Если общество нестабильно, то суровые наказания призваны укрепить его, а если экономически и политически благополучно, то оно снисходительно относится к правонарушениям. Отсюда следовал вывод: право необходимо рассматривать в развитии, во взаимосвязи с другими социальными феноменами, т.е. диалектически.
|