Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выводы для образовательной практики в области коммуникативных исследований
Основной вывод, касающийся нашей дисциплинарной практики, заключается в том, что все мы, исследователи коммуникации, имеем в настоящий момент важную для обсуждения тему, а именно, социальную практику коммуникации, поэтому нам следует перестать игнорировать друг друга и направить свою работу в область теории коммуникации. Что означает направить нашу работу в область теории коммуникации? Я думаю (вслед за Anderson, 1996), что речь идет о трех вещах: а) ориентироваться на широкое научное сообщество; б) обеспечить возможность рассмотрения конкретных проблем междисциплинарными средствами и в) заниматься подготовкой студентов в этой области. Остановлюсь на этих положениях более детально. 1. Исследователи коммуникации должны адресовать свои работы, даже узко специализированные, к данной области знания в целом. Это означает, что они должны демонстрировать свою осведомленность в избранной традиции, обращаться к основным темам и проблемам данной области, подчеркивать практическое значение и быть отзывчивыми к интересам и возможной критике со стороны других традиций. Принимая во внимание академическую специализацию, нельзя ожидать от отдельных ученых, что они глубоко разберутся во всех направлениях этой области знания. Поэтому аргументы, используемые при рассмотрении и характеристике традиций, не всегда будут новыми, в некоторых отношениях они могут быть наивными. И тем не менее они будут указывать на связь данной работы с областью знания в целом и обеспечат других ученых, вовлеченных в работу на пересечениях определенных теоретических традиций, теми деталями (и мотивирующими раздражителями), которые дают возможность устранять ошибки, прояснять проблемы и переводить обсуждение на более глубокий уровень. Именно так может выглядеть на практике диалогически-диалектическая согласованность. 2. Теоретическая матрица предполагает как междисциплинарность, так и дисциплинарную сосредоточенность в исследованиях по коммуникации. Любая традиция обращается к сферам междисциплинарного исследования (в политической коммуникации, семиотике, исследованиях по культуре, философии, информатике и т. д.), которые могут расширяться за счет других направлений теории коммуникации. Трэйси (Tracy, 1990), например, выделил особый коммуникативный подход к междисциплинарным исследованиям дискурса, для которого характерны собственные нормативные и прикладные интересы, представление об аудитории и сконцентрированность на проблемах и стратегиях. Эти характеристики обнаруживают сочетание риторического, социопсихологического и других влияний теории коммуникации. Исследователи коммуникации, сформи
рованные в определенной традиции, получают возможность преодолеть продуктивную фрагментацию и внести больший вклад в междисциплинарные исследования. 3. Перед теми из нас, кто преподает теорию коммуникации, стоят уникальные по сложности задачи. Студенты последних курсов приходят на занятия по коммуникации в надежде получить что-то, имеющее практическое значение, а мы предлагаем им теорию. Они приходят за чем-то постижимым, а мы предлагаем фрагменты предмета, который никто не может постичь — до 249 теорий, счет которых не завершен. Анализ, предложенный в табл. 1 и 2, рассчитан на преподавателей, которые воспринимают область знания в целом как источник размышлений над практическими проблемами, и, постепенно продвигаясь от поверхностного обзора вглубь теории, они движутся не в сторону от практических дел, а, напротив, проникают в них более глубоко. Студенты, специализирующиеся в нашей области, должны научиться использовать теорию коммуникации иначе. Те, кто хочет проводить собственные исследования, «не могут игнорировать необходимость специальной методологической, а следовательно, и теоретической подготовки» (Reeves, 1992. Р. 238). Вместе с тем широта кругозора в данной области поможет им адресовать выводы, полученные в специальных исследованиях, более широким дисциплинарным и междисциплинарным сообществам, а также неспециалистам. Тем, кто специализируется в рамках конкретной традиции, осваивать коммуникационную теорию станет немного легче, поскольку они могут сосредоточиться прежде всего на «собственных» рядах и столбцах табл. 2, т. е. на проблемах связей их собственной традиции с другими направлениями теории коммуникации. Другие клетки матрицы останутся тем, кто специализируется в других традициях. Если обратиться к одной из традиций теории коммуникации, то можно представить табл. 1 и 2 в качестве строительных лесов, поддерживающих систему риторических приемов — систему из общих мест и шаблонных аргументов, которая может помочь при подготовке студентов, изучающих коммуникацию, к участию в обсуждении проблем дисциплины в целом, подобно тому, как традиционное искусство риторики готовит граждан к участию в обсуждении общественных дел. Ораторское искусство апеллирует к «общепринятому», или «публичному», или «социальному» знанию — знанию, которым уже совместно обладают члены сообщества. Подобно этому область теории коммуникации отмечает границы общего дискурсивного пространства — пространства теоретического метадискурса, в котором более специальные теоретические дискурсы могут объединяться друг с другом и с практическим метадискурсом по вопросам коммуникации как социальной практики. Эта область теории коммуникации — не хранилище абсолютной истины. Она лишь стремится быть полезной.
|