![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 4. Системный подход к проблеме индивидуальности
План занятия
1. Структура индивидуальности 2. Межуровневые связи
Системный подход к проблеме индивидуальности человека диктует необходимость рассматривать индивидуальность как систему особенностей человека и как индивида, и как организма, и как личности, то есть как иерархическую систему системных качеств. Введение системного подхода позволило по-новому подойти к решению этой проблемы, выдвинув на первый план представление об индивидуальности и ее структуре. Основные идеи и положения в этом направлении были сформулированы в трудах B.C. Мерлина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, И. В. Равич-Щербо, В.М. Русалова. Различные подходы к структуре индивидуальности приводят к выделению разных, нередко достаточно дробных уровней и подуровней. Например, К.К. Платонов предлагает выделять следующие органические уровни: - сомато-морфологическую индивидуальность; - биохимическую; - физиологическую. В психологической сфере он выделяет: - процессуальную психическую индивидуальность, в известной степени общую у человека и животных; - содержательную психическую индивидуальность, являющуюся продуктом его взаимодействия с миром; - социально-психологическую индивидуальность, третий психический уровень, свойственный только человеку. В наиболее общем виде проблема соотношения индивида, личности и индивидуальности была разработана В. С. Мерлиным. По его представлениям, понятия " индивид" (организм) и " личность" включаются в более обобщенное понятие " индивидуальность", которая рассматривается как иерархически упорядоченная система свойств всех ступеней развития. Данная система охватывает все уровни существования индивидуальности - от свойств организма (биохимических, общесоматических, нейродинамических) через уровень индивидуальных психических свойств (психодинамических - свойств темперамента, психических свойств личности) к социально-психологическим индивидуальным свойствам. Сама интегральная индивидуальность определяется им как " целостная характеристика индивидуальных свойств человека". Понятие связи является ключевым для системных исследований: предполагается, что системность объекта полнее всего раскрывается через его связи и их типологию. Б.Ф. Ломов понятие связи выдвигает на первый план, предлагая рассматривать индивидуальность как " систему многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития отдельного человека". По утверждению B.C. Мерлина, между уровнями имеются не только однозначные, но и многозначные связи, когда каждая характеристика одного уровня связана с многими характеристиками другого и наоборот. Изучение межуровневых связей в структуре индивидуальности сопряжено с рядом проблем, среди которых в первую очередь проблема определения их направленности и установления причинно-следственных отношений. Одним из широко распространенных в психофизиологии исследовательских приемов является установление связей путем вычисления корреляций между физиологическими (например, параметры энцефалограммы) и психологическими (например, показатели умственного развития) характеристиками.
|